портнвныиrJVOBVGVr.x».>in>mr>:44K.;«tjr?i-.-<»i;^4vr^r»'»*-y?/X'/v>i Мотоциклетные шоссейные кольцевые гонки наполнены особым техническим содержанием. Ведущие мотоциклетные фирмы многих стран ведут напряженный поиск новых резервов повышения средних скоростей и динамики гоночных мотоциклов. Наибольшего технического совершенства внастоящеевремя достигли малолитражные мотоциклы. Об этом свидетельствуют, например, более высокие средние скорости на некоторых гонках чемпионата 1964 года, п оказанныев классе 250 смЗ, по сравнениюс классом 350 смЗ. С технической точки зрения представляет интерес дальнейшее развитие соперничества между двигателями двухтактного и четырехтактного типов. Если раньше двухтактные двигатели классов 50 и 125 смЗ были вне конкуренции, то в 1964 году их соперники выиграли ряд гонок в классе 50 смЗ и обеспечили звание чемпиона мирав кубатуре 125 смЗ («Хонда»). В конструировании двигателей для гоночных мотоциклов можно отчетливо проследить тенденцию к увеличению числа цилиндров (в пределах данного рабочего объема), что обеспечивает повышение числа оборотов ив конечном счете улучшает главный показатель — литровую мощность. В классе 50 смЗ основными претендентами на пальму первенства были японские «Сузуки» и «Хонда». Их единственный серьезный европейский конкурент — «Крейдлер» (ФРГ) — в 1964 году выступил значительно слабее. Мотоцикл «Сузуки» имеет одноцилиндровый двухтактный двигатель мощностью 12 л. с. при 13 500 об/мин, а «Хонда» — ч етырехтактный двухцилиндровый спараллельным расположением цилиндров и двумя верхними распределительн ыми валами. Двигатель «Хонды» сблокирован с девятиступенчатой коробкой передач иразвивает 13 —14 л. с. при 19 000 об/мин. Несмотря на минимальный рабочий объем (25 смЗ), к аждый цилиндр имеет по четыре клапана. Передний тормоз действует на обод колеса. По быстроходности мотоциклы «Сузуки» и «Хонда» приблизительно равноценны . О динамике мотоциклов класса 50 смЗ можно судить по тому, что средняя скорость победителей на некоторыхтрассах приб лижаласьк 150 км/час. Те же две фирмы вели борьбу ив классе 125 смЗ. Завод «Хонда» в первые использовал здесь четырехцилиндровый двигатель с двумя верхними распределит ельными валами. Это, по существу,Самым мощным представителем класса 250 смЗ является мотоцикл «Сузуки» с четырехцилнндровым двухтактным двигателем водяного охлаждения, развивающим 54 л. с. при 12 000 об/мин, но пока что он недостаточно надежен. Серьезное соперничество японским машинам могли бы составить мотоциклы маоки МЦет Германской Демократической Республики, но этому мешает прод олжающаясядискриминация гонщиков ГДР, которым правительства некоторых капиталистических стран отказываютв выдаче виз на соревнования, н евзирая на то, что спортивная общественность протестует против этих незаконных действий.ДВУХ- И ЧЕТЫРЕХТАКТНЫЕ ПРОДОЛЖАЮТу меньшенныйвариантранее выпущенн ых моделей классов 250 и 350 смЗ. Двигатель установлен поперек рамы , что в известной степени обусловлено системой охлаждения встречным потоком воздуха. Мощность его около 30 л. с. при 16 000 об/мин. Мотоцикл «Сузуки» оборудован двухцилиндровым двухтактным двигателем (рис. 1). Впуск горючей смеси вкартер осуществляется чеоезвращающиеся диск овые золотники. Так же, к ак во всех сов ременных гоночных двигателях, к аждый цилиндр имеет самостоятельный карбюратор. Мощность около 32 л. с. достигается при 14 000 об/мин. В первых гонках чемпионата превосходство новой «Хонды» было весьма заметно. Это побудило конкурирующуюфирму «Сузуки» энергично взяться за усовершенствование и доводку своего мотоцикла; в результате он несколько раззанял первое место. Теперь «Хонда» и «Сузуки» класса 125 смэ не уступают, один другому по скоростным качествам. Наиболее оживленными были гонки в классе 250 смЗ с участием гонщиков семи фирм , однако уже в начале сезона выяснилось, что на победу могут рассчит ывать только «Хонда» или «Ямаха». Здесь тоже столкнулись различные технические направления . На мотоцикле «Хонда» — ч етырехцилиндровый четыр ехтактный двигатель воздушного охлаждения с двумя верхними распределительными валами (48 л. с. при 14 500 об/мин), на «Ямахе» — двухцилиндровый двухтактный (рис. 2), примерно такой же мощности, но при меньшем числе оборотов — 11 000 в минуту. В большей части гонок «Ямаха» довольно легко уходила от своего главного соперника.СПОРИтоги чемпионата мира 1964 года по мотоциклетным шоссейным гонкамСреди участников чемпионата в классе 350 смЗ большинство — «независимые» гонщики, не связанныес фирмами. Они выступают преимущественно на устаревших английских мотоциклах «Нортон» и АЖС с одноцилиндровыми четырехтактными двигателями. Эти фирм ы недавно вообще прекратиливыпуск гоночных мотоциклов, в результате гонщ ики «Хонды» легко завоевали первенство на своих мотоциклах с четырехцилиндровыми двигателями мощностью 55 л. с. при 14 000 об/мин. Аналогичное положение сложилосьв классе 500 смЗ с той лишьразницей , что массе «независимых» гонщиков, выступ ающих на «Нортонах» и «Матчлессах», противостоит только итальянскаяфирма MB. р асполагающаямощным специальным мотоциклом счетырехцилиндровым двигателем (70 л. с ) . Так же, к акв предыдущие годы, ей удалось легко добиться первого места в чемпионате. Особый интерес представило выступление внекоторых гонках чемпионата нового советского гоночного мотоцикла «Восток» (класс 350 смЗ) к онструкции ЦКЭБ мотоциклостроения. Он имеет четырехцилиндровый (49X46) двигатель воздушного охлаждения мощностью 56 л. с. при 12 500 об/мин. В гонке на «Большой приз Финляндии» м астер спорта Э. Кийса занял на этой машине третье место. Окончательная доводка мотоцикла. несомненно, позволит ему успешно соревноваться случшимизарубежными моделями. Кроме того, следует отметить, что наш мотоцикл С-360 с двумя цилинд-Рис. 1. Двухцилиндровый двухтактный двигатель «Сузуки» класса 125 смЗ.Чемпионат мира по картингуВ прошлом году в Риме впервые официально проводился чемпионат мира по картингу. На специальном картодроме Листа Д'Оро 40 гонщиков из Италии, Франции, Англии, ФРГ, Австрии, Бельгии, Швейцарии, Люксембурга, Берега Слоновой Кости, Финляндии, Монако, Испании оспаривали почетное звание. Соревнования проводились лишьв одном классе — до 100 смЗ, причем машины не имели коробки передач и были снабжены центробежным сцеплением. Чемпионат закончился победой итальянских гонщиков. Первые три места заняли Гвидо Сала, Уго Канчелльери и Оскар Константини на машинах «Текнокарт» с двигателями «Парилла». Эти двигатели (некоторые из них развивали мощность до 15 л. с. при 9500 об/мин) о казались лучше разрекламированных американских моторов «Мак-Каллоч». Ни одинкарт самериканским мотором не попал вфинал . Последующие за призерами места — четвертое и пятое — з аняли картингисты, которые также избрали комбинацию «Текнокарт» — «Парилла». Один круг трассы Писта Д'Оро равнялся 1000 метрам. Первый чемпион мирав двух Финальных яяездах показал среднюю скорость 66,69 и 66,47 км/час.Первенство Европы по раллиПредпоследним, двенадцатым этапом первенства Европы стало «Женевское ралли». Две тысячи километров включали девять скоростных участков и проходили по альпийским дорогам Швейцарии. Франции н Италии. Из 73 экипажейфинишировало 37. Первым был экипаж Л. Гредер — М. Деляланд, в ыступавший на «Форд-Фалькон» с восьмицилиндровым мотором (4700 смЗ). Фавориты соревнований экипажи шведов Э. Карлссонана «Сааб-96» и Т. Трана на «Вольво» заняли 3-е и 6-е места. З авершающим этапом первенства был и соревнования, о рганизованные «Королевским автоклубом Англии». В них участвовало 158 экипажей . На трассе длиной почти 4тысячи километров автомобилистов ожидал 61 скоростной участок. Победил шведский экипаж, возглавл яемый Т. Трана. Э. Карлссон заблудился изаняллишь третье место. По сумме очков звание чемпиона Европы 1964 года по ралли завоевал Т. Трана.Ну бон—укоманды ГДРСерия кольцевых автогонок на Кубок социалистических стран закончилась сор евнованиямив Польше. На Краковском аэродроме стартовало 27 автомобилей формулы Ш. Победил польский гонщик Е. Янковский на автомобиле «Рак-Вартбург». По результатам, п оказаннымв чет ырех соревнованиях, — в Заксенринге30