10
11
АВТОМОБИЛИСТЫ столицы оо* суждают письмо знатных водителей — Героя Социалистического Труда М. И. Приставки и Героя Советского Союза И. Н, Фомина.ж&гглъхА сталЖУРНАЛА. „ЗА РУЛЗЕМ"Дружнее, сплоченнее надо быть, товарищи. А то ведь как бывает. Сломалось что-либо, остановился на обочинеи «загорай» часами. На машине одного водителя нашей автобазы в пути отказал двигатель. В морозную ночь ЗИЛ встал на дороге, Мимо проносились автомобили, но никто из шоферов не остановился, Так и мерз человек до утра. Разве можно терпеть черствость, равнодушие к чужой беде? Мимо не проезжать! Эта.мысль красной нитью проходила через все выступление главного инженера автобазы Мосстройэлектропередач Н. Дудкова, который на ярких примерах из долголетней работы на автотранспорте убедительно показал значение культуры в работе, чуткости, внимательности друг к другу, взаимовыручки на дорогах. — Не проезжать мимо, всегда помогать товарищу, — заключил Н. Дудков,— традиция советских шоферов, и ее надо поддерживать и обогащать! — Целиком согласен с авторами статьи «Пусть другу поможет друг!» — вступает в разговор шофер 7-го таксомоторного парка столицы В. Гладков. — Вопросы культуры труда шофера, взаимоотношения между водителями — один из главных предметов в школе коммунистического труда и передового опыта нашего автохозяйства. Скажу о себе. За рулем автомобиля я тружусь четверть века. И ни разу не подумал о том, чтобы сменить эту замечательную профессию. Много в ней подлинной романтики, увлекательного. Каждый рейс — новые впечатления, новые люди, интересные встречи. Между тем, не все из наших коллег полюбили дело, за которое взялись. А воспитываем мы их слабо, уважение к профессии не прививаем. А. ЛЯПИДЕВСКИЙ: Слесарь — шоферу первый друг. а, и нелегкая, и своеобразная должность — быть шофером. В заводском цехе или рубке корабля, в шахтерском забое или операционной клиники, решая самые трудные задачи, можно посоветоваться, прибегнуть к помощи более опытных и умелых. Водитель - автомобиля в кабине, как правило, один. Он и командир, и рулевой, и штурман. А впереди — длинные километры трудного пути по дорогам, на которых обстановка меняется ежеминутно, порой мгновенно. Принимать решение надо тоже незамедлительно, а главноебезошибочно. Не удивительно, что дружеская поддержка, доброжелательность на дороге, чувство локтя, тепло товарищеской руки для шофера значат особенно много. Вот почему разговор о шоферской дружбе, чести и долге, поднятый на страницах нашего журнала знатными водителями М. И. Приставкой и И. Н. Фоминым («За рулем» № 1, 1965 г,), вызвал горячий интерес у водителей столицы, и не только у водителей. Поговорить по душам с авторами письма, обменяться мыслями, обсудить поднятые в нем вопросы собрались за круглым столом журнала «За рулем» в Доме культуры автомобилистов Москвы профессиональные шоферы и руководители автохозяйств, автолюбители, механики, сотрудники ГАИ, профсоюзный и комсомольский актив, М ИМО НЕ ПРОЕЗЖАТЬ!ДДаже в печати, замечает В. Гладков, шоферский труд освещается как-то приглушенно и порой однобоко. О нас, шоферах такси, например, пишут больше плохого, хотя основная масса наших водителей — люди старательные, добросовестные, вежливые. Есть прямо настоящие герои, — Конечно, — говорит далее В. Гладков, —невнимательность, грубость в отношениях друг с другом, с пассажирами серьезно осложняют нашу работу, Вежливость, предупредительность. — святая обязанность шофера такси. Случается, однако, и так, что не водитель, а пассажир задает дурной тон: желая подделаться под «уровень» твоей профессии, разговаривает нарочито огрубленным языком, сквернословит, — Меня это оскорбляет, — говорит В. Гладков. — А вас? — обращается он к собравшимся. И по тому, как бурно реагировал зал, видно было, что оратора поддерживают многие. •:•• . •'* Новую, если можно так сказать, главу начал в своем выступлении известный полярный летчик, Герой Советского Союза А. Ляпидевский. ШОФЕРУ ПЕРВЫЙ ДРУГ — По призванию и профессии я летчик, — сказал Анатолий Васильевич, —но у меня есть и другая, не менее сильная страсть — автомобиль. С ним я связан давно — с 20-х годов. Когда "машин было меньше и были они проще по устройству, водитель выполнял нередко обязанности и шофера, и механика, и слесаря, и мойщика. С развитием автотранспорта пришло и неизбежное разделение труда: все заботы по обслуживанию автомобиля взяла на себя техническая служба. Казалось бы, слесарь и шофер — первые друзья. А всегда ли так в жизни? Кто, например, повинен в том, что на.. дорогах случаются ЧП из-за плохого технического состояния автомобиля? Оказывается, ремонтники. Ни один летчик не рискнет подняться в воздух на неподготовленной машине, А разве жизнь и работа шофера, пешехода не Н. ДУДКОВ: Мимо не проезжать! Помогать товарищу! В. ГЛАДКОВ: Не все из наших коллег полюбили дело, за которое взялись.—- Мы с Иваном Николаевичем Фоминым работаем на автомобильном транспорте более трех десятков лет и всякое повидали, — обратился к собравшимся один из авторов письма шофер 20-й автобазы Мосстройтранса Герой Социалистического Труда М. Приставка. — За эти годы изменилась М. ПРИСТАВКА: Разнаша техника, выросли люди: севе можно терпеть равнодушие к чужой 'бегодня у любого курсанта, оконде? чившего автошколу ДОСААФ, знаний куда больше, чем их было у нас в начале трудового пути. Что и говорить, подготовка шоферов стала солиднее, серьезшее. И все же недоразумений и происшествий на наших улицах и дорогах пока еще многовато. Отчего так происходит? Зачастую оттого, что некоторым шоферам не хватает чувства товарищества, взаимопомощи, предупредительности. Не притормозил вовремя, не пропустил товарища, обогнал в опасном месте, сел за руль нетрезвым —вот тебе и авария, столкновение, ЧП на дороге. :f#'Э5Г ' Ф' &'JSPЯ?^зависят от того, как потрудился слесарь, как проверил автомобиль механик? Нельзя допускать, чтобы ремонтники подводили шоферов! — Со словами Анатолия Васильевича Ляпидевского о высокой ответственности тех, кто по долгу своей службы обязан постоянно заботиться о технически исправном состоянии автомобиля, нельзя не согласиться, — продолжает беседу старший инспектор Мосстройтранса по безопасности движения А. Фурман. —• Недобросовестная работа слесаря или механика может привести к аварии, к гибели людей. Это понимают все. И все же ремонт и обслуживание автомобилей производятся в ряде автохозяйств некачественно. За выпуск на линию технически неисправного автомобиля следует строже взыскивать с руководителей автохозяйств. Тов. Фурман поднял еще один интересный вопрос, — Нередко бывает и так, — сказал он. — Молодому шоферу в автохозяйстве стараются вручить самую плохую машину. Мучается он, бедняга. Надо подумать: не отбиваем ли мы стремление к шоферской профессии? В 1-й автобазе Мосстройтранса существовала одно время хорошая, на мой взгляд, традиция: молодым водителям, принимаемым в рабочую семью шоферов, автомобиль вручали в торжественной обстановке перед всей автоколонной. Тут уже неисправную машину не дашь. И жаль, что эта традиция забыта. ВОДИТЕЛЬ И АВТОИНСПЕКТОР Этой стороны вопроса коснулся в своем выступлении шофер 16-й автобазы Мосстройтранса М. Найденов. А. ФУРМАН: Молодому шоферу стараются вручить самую плохую машину... М. НАЙДЕНОВ: Нуж ны правильные отношения между водителем и работником ГАИ.— Правильные, дружеские отношения между всеми автомобилистами, и в том числе между водителями и работниками автомобильной инспекции, очень много значат в нашей работе. На мой взгляд, главной причиной недоразумений является формальное понимание своих обязанностей некоторыми сотрудниками автомобильной инспекции. Вот пример. Перед октябрьскими праздниками я работал со своим самосвалом на Красной площади, помогал одевать ее в праздничный наряд. Трудился с приподнятым настроением, понимал, что через несколько дней здесь пройдут сотни тысяч москвичей и гостей столицы. Делал ездку за ездкой по одному и тому же маршруту. Все шло хорошо, но вот 6 ноября в конце рабочего дня меня останавливает сотрудник ОРУДа. Начинает «прорабатывать», причем на «высоких тонах». Мало того, забирает водительское удостоверение и предлагает придти на переэкзаменовку по правилам движения. Что же произошло? Чтобы попасть на грузовой машине на Красную площадь, приходилось невольно преступать некоторые запреты правил движения, так как на всех прилегающих улицах висят знаки «Движение только легковых автомобилей». Много дней я ездил под этот знак: другого пути не было. Но вот пришел новый товарищ и решил, видимо, свою власть употребить сполна, Правда, после долгих объяснений, он «смягчился», удостоверение мне вернул, но рубль штрафа все же взял,.. Вот так, бывает, формализм встает на пути доверия, — говорит М . Найденов. — Со мной произошел не менее удивительный случай, — дополняет его рассказ шофер-любитель М. Андрианов. — М. АНДРИАНОВ: Со мной произошел удивительный случай...Участники «круглого стола» слушают выступления своих товарищей.Я возвращался в Москву на своем «Москвиче» по Ярославскому шоссе. Впереди на дороге произошло несчастье: оторвавшийся прицеп сбил девушку. Собралась толпа. Когда к месту происшествия прибежала мать, Пострадавшую уже увезла «Скорая помощь». Кто-то сказал, что в мытищинскую больницу, Женщина ко мне с просьбой: сделайте ми ­ лость, подвезите до больницы. Посадил я ее в машину — и вслед за «Скорой помощью», в Мытищи. А у самой больницы автоинспектор изъял у меня водительское удостоверение и обвинил в занятии извозом. Спрашивается: откуда такая подозрительность? Упреки, разумеется, серьезные. Что ответит на них представитель Госавтоинспекции РСФСР подполковник милиции С. Гороховский! — Высокой требовательности должна соответствовать и высокая культура обращения,— говорит он, — грубость всегда свидетельствует о слабости, неуверенности в своей правоте. Интересно, что в почте, поступающей в Госавтоинспекцию, авторы писем зачастую выражают несогласие не с самим фактом нарушения правил, а с тем неуважительным тоном, которым разговаривали с ними автоинспекторы, формальной позицией при разборе происшедшего на дороге. М ы всегда очень внимательно реагируем на каждый такой сигнал. Могу вас заверить, что ни один факт неуважения к водителю, злоупотребления правами не остается безнаказанным. Но и от водителей требуется уважение к работникам ГАИ, несущим трудную службу на дорогах. ДисС. ГОРОХОВСКИЙ: циплина, собранность, добросоГрубость свидетельствует о неуверенности вестность во всем! При таком в своей правоте. взаимопонимании у нас не будет конфликтов и недоразумений. Товарищеская выручка, говорили участники встречи за круглым столом, должна быть нормой поведения каждого советского человека, Живым воплощением одной из прекрасных заповедей мо ­ рального кодекса строителя ком ­ мунизма с«Человек человеку — друг, товарищ и брат». Большой разговор начали мо ­ сковские шоферы. Ждем ваших откликов, товарищи! Репортаж вел Г. ЗИНГЕР.Фото В. Бровка.