Ш/^1РША\Г^т/1\Л\/1\Кажется, это было совсем недавновторая Спартакиада по техническим видам спорта. А сейчас уже третья начинает подводить свои итоги. Там, где раньше мало что знали об автомотоспорте, появились свои спортсмены, судьи, болельщики. Но не везде одинаково хорошо принимают спартакиаду. В одних местах она желанная гостья, в других — к ней проявляют более чем прохладное отношение. Наш корреспондент В. Дворцов познакомился со спортивной жизнью двух облас тей — Закарпатской и Львовской. О том, что он там увидел, пойдет речь в публикуемой ниже корреспонденции. Мы не откроем ничего нового, если скажем, что спортивное двоеборье на автомобилях завоевало много приверженцев. Простые и доступные по организации и фигурное вождение, и соревнования на экономию топлива доказали свое право на жизнь как школа повышения мастерства водителей. Однако кое-кто, чтобы блеснуть массовостью, «нажимает» только на «фигурку», словно бы в программе спартакиады нет никаких других соревнований. Сравним две цифры: 4445 и 3923. Первая — это общее число участников предыдущей всесоюзной спартакиады по Закарпатской области, а вторая — количество участников нынешней спартакиады только за первый год. По «валу», так сказать, прогресс, а по «ассортименту»? Что может ответить на этот вопрос начальник областного автомотоклуба И. Яковлев? В зачет третьей спартакиады за год проведено всего два соревнования по картингу с 15 участниками и два мотокросса, собравших 42 спортсмена из автомотоклубов Ужгорода и Хуста. А вот соседи — львовяне, участвующие в спартакиаде не для «галочки», только в первичных организациях мотокроссов провели девять, стартовало в них около трехсот человек (это не считая городских и районных кроссов). Возможности для развития автомотоспорта в Закарпатье самые благоприятные. Почти в каждой семье есть автомобиль или мотоцикл. У автомотоклуба добротные, просторные помещения, на территории — да, да, прямо на территории! — отличная трасса, на которой ежегодно разыгрывается чемпионат Украины по шоссейно-кольцевым мо тогонкам («Мороки бывает — ужас», — говорит о них Яковлев). Очень подходит эта бетонная дорожка и для картинга. Но равнодушие мешает организовать настоящую спортивную работу, добиться успеха. Давно не пополнялся парк спортивных мотоциклов Ужгородского клуба. А ведь средства для этого есть, и даже, по словам Яковлева, послана заявка на десять машин. При мне, полгода спустя, он сам пытался разобраться, послана ли заявка на самом деле и какой получен ответ, да так и не смог найти концов. Много в области мотоциклистов. Кажется, само собой напрашивается: о р ганизовать соревнования на собственных мотоциклах.-•.A^buumst:^, j n ^^r.T^r.-cЕПП\ZZ^ZI^EPIXOQНЕПОХОЖИЕ— Безнадежно это, — машет рукой в ответ на мой вопрос Яковлев. — Еще во время прошлой спартакиады проводил я однодневку на собственных мотоциклах. Трассу им подобрал — будьте здоровы! — из восемнадцати машин восемь сломались вдребезги. Еще хотели потом, чтобы я им запчастями помог. Вот так — легко и просто — было загублено нужное дело. Даже при беззаветной любви ужгородских гонщиков к мотоспорту (шутка сказать, на своем мотоцикле стать мастером спорта, как это сделал В. Деревянно!) план подготовки спортсменов в Закарпатье не выполняется. А как к этому относятся в обкоме ДОСААФ? Заместитель председателя И. Каменский, давно занимающий этот пост, при первом знакомстве поведал: — Дела у нас идут неплохо, правда, какой с нас спрос? Область-то третьей категории, Не тревожил особенно Яковлева бывший председатель обкома тов. Бескоровайный, пока что «не дошли руки» до спорта иу его преемника Н. Олина. А собственно, при чем здесь категория? В Башкирии первичные организации Общества в последнее время приобрели двести спортивных мотоциклов, а в Закарпатье — ни одного. «Категория» мешает? Да зачем за примерами далеко ходить? По соседству, во Львовской области, на велозаводе организовали прошлым летом однодневные соревнования на собственных мотоциклах, провели их умно — не было ни аварий, ни поломок. 20 водителей, стартуя попарно, прошли всю трассу. Победители получили призы. Теперь заводские мотоциклисты готовятся к новым стартам спартакиады. На том же велозаводе под руководством председателя первичной организации ДОСААФ слесаря Владимира Янчишина перед третьей спартакиадой возникла секция спортсменов, выступающих на 50-кубовых мопедах. Стартовали львовяне, между прочим, и на трассе в Ужгороде, Мопеды значительно дешевле спортивных мотоциклов. Так почему бы ив Закарпатье не создать несколько подобных секций в первичных организациях? И «третья категория» тут совсем не помеха. Если команда одного из пяти автомотоклубов Львовской области не примет участия в соревнованиях, это рассматривается как ЧП, обязательно отмечается в приказе обкома Общества. А если спортсмены Ужгородского автомотоклуба не едут на чемпионат Украины или на другие большие соревнования, в Закарпатском обкоме ДОСААФ сохраняют олимпийское спокойствие: «Мы, мол, область третьей категории». С недавнего времени автомотоспортСОСЕДИв Закарпатской области переведен на самоокупаемость. Тяжелые это вызывает вздохи в Ужгороде. Припоминаю, как кто-то печально изрек по этому по воду: — Да, теперь хочешь жить — умей вертеться. А между тем самоокупаемость — это прежде всего инициатива, которой пока так не достает областным досаафовским руководителям. Автомотоспорт в Закарпатье любят, на ежегодные республиканские шоссейно-кольцевые соревнования здесь собирается более 10 тысяч зрителей. Но организаторы жалуются — еле сводим концы с концами, три четверти зрителей идут без билетов. Что ж , устроители соревнований должны предъявлять претензии прежде всего к себе самим. Стоит им улучшить распространение би летов через комсомольские и досаафовские организации, продавать не просто контрамарки, а, скажем, интересную программу-билет, или провести розыгрыш памятных подарков, доходы, можно не сомневаться, резко возрастут. Даже и не пробовали проводить в Ужгороде соревнования по такому интереснейшему виду мотоспорта, как гонки по гаревой дорожке. — Дирекция местного стадиона «Авангард» предлагала нам организовать такие соревнования совместными силами, — рассказывал И. Каменский,— но мы пока отказались: город у нас маленький, не наберем зрителей, не оправдаем расходов. Откуда такой пессимизм? В 70 километрах от Львова есть шахтерский городок Червоноград. Там энтузиасты сами построили мототрек. Часто проводят соревнования, местная команда «Шахтер» выступает в чемпионате страны. И в зрителях нет недостатка, и организаторы не в убытке. Осенью 1963 года в день «Праздника Труда» ужгородцы увидели первый матч по мотоболу — играли спортсмены областного автомотоклуба. Почему бы не поддержать это начинание? В таких центрах Закарпатья, как Мукачево, Чоп, Берегово, Солотвин, пока ничего не знают о мотоспорте. Может быть, выступление ужгородцев в состязаниях по мотоболу пробудит интерес к этому виду спорта и, кстати, даст клубу средства? Перед отъездом из Ужгорода мы беседовали с новым председателем обкома ДОСААФ Николаем Дмитриевичем Олиным. Он делал записи в блокноте. Будем думать, что они не останутся там просто для памяти. Хочется надеяться, что автомотоспорт в Закарпатье ужек финалу республиканской спартакиады поднимется над уровнем «фигурки» и выйдет из разряда «области третьей категории».В. ДВОРЦОВ, спец. корр. «За рулем». Ужгород—Львов.10