20
21
ЗАСЕДАНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОЕМы уверены, что вопросы, поднятые на этом заседании, интересуют не только автолюбителей, эксплуатирующих «Москвич-408» (или 403), но и всех автомобилистов, желающих повысить технический кругозор. Владельцы автомобилей-«ветеранов» узнают возможности их модернизации путем замены устаревших и изношенны., узлов или агрегатов новыми и совершенными. Ознакомление с устройством новых моделей отечественных автомобилей через журнал также крайне необходимо ремонтникам и преподавателям. В прошлый раз мы рассмотрели новые технические решения и преимущества модернизированной тормозной системы, изучили частично ее конструкцию. Сегодня мы продолжим ее изучение, а также познакомимся с порядком технического обслуживания и ремонта новой тормозной системы. При переходе к модели 407 (402) конструкторы завода отказались от шкворня—стойка даже лучше может выполнять его обязанности. Кроме упрощения конструкции, при этом еще вдвое уменьшаются нагрузки на устройства, заменяющие пару «шкворень—втулка» (увеличилось плечо). Это дало также экономию металла и уменьшение веса. При переходе к модели 408 (403) тормозные цилиндры передних колес были посажены непосредственно на стойку (зачем тормозной момент передавать на стойку через щит!), что позволило более чем вдвое уменьшить толщину щитов, сузив их функции до положения только грязезащитных деталей. Снова экономия металла н уменьшение веса! В прошлый раз мы радовались: больше не нужно забираться под машину, чтобы подводить восемь колодок. Теперь добавим —в передних тормозных цилиндрах также образован сквозной поток жидкости. Значит прокачка потребует минимум времени н усилий. Коренной ломке подвергся ручной привод. Раньше иэ-эа трения троса в трубке терялась часть усилия. Теперь установлен ролик — облегчилось управление и ручным приводом. Для беседы мы снова пригласили ведущего конструктора Московского завода малолитражных автомобилей (по тормозам) инженера В. Н. ТАПИНСКОГО.РАЗГРУЖЕННЫЕж сквоашоА поток жидкости:ЩМТ&ХIУ автомобиля модели 407 весь тормозной момент, возникающий при торможении, воспринимается щитом, на котором укреплены колесные цилиндры, Это заставляет изготовлять его из стального листа значительной толщины (3 мм). В передних тормозных механизмах нового автомобиля (рис, 1) колесные цилиндры 10 укреплены болтами непосредственно на стойке 7 передней подвески, Щит же 5 здесь предназначен только для защиты тормозного механизма от попадания грязи и посторонних предметов, а также для установки на нем опорных стоек 4 колодок и спиральных пружин 3, прижимающих колодки к этим стойкам. Прижимные пружины 3 надежно закреплены в выштамповках щита своими отогнутыми концами. Разгрузка щита от тормозного момента позволила уменьшить его толщину до 1,2 мм и снизить тем самым вес. В эксплуатации тормозных механизмов новой модели были случаи, когда колодки скрипели «а опорных стойках при нажатии на педаль стоящего автомобиля. Для предотвращения этого явления торцовая поверхность стоек смазывается графитовой смазкой, и при появлении скрипа смазку следует возобновить. В будущем в конструкцию опорных стоек будет добавлена противоскрипная прокладка. ВНУТРЬ колесного цилиндра 10 вставлен дюралюминиевый поршень 11 с впрессованным в него стержнем и надетой в проточке двухкромочной резиновой манжетой, а также вставлено (с натягом) кольцо 13 автоматического устройства для поддержания зазора между колодкой и барабаном. С внешнего торца на колесный цилиндр и поршень надет резиновый защитный колпак 9. Для облегчения прокачки (удаления воздуха из тормозной системы при ее заполнении жидкостью) образован сквозной поток жидкости через оба цилиндра: ввод и вывод в каждом цилиндР и с. 1. Тормозной механизм переднего колеса; 1 — винт крепления; 2 — барабан; 3 — прижимная пружина; 4 — стойка колодки; 5 — щит; 6 — отражатель; 7 — стойка передней подвески; 8 — стяжная пружина; 9 — защитный колпак; 10 — цилиндр; 11 — поршень; 12 — манжета; 13 — кольцо автоматического устройства.if.ш • ^ Ж А ^ Ж ЯМ ! 1&ШМЭг^5>'Р и с. 2. Поток жидкости в колесных цилиндрах передних тормозов при заполнении системы и прокачке: а — ввод и вывод осуществляются через один и тот же канал; б — ввод и вывод |' осуществляются через отдельные каналы.ре сделаны раздельными (рис. 2), а не через один канал, как у модели 407, Места присоединения трубки к цилиндрам находятся также с внешней стороны щита 5 (см. рис. 1), что позволяет постоянно контролировать герметичность соединений и исключает возможность попадания тормозной жидкости на поверхности колодок и барабана в случае ее подтекания, Теперь трубка соединяется гайкой, ввертываемой в гнездо фланца тормозного цилиндра, что упростило соединение и уменьшило возможность подтекания по сравнению с прежним решением (плоская муфта с двумя алюминиевыми прокладками). Передние колесные цилиндры одинаковы, Поскольку автоматическое устройство поддерживает в отторможенном состоянии постоянный (и минимальный) зазор, поверхность накладки должна быть параллельна зеркалу барабана, По этой же причине его зллипсность допускается не более 0,12 мм, а конусность — не более 0,06 мм. При неправильном положении среднего опорного стержня, приклепанного к щиту, может получиться перекос колодки (и касание ее к барабану). Поэтому нужно остерегаться деформации щита (особенно тонкого — переднего) и никогда не пользоваться им в качестве опоры при затрудненном съеме барабана. В этих случаях нужно винты крепления М8Х1,25 ввертывать равномерно в два специальные резьбовые отверстия в диске барабана, как показано на рис. 3.Р ис . 4. Сверление отверстия в накладке и заклепка накладки.Р ис . 3. Снятие тормозного барабана.нены из асбокаучуковой массы и приклеиваются к ободам тормозных колодок, Приклеенные накладки, по сравнеР и с. 5. Тормозной механизм заднего колеса; 1 — барабан; 2 — щит; 3 — клапан выпуска воздуха; 4 — стяжная пружина длинная; 5 — колодка; в — защитный чехол; 7 — цилиндр; 8 — поршень; 9 — манжета: 10 — кольцо автоматического устройства: 11 — разжимный ры-нию с приклепанными, позволяют увеличить их полезную площадь благодаря отсутствию отверстий под заклепки, значительно дольше служат, изнашиваясь практически на полную толщину, Кроме того, на гладкой рабочей поверхности приклеенных фрикционных накладок не собираются продукты износа и абразивные частицы дорожной пыли (нет цекованных отверстий), что значительно снижает износ рабочей поверхности тормозных барабанов. Накладки приклеиваются специальным клеем ВС-10Т (раствор синтетических смол в органических растворителях). Внутреннюю поверхность накладки перед этим делают шероховатой, а колодку тщательно обезжиривают. Нанесенный на обе поверхности тонкий слой клея подсушивают в течение 30 минут при температуре не ниже 15 градусов, затем обе детали равномерно прижимают одну к другой давлением в пределах 5—8 кг/см 8 < в сжатом виде выдери живают в сушильной камере при 190±10 градусов не менее 40 минут, не считая времени прогрева детали. Колодка снимается с приспособления после охлаждения ее до температуры не выше плюс 50 градусов. Поскольку в небольшом автохозяйстве ив условиях индивидуального гаража приклеить накладку трудно, в колодках сохранены отверстия, чтобы можно было крепить накладки заклепками, С выпуклой стороны накладки отверстия цекуют (рис. 4). Здесь же приведены размеры заклепки. К щиту приварен маслоотражатель б (см, рис. 1) для защиты механизма от смазки, случайно проникшей через сальник из ступицы колеса, которая собирается выштамповкой и через отверстие в щите сбрасывается наружу. Тормозной барабан 2с внутренним диаметром ло зеркалу 230 мм представляет собой чугунный обод с залитым стальным штампованным диском. Из-за глубоких кольцевых рисок, образующихся на зеркале барабана, может происходить самозаклинивание одного из тормозов, что вызывает стремление автомобиля к заносу, а образование эллипености рабочей поверхности впрзжклЕжззашыв долговвчсиоствТОРМОЗОВТормозные механизмы колес нового автомобиля имеют самоустамавливающиеся (плавающие) колодки. Концы колодок — округленной формы, что позволяет им перекатываться на опорах при работе и одновременно скользить вдоль пазов, самоустанавливаясь по зеркалу барабана при торможении. Накладки таких колодок изнашиваются равномерно по всей длине. Они выполчаг; 12 — регулировоч ныЙ винт; 13 — шайба; 14 — распорная втулка; 16 — пружинная шайба; 16 — гайка; 17 — распорная планка; 18 — прижимная пружина: 19 — стойка колодки; 20 — наконечник троса,ШАКЛАДКВ—21