28
29
САМОДЕЯТЕЛЬНЫЙ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КЛУБ«Прошу разъяснить , как организуется работа самодеятельного спортивно-технического клуба?» На этот вопрос, который задал в своем письме Н. Кудря из г. Корец Ровенской области, отвечает А. С. Хохлачев, начальник отдела ЦК ДОСААФ. Спортивно-технические клубы организаций ДОСААФ прочно вошли в жизнь нак центры учебной и спортивно-массовой работы. За семь лет существования они накопили определенный опыт, окрепли организационно и материально. Сейчас такие клубы работают повсеместно. Тысячи юношей и девушек овладевают в них техническими профессиями, совершенствуют свое спортивное мастерство. Существует два вида клубов. Так называемые районные спортивно-технические клубы, которые организуются при райкомах (горномах) ДОСААФ, и самодеятельные, создаваемые при первичных организациях Общества. Основное отличие районных спортивно-технических клубов от самодеятельных состоит в том, что они могут готовить технические кадры профессионалов, иметь штатных работников и проводить работу на территории всего района. Самодеятельные клубы также готовят технические кадры, но только любителей; работа в них проводится на общественных началах. Самодеятельный спортивно-технический клуб создается комитетом первичной организации при условии, если есть разрешение районного или городского комитета ДОСААФ. При этом прежде всего необходимо, чтобы первичная организация располагала общественными инструкторами, тренерами, судьями по спорту, а также учебной техникой, приборами, пособиями и спортивным имуществом. Число членов клуба должно быть не менее 50. Из чего слагаются средства клуба? Вступительные и членские взносы, регистрационные сборы за участие а выставках и соревнованиях, доходы от платных курсов и другой хозрасчетной деятельности, а также средства, выделяемые на спортивную и массовую работу советскими, профсоюзными и хозяйственными организациями, администрацией предприятия, учреждения или правлением колхоза, — все это и составляет финансовую основу самодеятельных спортивно-технических клубов. Технику, наглядные пособия, запчасти и прочее имущество, необходимое для учебной, спортивной и массовой работы, клуб приобретает через комитеты ДОСААФ. Кроме того, для проведения какого-либо соревнования или, например, организации учебной группы по подготовке водителей клуб может взять имущество или технику в аренду в местном автомотоклубе ДОСААФ. Для лучшего сохранения материальнотехнической базы с разрешения областного комитета ДОСААФ клуб может содержать за счет доходов от платных мероприятий одного штатного работника — заведующего хозяйством или заведующего складом. Самодеятельный спортивно-технический клуб имеет, как правило, свой счет в Госбанке или сберкассе, штамп со своим наименованием, эмблему, значок и вымпел. Для оформления необходимых документов нлуб пользуется печатью первичной организации ДОСААФ. Деятельность клуба регламентируется специальным Положением, утвержденным ЦК ДОСААФ в прошлом году. Основные задачи спортивно-технических клубов — массовая, учебная и спортивная работа, направленная на воспитание членов клуба в духе советского патриотизма, в духе постоянной готовности к защите Родины; обучение членов клуба основам военного дела и техническим специальностям, а также всемерное развитие автомобильного, мотоциклетного и других технических видов спорта. Для выполнения этих задач клуб организует спортивные секции и команды, создает технические кружкии курсы по подготовке кадров, проводит военно-массовые мероприятия. Руководит всей работой совет клуба, который избирается общим собранием членов клуба. Совет избирает из своегосостава -предсэдателя и его заместителей. Кан работают спортивно-технические клубы, можно показать на некоторых примерах. Самодеятельный спортивно-технический клуб при первичной организации ДОСААФ ЖЭК-15 Первомайского района г. Москвы был создан в сентябре 1963 года энтузиастами мотоциклетного спорта. Райком ДОСААФ передал клубу пять спортивных мотоциклов, которые требовали основательного ремонта. Члены клуба своими силами восстановили мотоциклы и стали заниматься спортом. Скоро вокруг первой группы энтузиастов стали объединяться те, кто любит спорт, кто дружит с техникой. У многих были свои мотоциклы, на которых они и тренировались. Результаты не замедлили сказаться. За год члены клуба участвовали в 11 соревнованиях, где 10 мотоциклистов выполнили разрядные нормы. Команда клуба стала постоянным участником соревнований, проводимых в районе, а члены клуба спортсмены Новиков и Архипов завоевали призовые места в районном мотокроссе и на состязаниях по фигурному вождению мотоцикла. А вот другой пример. При первичной организации ДОСААФ одного из кемеровских заводов клуб работает уже несколько лет. Благодаря заботе совета он располагает богатой учебной и спортивной базой. Оборудовано несколько классов для теоретических и практических занятий, есть мастерские, гараж, 14 автомобилей. 25 спортивных мотоциклов, много учебных пособий и т. Д. Клуб ежегодно готовит десятки водителей автомобилей и мотоциклов. Активно работает в клубе мотоциклетная секция. Среди спорстменов есть мастера и перворазрядники, а команды клуба по мотоболу и мотокроссу являются одними из сильнейших в городе. Получая доходы от платной подготовки кадров и других хозрасчетных мероприятий, клуб постоянно пополняет парк мотоциклов, приобретает новое спортивное снаряжение, ведет строительство. Большую помощь, в том числе и материальную, оказывает клубу администрация завода. Успешно работают клубы ив сельской местности. Так, добрую славу завоевал спортивно-технический клуб Краснокутского райкома ДОСААФ Саратовской области. Совет клуба поддерживает постоянную связь с первичными организациями ДОСААФ и правлениями колхозов. Клуб готовит для них общественных инструкторов, тренеров и судей по спорту, помогает колхозам и совхозам в организации спортивной работы, подготовке и проведении соревнований по автомобильному и мотоциклетному спорту. Большинство сельских спортсменов своим приходом в спорт обязано клубу. Многих воспитанников Краснокутского спортивно-технического клуба можно видеть на дорогах и полях района за штурвалами машин. Жизнь убедительно доказала, что спортивно-технические клубы — нужная и важная форма учебной и спортивной работы организаций ДОСААФ.пературе хранения — около девяти месяцев. Долго эксплуатировавшиеся батареи рекомендуется ставить тольно на «холодное» хранение, так как много работавшие аккумуляторные пластины корродируют во время бездействия батареи быстрее, чем в начале эксплуатации. Перед постановкой на консервацию рекомендуется полностью зарядить батарею и довести плотность электролита до 1,29 при температуре минус 15 градусов — для северных районов и 1,27 — для центральной полосы. А после этого надо подвергнуть батарею разряду током, составляющим 1/10 номинальной емкости, чтобы удостовериться в удовлетворительности ее технического состояния. Разряд необходимо прекратить, если напряжение хотя бы одного аккумулятора батареи упадет до 1,7 в. Батарея емкостью ниже номинальной требует особого внимания во время хранения. После разряда батарею следует немедленно полностью зарядить, и только вслед за этим ее можно ставить на хранение. Батарею, поставленную на «холодное» хранение, надо не реже одного раза в месяц контролировать по плотности электролита (приведенной к минус 15 градусам) с учетом температурной поправки по следующей таблице:Температура электролита в градусах 0 минус 15 минус 30Поправка к показанию ареометра минус 0,01 минус 0,02 минус 0,03Определив приведенную плотность электролита, необходимо найти температуру его замерзания по следующей таблице: Плотность электролита, приведенная к 15 градусам Температура замерзания в градусахКАКХРАНИТЬ АККУМУЛЯТОРЧитателей журнала В. Харченко из г. Ростова-на-Дону, В. Сидорова из г. Луганска и многих других интересует, к ак лучше сохранить аккумуляторную батарею, когда автомобиль не эксплуатируется. Иные «бывалые» автомобилисты ответят на это: «Конечно, надо слить электролит, промыть батарею дистиллированной водой и т. д.». Вот этого как раз делать не нужно. Согласно последним рекомендациям по эксплуатации кислотных стартерных аккумуляторных батарей, которым предшествовали длительные исследования, аккумуляторы следует хранить с электролитом, предварительно полностью их зарядив, при минусовой температуре, которая, однако, не должна быть ниже 30 градусов. Таким образом, холод, раньше считавшийся злейшим врагом аккумулятора, способствует сохранности батареи. Это объясняется тем, что на холоде уменьшается саморазряд батареи и снижается интенсивность коррозии пластин. Максимальный срок хранения, не снижающий емкости и срока службы аккумуляторов с электролитом, составляет при температуре хранения ниже 0 градусов около полутора лет, при комнатной тем1,050 минус 3,0 1,075 минус 5,0 1,100 минус 7,0 1,125 минус 10,0 1,150 минус 14,0 1,175 минус 19,0 1,200 минус 25,0 1,225 минус 37,0 1,250 минус 50,0 Если окажется, что найденная по таблице температура близка к температуре хранения (то есть фактической температуре электролита в аккумуляторах) и есть опасность замерзания электролита, батарею следует временно перенести в «тепло», полностью зарядить и после этого опять вынести на «холод». Такая проверка необходима чаще у батарей, утративших в процессе длительной эксплуатации часть емкости и имеющих повышенный саморазряд. Перед установиой на автомобиль батарею надлежит полностью зарядить. В случае необходимости транспортировать на большое расстояние уже залитую электролитом или бывшую в употреблении батарею ее следует полность зарядить, слить электролит, выдержав в перевернутом виде над сборнином кислоты в течение двух часов. Наливные отверстия банок затем закрывают уплотнительными диенами и пробками, наружную поверхность крышек аккумуляторов и пробок протирают 10-процентным раствором аммиана, а выводные и соединительные клеммы смазывают техническим вазелином. Транспортировать батарею следует в нормальном положении (клеммами вверх), оберегая от сильных толчков и ударов. «Законсервированную» таким способом батарею нужно «расконсервировать» как можно быстрее, так как максимальный срок хранения батареи с вылитым электролитом при положительной температуре составляет не более трех месяцев, а при температуре от 0 до минус 30 градусов — не более полугода. При «расионсервации» такой батареи ее заливают электролитом и заряжают как новую сухозаряженную батарею.28 О ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЯХЧитатель т. Кулаков из Саратова спрашивает , чем отличается газобалл онный автомобиль от обычного и почему не конструируют газобаллонные легковые автомобили. На этот вопрос отвечает заместитель главного конс труктораавтозавода им. Лихачева Г. А. Феста. На заводе выпускался грузовой газобаллонный автомобиль ЗИЛ-166А, созданный на базе стандартного грузового автомобиля ЗИЛ-164. Чтобы он мог работать на сжиженном газе, в систему питания двигателя были внесены некоторые изменения. В дополнение к основному бензиновому бану на автомобиле установили баллон емкостью 250 литров для сжиженно ­ го газа. Подача газа осуществляется за счет упругости его паров. Ж идкийгаз поступает в испаритель — трубку, размещенную в водяной рубашке блока цилиндров. После испарителя газ идет в редуктор, где его давление снижается до близкого к атмосферному (с небольшим подпором или разрежением , зависящим от режима работы двигателя). Из редуктора газ идет в карбюратор-смеситель, представляющий собой обычный карбюратор К-82, оборудованный дополнительной форсункой. Благодаря более однородному фракционному составу сжиженного газа (по сравнению с бензином) процесс сгорания его происходит более полно. Следовательно, в выпускных газах содержится меньше окиси углерода и других вредных для здоровья примесей. С жиженныйгаз имеет высокое октановое число, благодаря чему можно существенно повышать степень сжатия . Это позволяет создавать специальные «газовые» варианты двигателей, по мощности превосходящие базовые двигатели. С жиженныйгаз можно использовать в качестве моторного топлива на любых типах автомобилей. Однако из-за его малого удельного веса (примерно 0,52 — 0,54) объем баллонов для газа долж ен по крайней мере в полтора раза превышать объем бензобака и разместить их на автомобиле — весьма трудная задача, особенно на легковом. Это основная причина, по которой сжиженныйгаз не используется на легковых автомобилях. Не нашел он широкого распространения ина грузовом транспорте.ЕСЛИ НЕТ АРЕОМЕТРАКак составить электролит для аккумуляторной батареи, если нет ареом етра ? — с прашиваетчитатель Б. Крив ошеее из Курска. Составить элеитролит определенной плотности можно, добавляя в дистиллированную воду серную кислоту в соответствии с приведенной ниже таблицей.ти для одного направления 3 — 3,5 метра, то есть автомобили могут двигаться только в один ряд. А вот, с кажем , «Москвич» и мотоцикл? Видите, у жев два ряда. И в этих условиях даже на улице или дороге теоретически однорядного движем ния, разворачиваясь от тротуара или обочины на легковом автомобиле, вам придется пропустить попутный мотоцикл (мопед, мотоколяску), которому для этого «хватает» своей полосы движения.ИЗ ЛЮБОГО РЯДАлх а1- геFS СКоличество серной кислоты на 1л воды< S о-§•5CgC« 1,100 1,108 1,116 1,125 1,134 1,142 1,152 1,162 1,171 1,180 1,190 1,200 1,210 1,220 1,230 1,240 1,251 1,262 1,273 1,285 1,297 1,308 167,4 182,7 197,6 214,3 232,0 249,0 268,6 289,0 308,6 328,7 351,7 375,3 399,6 424,6 454,7 478,0 506,0 534,2 565,0 598,0 634,0 670,0 91,0 99,2 107,4 116,4 126,0 135,9 145,8 157,0 167,8 179,0 191,0 203,7 216,8 230,4 246,5 260,0 275,0 290,0 306,6 324,7 344,0 363,8s«.« £*?%° о> о0 - " х Si г смз« 3с Я-™ -2 ах 3скНаш читатель Э. Латкин из Сыктывк ара просит объяснить , з апрещают ли сплошныеразделительныелинии , нан есенные перед перекрестком , движ ение через него впрямомнаправ ­ лении из любого ряда . Нет, не запрещают. Разделительные линии (сплошные или пунктирные) служат, к ак сказано в Правилах, л ишь для выделения полос движения транспортных средств, то есть определяют число рядов движения через перекресток. Направления движения из того или иного ряда могут устанавливать только направляющие стрелы или предписывающие знак и . Если у перекрестка нет ни того ни другого, двигаться прямо можно из любого ряда.Н НП « минус 7минус 10минус 18ОСТАНОВКА РАЗРЕШЕНАЛенинградца В. Калинина интересует вопрос: р азрешается ли остановка на левой стороне улиц соднорядным движением автомобилей в каждом направлении, если наних есть трамв айные пути?минус 42 минус 54ЗАМЕНА НЕВОЗМОЖНАЧ итатель С. Андреев изРостовской области интересуется , можно ли пос тавитьредуктор автомобиля МАЗ-205 на автомобиль КрАЗ-222. Вот что отвечают на это конструкторы Кременчугского автозавода. Редукторы среднего и заднего мостов автомобилей МАЗ и КрАЗ имеют разные передаточные числа. Передаточное число редукторов ЯАЗ и КрАЗ равно 8,21, а МАЗ-205 — 9. Следовательно, при установке одного из редукторов МАЗ-205 на автомобили ЯАЗ и КрАЗ межосевой дифференциал будет вынужден поглощать разность в передаточных числах, что приведет к преждевременному выходу из строя самого дифференциала и редуктора. Кроме того, материалом для шестерен на редукторах автомобилей ЯАЗ и КрАЗ служит цементируемая сталь 15ХГНТА, более прочная, нежели сталь ЗОХГТ, применяемая в редукторах Таким образом, установка автомобилей МАЗ-205 на КрАЗ недопустима. редукторов автомобилиНОВЫЕ ОБОДАЧитатель М. Кошуба из Куйбышевской области спрашивает , создает лимотоциклетнаяпромышленностьв нас тоящеевремяновые обода. На его вопрос отвечает главный конструктор ЦКЭБ мотоциклостроения В. Р огожин . Конструкторы мотоциклетной промышленности занимаются сейчас разработкой новых профилей ободов. Глубина центральной впадины у них будет увеличена на 3 — 4 мм. Это облегчит монтаж и демонтаж шин. Уже сделаны опытные образцы. В скором времени такие обода будут выпускаться мотоциклетной промышленностью.Мы понимаем, что смутило автора письма: ссылка в 66-й статье Правил на то, что трамвайный путь считается как минус 69 ряд движения. Здесь надо сказать следующее. Все случаи, когда водитель долж ен согласовывать свои действия и решения с наличием трамвайных путей, к ак еще одного ряда движения, в правилах определены и перечислены. Вы встретитесь с этим в 66-й и 118-й статьРАЗВОРОТ НА ПЕРЕГОНЕ ях. К другим статьям эти ссылки не имеют отношения. Значит, правила остановк и не зависят от того, есть на улице Как он должен проходить на улицах трамвайные пути или нет. с однорядным движением автомобилей? Пропускает ли разворачиваюОднако здесь следует принимать во щийся тех, кто движется сзади? Эти внимание и другие обстоятельства. Если вопросы задает нам преподаватель трамвайные пути смещены к одной стоВ. Арутюнов из Кропоткинского автороне улицы (а в этом случае полотно мотоклуба ДОСААФ. путей нередко приподнято над проезжей частью и отделено от нее бортовым кам ­ Вопросы не простые. Но ответы на них нем), то для высадки пассажиров вам придется подъехать к той стороне, где для водителя должны быть совершенно есть тротуар, ибо пассажиры должны ясными, ибо немало аварий происходит выходить из машины только в сторону именно втаких ситуациях. Обратимся к тротуара. Можно, конечно, высадить их статье 43-й. При поворотах (разворотах) и в сторону трамвайного полотна, но на перегонах улиц и дорог, говорится только там, где есть пешеходный перездесь, водитель обязан пропустить встречход или посадочная площадка. Разумеетные транспортные средства и трамвай, ся также , что нельзя пересекать для движущийся в попутном направлении. То есть все происходит точно также , остановки на левой стороне незамещенное трамвайное полотно, проходящее покак и на перекрестках. О нерельсовых средине улицы, — т акие действия грозят транспортных средствах, д вижущихся понеприятными последствиями: м ашина мопутно с вами, в этой части статьи ничеж ет застрять на путях и стать помехой го не сказано. И понятно: если на улице движению трамвая. однорядное движение автомобилей, то движущиеся сзади останавливаются иждут окончания вашего маневра, т аккакс выездом из занимаемого ряда, а тем В ПОСЛЕДНЮЮ более по полосе встречного движения, обгон транспортного средства, водитель которого подал сигнал левого поворота, ОЧЕРЕДЬ запрещен. Если по улице движение автомобилей идет в несколько рядов, тогда К какой группе транспортных все просто — вы перестроились к осесредств по очередности проезда перевой (разумеется, с соблюдением требок рестковотносятся велосипеды с мований статьи 42-й) и попутным нерельсоторами? — с прашивает А. Гасанов, вым транспортным средствам уже не житель поселка Волошка Архангельпредставляете помехи: они объезжают ской области. вас справа. Когда женужно пропускать при развороте попутные нерельсовые транспортные средства? На этот вопрос отвечает вторая часть 43-й статьи: в тех местах, где ширина проезжей части недостаточна для разворота из левого ряда и он выполняется из правого. К ак видите, сказано «левого», «правого», то есть движ ение осуществляется в несколько рядов. Но вот какую ситуацию мы хотели бы еще рассмотреть. Ш ирина проезжей часВелосипеды с моторами относятся к «прочим (немеханическим)» транспортным средствам и проезжают нерегулируемые равнозначные перекрестки в последнюю очередь, после механических транспортных средств. Сделано это по тем же соображениям, по которым все мопеды при проезде перекрестков причислены к одной группе. Установить на расстоянии, имеет велосипед мотор или нет. т акже трудно, к аки определить кубатуру мопеда.29