РП/АХZZaZA^EPDDDНеправомерно было бы приравнивать победителя соревмена iдвух спортсменов низшего разряда одним спортсменования, например по кроссу, к гонщику, установившему ном более высокого разряда — не допускается. мировой рекорд скорости, как это было в прежних классиТеперь об основных изменениях в начислении классифификационных нормах. Рекордсмен — не только мастер вожкационных очков по видам соревнований, дения высшего класса, но и отличный знаток техники. Как Для того чтобы стимулировать развитие шоссейных липравило, он изготовляет рекордный мотоцикл своими руканейных гонок, резко увеличено количество очков за участие ми. В новой классификации это учтено, и значительно увелив этих соревнованиях. Вместо 10 очков, которые раньше начено количество очков, начисляемых за установление мирочислялись победителю, теперь в этих гонках можно «заравого и всесоюзного рекордов. ботать» 70 очков, а при одновременном установлении местного рекорда —105. И наконец, вопрос, который волновал многих и при ввеВдвое повышены оценки гаревых и ледяных гонок. дении предыдущей классификации, — как быть с очками, За прошедшие четыре года значительную эволюцию пренабранными спортсменами по нормативам старой классифитерпели многодневные соревнования -— так называемое мо кации? тоциклетное многоборье. В дополнение к заключительной Если спортсмен до 31 декабря 1964 года полностью вышоссейно-кольцевой гонке каждый день стали проводить полнил норматив, то спортивный разряд ему присваивается одно—два дополнительных соревнования, что усложнило ив 1965 году. борьбу и, следовательно, потребовало резкого повышения мастерства многодневщиков. Эти изменения отражены в ноЕсли же норматив выполнен не полностью, то недостаювой классификации: количество очков, начисляемых участщее количество очков начисляют в соответствии с классифиникам, увеличено, и изменена таблица — очки начисляюткацией 1965—1968 гг. ся теперь только пропорционально занятым местам. Г. АФРЕМОВ, С прогрессом мотоциклетной техники и ростом скоростей председатель Всесоюзной коллегии судей по мотоспорту, все труднее становится обновлять мировые и всесоюзные судья всесоюзной категории. рекорды.Автомобильное двоеборье быстро завоевало признание. Многие тысячи шоферов, вчера еще не имевшие представления об автомобильном спорте, сегодня соревнуются на трассах фигурного вождения и экономии топлива. В втом году — решающем году спартакиады — армия двоеборцев вырастет еще больше. Для них и предназначаются советы победителя всесоюзного пер* венствв 1964 года по автомобильному двоеборью Алексея Пискарева.НА ТРАССЕ ЭКОНОМИИ ТОПЛИВАСоревнования на экономию топлива только внешне могут показаться простыми. На самом деле они требуют навыка, точного глазомера и высокого водительского мастерства. Что определяет успех в соревновании на экономию топлива? На этот вопрос можно ответить так: точный расчет, умение определить скорость на каждом участке трассы. Каждая трасса имеет свои особенности. Поэтому первое, что должен сделать двоеборец, — изучить трассу, запомнить каждый уклон и подъем. При этом основное внимание надо уделить поворотам. Именно здесь больше всего теряется скорость и расходуется бензин. Ознакомившись с трассой, несколько раз прикиньте в уме, где идти с включенным двигателем, а где по инерции, и примерно с какой скоростью. Проиллюстрирую это примером. Трасса первенства СССР 1964 года в Куйбышеве имела прямоугольную форму (см. рисунок) с уклоном в одну сторону. Длина ее — 477 метров. Для прохождения контрольной дистанции отводилось 6 минут (1 минута на круг). Иными словами, за это время следовало покрыть расстояние в 2862 метра со средней скоростью около 30 км/час. Сделать это было нелегко, если учесть, что в мерный бачок «Волги», например, заливалось всего 225 г бензина. Прежде чем рассказать о прохождении трассы, хочу напомнить о двух «заповедях» двоеборца в соревновании на экономию: 1 — по возможности меньше переключайте передачи, 2 — очень мягко, я бы сказал, нежно, нажимайте на педаль акселератора. Несоблюдение «заповедей» повлечет дополнительный расход топлива. На куйбышевской трассе уклон начинался со старта. Поставив машину на ручной тормоз, я включил вторую передачу, чтобы избежать лишнего переключения, и выжал сцепление. Одна рука при этом была на ручке тормоза, а другая — на ключе зажигания. По сигналу судьи одновременно отпустил тормоз и пустил двигатель. Тронулся и сразу же включил третью передачу. Когда стрелка спидометра перешла отметку 35 км/час, выключил двигатель, поставил рычаг перемены передач в нейтральное положение и продолжал движение по инерции до скорости 20 км/час. Затем включил третью передачу и снова пустил двигатель, но без помощи стартера, что также является резервом экономии топлива. Очень важно, повторяю, правильно рассчитать скорость на повороте. Она должна быть оптимальной. Повышение скорости влечет за собой торможение, а это в соревнованиях на экономию топлива «смерти подобно». В Куйбышеве, учитывая условия трассы, я проходил повороты со скоростью примерно 25 км/час, на прямых развивал 40—45 км/час. Всю дистанцию преПобедитель всесоюзных соревнований по двоеборью в классе легковых автомобилей А. Пискарев. Фото М. Клименкова. одолел на прямой (третьей) передаче и накатом, причем с нейтрали на прямую переходил при выключенном двигателе и выжатом сцеплении. Правда, здесь есть опасность) если забудешь включить зажигание, произойдет торможение двигателем со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому нужно быть предельно собранным. Больше половины дистанции мне удалось пройти с выключенным двигателем. Успех спортсмена в значительной мере зависит и от того, как он проведет машину на завершающем отрезке дистанции, когда в карбюраторе остаются последние капли бензина. Здесь требуется иная тактика. Когда почувствуется, что бензин на исходе (появляются перебои), — надо развить скорость, нажать до конца педаль акселератора, использовать подсос, словом, сделать так, чтобы двигатель развил максимальные обороты. Тогда будет полностью использован бензин из поплавковой камеры карбюратора. Соревнования на экономию топлива требуют хладнокровия и выдержки. Малейшая оплошность может привести и неудаче. Напомню, что даже на первенстве страны тольно трое из тринадцати стартовавших на автомобиле «Волга» получили зачет, а на первенстве Москвы — четверо из пятнадцати. «Экономия топлива» — соревнования не только интересные, но и полезные. Они вырабатывают навыки, необходимые в практическом вождении, в работе водителей грузовых и легковых автомобилей.шин< ; I^fe.••••Движение по инерции. Движение с включенной передачей. Включение передачи и двигателя.II