овышение литровой мощности и быстроходности — главная тенденция развития конструкций современных автомобильных двигателей. С этой целью их подвергают все новым и новым изменениям. Много дал в свое время переход от нижнеклапанных конструкций к верхнеклапанным. Благодаря этому удалось повысить литровую мощность двигателей легковых автомобилей с 20—25 до 35—40 л. с. Но возможности дальнейшего совершенствования современных верхнеклапанных двигателей с нижним располо-Пчается расположение впускных и выпускных каналов, а также каналов для охлаждающей жидкости. Появляется возможность более удобно разместить свечи зажигания. Распределительный вал удобнее располагать в головке цилиндров. Концы его можно использовать для привода вспомогательных механизмов, например прерывателя-распределителя. Это повысит надежность работы системы зажигания, так как исключает дополнительную передачу с винтовыми шестернями.Новому—дорогу!дами клапанов. Такой привод сложнее, но зато он дает возможность применять камеры сгорания наиболее выгодной, полусферической формы. Итак, конструкция всех узлов, связанных с системой газораспределения, при верхнем распределительном вале проще, чем при нижнем. Не подлежит сомнению, что двигатели с таким его расположением будут более технологичными в производстве. Целесообразность применения системы газораспределения с верхним распределительным валом подтверждается практикой зарубежного автомобилестроения. За последние два года создан ряд моделей недорогих серийных автомобилей с подобными двигателями. Сюда относятся БМВ-1800, НСУ-«Принц», «Изард» (ФРГ); «Хиллман ИМП» с дви3 гателем рабочим объемом 875 см (Англия); «Ланчиа-Фулвиа» (Италия), отличающиеся высокой литровой мощностью (у лучших образцов она достигает 55—60 л. с./л) и развивающие максимальную мощность при 5000—5500 об/мин. Устойчивая работа системы газораспределения при больших оборотах и хорошее наполнение цилиндров горю чей смесью — основа для возможной форсировки таких конструкций, Все эти преимущества — лучшая агитация за то, чтобы как можно скорее приступить к проектированию двигателей с верхним распределительным валом для перспективных моделей наших легковых автомобилей. А. САБИНИН, председатель технической комиссии Федерации автомобильного спорта СССР.Верный путь совершенствования двигателей•жением распределительного вала и штанговым приводом ограниченны. Чем это объяснить? Привод клапанов от распределительного вала сложен и требует большого числа деталей. Движутся они возвратно-поступательно, и при работе двигателя с высоким числом оборотов возникают значительные инерционные усилия. В результате нарушаются фазы газораспределения. Выход остается один: надо использовать верхнее расположение распределительного вала. Эта конструкция перспективна, она исключает перечисленные выше недостатки. Двигатели с верхними распределительными валами сохраняют стабильность регулировки клапанов, а следовательно, и фаз газораспределения. Они бесшумны в работе, меньше подвержены вибрации, более долговечны. При таком конструктивном решении улучшается наполнение цилиндров горючей смесью. Какую же мощность развивают современные двигатели с верхними распределительными валами? В среднем 52—55 л. с./л при тех же степенях сжатия, которые приняты на серийных мо делях. Двигатели такого типа давно уже устанавливаются на спортивных и гоночных машинах. Но на стандартных автомобилях они пока широкого применения не нашли. Принято считать, что они сложны по конструкции, дороги в производстве и эксплуатации. Но так ли это? Сравним устройство двигателей с нижним и верхним расположением распределительного вала. У двигателей с верхним распределительным валом отпадает надобность в приливах или отдельных направляющих для толкателей, проходах для штанг. Здесь реальна перспектива получить хорошее воздушное охлаждение всех цилиндров при рядном их расположении. Двигатели с водяным охлаждением можно снабдить съемной водяной рубашкой. Простая форма отливки, меньший объем механической обработки делают блок более технологичным для массового производства. Его вес и ширина уменьшаются. Поскольку в головке цилиндров нет проходов для штанг толкателей, облег-Один верхний распределительный вал может быть применен как при одно-, так и при двухрядном расположении клапанов. Причем допускается вертикальное или наклонное их расположение. Система газораспределения с вертикальной двухрядной установкой клапанов, приводимых от одного верхнего распределительного вала, показана на рис. 1. Для привода его наиболее часто используется цепная передача с натяжным устройством. Это одинарные и двойные роликовые цепи, обладающие большой надежностью и износостойкостью. Другой, более перспективный привод — передача с зубчатым ремнем (рис. 2). Она может быть полностью открытой. В случае ее применения отпадает надобность в смазке, а следовательно, и в защитном кожухе, необходимом при цепной передаче. Такой привод не требует ухода, облегчает установку газораспределения, обеспечивает бесшумность в работе. Сейчас зубчато-ременные передачи открытого типа часто применяются для привода распределительных валов, расположенных в блоке на большом расстоянии от коленчатого вела. Клапаны могут приводиться от верхнего распределительного вала посредством толкателей, одноплечих рычаговрокеров или коромысел. Направляющие для толкателей делают непосредственно в головке цилиндров. Цилиндрические полые толкатели позволяют создать компактную систему привода клапанов с очень простой регулировкой, а гидравлические — полностью отказаться от регулировки. Привод клапанов посредством одноплечих промежуточных рычагов (рокеров) конструктивно прост, но требует дополнительной подачи масла к их осям Эти рычаги уменьшают большие боковые нагрузки от давления кулачка, приходящиеся на клапан и воспринимаемые его направляющей. Двуплечие рычаги-коромысла используются на двигателях с одним верхним распределительным валом и двумя ря-Р ис . 1. Система газораспределения с одним верхним распределительным валом и двумя рядами клапанов: 1 — стойке шаровой опоры; 2 — пружинная скоба; 3 — шаровая опора; 4 — одноплечий рычаг; 5 — пружина, поддерживающая одноплечий рычаг; в — наконечник клапана; 7 — тарелка клапана. Р ис . 2. Газораспределение двигателя автомобиля <Изард» с верхним распределительным валом н ременно-зубчатым приводом.23