И. Н. Фомин. Фото военных лет. "**"*™™~*™*,™~*'разгрузкив аетирассказы-^альчишкой стал осваивать шо ферскую профессию, как нелегкоиему давалась эта наука. Сколько требовалось терпения, настойчивости, упорства, чтобы овладеть техникой, научиться ею управлять! — На автобазе Моссовета, помню, работал. Грузовик дали старенький, опыта никакого. Л юдей , х орошознаю щих автомобиль, было мало. Чуток подучили и выпустили: е зжай , освоишься. Вот и «осваивался». П еред войной ужев числе «старичков» значился. Н о венький ЗИС - 5 получил. Д а только недолго поездить пришлось. Война. На другой день уже шагал с винтовкой... Виктор внимательно слушал, но сом нения не проходили. — Напрасно «вдохновляете», Иван Николаевич. Уйду — и все тут. Н оФомин знает: не уйдет. Л юбит парень машину. А вот ездит ещене важно: неуверенно, в правилах путается, нервничает. О промахах молодогошофераФомин говорит мягко , остор ожно , но веско, так, что Виктору при ходится только удивляться: «Вроде бы и не смотрит на меня , а все видит, все замечает». На обратном пути они меняются ме стами. Теперь за рулемФомин . «Не то, что у меня», — д умает Сахаров. Н аблюдая за неторопливыми, у верен ными движениями натруженных, с прож илками , рук, Сахаров то незаметно взглянет в профиль лица, усталого, сос редоточенного , то на Золотую Звезду героя , п облескивающую на солнце. «Редко ее надевает Иван Николае вич, а сегодня почему-то надел. М ожет , в воспитательных целях», — д умает Виктор. Хоть и сердит он был всю до рогу, а вдуше доволен, что именноФоминснимв кабине, что от этой ездки он и впрямь многое почерпнул. А вот и ворота автобазы. Теперь унеемудреноеи длинное название — «Филиал 5-го автомобильно-экспедиционного комбината Мострансэкспедиции». Привычным жестомФомин останавливает автомобиль и направляется в диспетчерскую. — Как подопечный? — улыбаясь, спрашивает начальник автоколонны Ни колай Никанорович Рыжов. Подходит механик Алексей Романов. У него тот же вопрос. — Д умаю , все будет хорошо , — говорит Фомин . «Обкатается» парень. Н опомощь пока ему нужна. На следующий день грузовик спри ц епом , з акрепленный за Фоминым , у же стоит в порту под погрузкой . Начинается для Фомина привычная работа. Привычная... Е ще бы — двадцатый год здесь. К акпришелвсорок пятом после войны, так и не расстается со свои мделом , с коллективом, с машиной . Сколько молодых ребят обучил, скольк импомогдобрым словом, советом,'к акп очтикабине грузовика двое. Виктор Сахаров — за рулем . С осредото ченный, хмурый, взъерошенный, словно не выспавшийся. Ф омин — р я д ом , справа. Сидит со своими думами , с покойно смотрит на шумные улицы, нескончаемый поток автомобилей, вечно спешащих москвичей. Все ему здесь знакомо . На Виктора он как будто не обращает внимания, только вздрагивает, к огдау светофоров тот резкозаторма живает или рывком трогает с места. Груз вмашине обычный — тяжелые контейнеры. О тюжногоречногопор та к месту назначения их нужно сегодня провезти почти через всю Москву . Виктор злится, чувствуя, к ак при каж д ом рывке огромныеящикигремяти покачиваются. О н понимает, что делает что-то не так, нервничает, торопится идопускает новые ошибки . С ердит он и на Фомина : «Отругал бы что ли, а то сидит, помалкивает». Наконец, когда перед самим носом грузовика появляется юркий «Москвич» и Виктор, чтобы не наскочить на него, с удорожнонажимает на тормоз , Ф о мин произносит: — С покойнее , Витя, спокойнее. Н о Сахаров не выдерживает, распаляется: — Все! Последняя ездка — и шабаш ! Пойду слесарем, г рузчиком — к уда угодно, только не это... На это Фомин спокойно отвечает: — Барышня ты, что ли, кисейная? Здоровый парень, сильный, м олодой , а держать себя не можешь , нервы распускаешь. — Так ведь не получается, Иван Ни колаевич, — оправдывается Виктор. — Получится, — к атегорически утв ерждаетФомин . — Получится! — повторяет он уже на стоянке во времяВвывел на вернуюдорогу . А жизненного опыта Фомину не занимать. ...23 июня 1941 года в числе многих тысяч москвичей пошел защищать Родину. Первые месяцы дрался под Мо сквой, потом попал под Ленинград. Х раброго солдата заметили сразу. Но когда узнали, что Фомин — шофер, перевели в автомобильное подразделе ние: нужны были позарез водители. Войска, з ащищавшиеЛенинград , н уж дались в боеприпасах, продовольствии, резервах. Д неми ночью, под обстрелом, под бесконечными бомбардиров к ами , не спя по несколько суток, трудился фронтовой шофер . Сколько раз приходилось ему менять простреленные баллоны, ремонтировать машину после бомбежеки обстрелов. И все жеубе речь ее не удалось. О днажды снаряд ом грузовик разнесло начисто, а его хозяин, ч удом оставшийся в живых, был переведенв войсковую разведку. С виду невзрачная высота, за овладение которой разгорелсяжестокий бой, была важнойвтактическомотношении для обеих сторон. Во время одной из контратак противнику удалось захватить западный склон и закрепиться в двух линиях траншей. Тогда разведчики, среди которых был ИФомин , получили приказ ворваться втраншеии выбить оттуда немцев. Изучив подступы, бойцы ночью подобрались ктраншеямивко р откой штыковой схватке истребили бо лее 20 гитлеровцев. Оставшиеся вжи вых фашисты бежали . Вскоре после этого нашемукомандо ванию срочно понадобился «язык». Д важды ходили на поиск разведчики, но каждый раз подрывались на минах, Настала очередь сержантаФомина . О н повел группу по болоту, где враг меньш е всего ожидал нападения. Босиком, проваливаясь вчернуюжижу , шли раз ведчики. П ройдя болото, с ержантраз делил группу: троих выделил для за хвата, четверо должны были прикрывать их отход. Поползли к траншее. Время от временитемное небо про черчивали красные й голубые трассы пуль, слева дал короткуюочередь пулемет. — Д ержать на пулемет, — п рошеп тал Фомин , и сам пополз влево. О н знал, что немцы часто устанавливают пулеметв отдельной ячейке. Кроме пулеметчика и напарника, т амможетникого не быть. Вплотную подобравшись к окопу, Ф омин прыгнул на пулеметчика. Ударив прикладом автомата дремавшегонемца , разведчики заткнули ему рот, завязали глаза и доставили в штаб. В одной из таких вылазок вморозную ночь 2 января 1943 года Фомин был тяж ело ранен в живот. Очнулся в полевом госпитале, куда его доставили друзья разведчики. Девять месяцев пролежал Иван Николаевич на излечении вгороде Кирове, находясь междужизньюи смертью. И выжил. Возвратясь на фронт, он попал в танковую часть и стал механиком - в одите -S3 лем танка Т-34. В этой боевой должности он прошел Украину, Польшу, завершив войну в Германии. Вместе с другими советскими танкистами Фомин принимал участие в освобождении польской столицы Варшавы, форсировал Вислу. На одном из участков фронта под Варшавой танкисты захватили бронепоезд врага. В другой раз, внезапно ворвавшись на вражеский аэродром, не дали подняться ни одному самолету. После этих боев у Ивана Фомина появились на груди ордена Красного Знамени и Красной Звезды. Особенно отличился он в бою за переправу через реку Пилица. Двум экипажам было приказано подойти к реке, захватить и удержать переправу через нее и тем самым проложить войскам путь вперед. Враг упорно оборонял водный рубеж. — Наш танк, — вспоминает Фомин,— скрытно подошел к переправе, затем, развив большую скорость, с хода выскочил на противоположную сторону и огнем из пушек и пулеметов уничтожил до роты вражеской пехоты. Немного спустя противник опомнился и перешел в контратаку. На наш танк шли шесть немецких «Тигров» с десантом пехоты. Но мы знали: броня этих хищников нашими снарядами пробивается. Свою машину я поставил в засаду и тщательно замаскировал. Когда вражеские танки подошли на триста метров, раздалась команда: — Бронебойным, огонь! Снаряд прошил стальное тело «Тигра», и он загорелся. Немцы, заметив советский танк, открыли огонь. Завязалась дуэль. На поле боя стоял несмолкаемый гул. Запылал еще один вражеский танк, другой, третий. Все шесть машин горели. Но и наш танк был подбит. Кроме механика-водителя, все члены экипажа вышли из строя. Кончились снаряды. Видя, что советский танк находится в тяжелом положении, гитлеровцы бросили подразделение пехоты, чтобы захватить экипаж. Автоматчики подползали все ближе и ближе. Фомин уже слышал выкрики: «Рус, сдавайся!» Находясь в осажденном танке, раненный в руку и ногу, старшина Фомин продолжал сражаться. Он высовывался из башни и швырял в гитлеровцев гранату за гранатой. Неравный поединок длился более четырех часов. Когда переправились на западный берег реки наши основные силы, они стали свидетелями подвига танкистов. Героический экипаж танка выдержал натиск врага, отстоял переправу и захваченный плацдарм, обеспечил дальнейшее наступление наших подразделений. За совершенный подвиг старшине Фомину Ивану Николаевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. ...Утро. Один за другим из ворот гаража выходят грузовые автомобили, рокочут двигатели. Вот и знакомый ЗИЛВо время очередной погрузки коп тейнеров Иван Николаевич Фомин встретил старого фронтового товарища, бывшего танкиста Дмитрия Федоровича Карпова (в кабине слева), теперь ударника коммунистического труда. Здесь и застал их объектив фотоаппарата нашего корреспондента В. Бровко. с прицепом. Из кабины выглядывает улыбающееся лицо в морщинках. — Счастливого пути, Иван Николаевич! — раздается чей-то звонкий мо лодой голос. В ответ Фомин, улыбаясь, машет рукой и, поудобнее устроившись на сиденье, нажимает на педаль акселератора. Автомобиль скрывается за поворотом. Счастливого пути, фронтовик, новых тебе трудовых успехов!Подполковник С. ТРУШИН.