24
25
26
27
Вождение автомобиля давно уже не тяжелый труд. Для тысяч и тысяч людей оно доставляет наслаждение. Характерные действия водителя — поворот руля, выжим сцепления, переключение передач, торможение — теперь, как правило, не требуют больших усилий, а для привычного человека эти операции просто незаметны. Однако и сегодня приходится непрерывно держать правой ногой «газ» — как и десятки лет назад, а это довольно утомительно, особенно при дальних поездках. Об этом уже шел разговор на девятом заседании «Клуба» («За рулем» N9 9, 1964 г.). Мы говорили, что установка обычного, «ручного газа» (если такое устройство имеется) освобождает ногу водителя, но одновременно создает нагрузку на его психику и угрозу безопасности движения. Водитель в это время чувствует себя «не в своей тарелке» и становится совсем неуверенным, если, например, вдали показался встречный транспорт — обычное обстоятельство даже для свободного шоссе. При внезапном же изменении обстановки зафиксированный газ станет просто помехой. Другое дело, если фиксация постоянного газа будет автоматически отключаться, как только водитель поставит ногу на педаль акселератора. Можно быть спокойным: в любом случае, возвратив ногу на педаль, мы переходим на обычное управление. Чтобы убрать снова ногу для отдыха, достаточно нажать кнопку на щитке.ЗАСЕДАНИЕПредложенные членами «Клуба» устройства различны по конструкции. Среди них есть механические и электромеханические, одни освобождают привод заслонки нажатием на педаль акселератора, другие — нажатием на любую из педалей — акселератора или тормоза. Механические устройства по принципу действия разделились на две группы. В одних (рис. 1) храповая гребенка постоянно прижимается к фиксирующему зубу. Ее необходимо отвести от фиксирующего зуба, то есть нажимать постоянно на дополнительную педаль-клапан, установленную на самой педали акселератора, или отжимать, когда она установлена рядом. > Другие (рис. 2) выполнены в виде храпового механизма, собачка которого удерживается пружиной в выключенном положении. Фиксация определенного положения привода дроссельной заслонки здесь осуществляется введением собачки в зацепление с храповыми зубьями сектора при помощи троса. После включения фиксирующего устройства водитель снимает ногу с педали акселератора и утапливает ручку троса. Храповой механизм продолжает удерживаться во включенном состоянии силой зацепления, поскольку возвратная пружина привода дроссельной заслончи, действуя на сектор, заклинивает собачку. Как только водитель вновь поставит ногу на педаль и действие возвратной пружины будет снято, пружина собачки выведет ее из зацепления с храповыми зубьями. Возвращение собачки обеспечивается наличием свободного хода в пазу вилки троса (см. рис. 2). На рис. 3 изображен вариант такого устройства с храповой рейкой, установленной в разрез тяги привода дроссельной заслонки. По мнению технического совета, устройства с постоянно замкнутым храповым или фрикционным (были и такие конструкции) фиксирующим механизмом, который принудительно выключается дополнительной педалью-клапаном, неудобны и не удовлетворяют требованиям безопасности движения, тач как в обычных условиях необходимо постоянно удерживать дополнительную педаль-клапан. Если при таком устройстве быстро снять ногу с педали акселератора, например, при торможении, то газ полностью не сбросится. Для этого необходимо, удерживая дополнительную педаль, отпускать педаль акселератора до конца. Этот недостаток будет затруднять управление. Устройства второй группы (рис. 2 и 3) лишены этого недостатка, так как необычное для управления автомобилем действие (вытягивание и утапливание ручки троса) нужно лишь в момент фиксации устройства, то есть в спокойной обстановке, ибо «постоянный газ» устанавливается водителем только тогда, когда дорога совершенно свободна и не предвидится каких-либо препятствий движению.: ;, .,:•;• ,;ОРОГ"Рисунки Н. Файвишевича Редакция на этом же, девятом заседании обратилась к членам «Клуба» с предложением попробовать свои силы — поработать над созданием такого устройства. Первые ласточки — предложения с пометкой «В клуб «Автолюбитель» — появились сразу же. Из писем выяснилось, что многие члены «Клуба» (и любители и профессионалы) считают устройство полезным и необходимым в дальних поездках, а некоторые любители уже установили его на своих автомобилях и давно им пользуются (А. Черновец из Ленинграда, Л . Брусенцов из Новочеркасска, В. Зорин из Днепропетровска). Ю. Серегин (Златоуст) применил фиксатор на ГАЗ-69, а Ю. Карасев (Алтайский край) — на ГАЗ-51. В ряде писем содержатся конкретные конструктивные разработки. Первое место по числу предложений заняли ленинградцы. Им-то далеко добираться до наших южных курортов. Примечательно вот еще что: авторы устройств, осуществленных до постановки вопроса в «Клубе», — жители Ленинграда, Новочеркасска и Днепропетровска — городов, связанных с большими автомобильными магистралями; значит, сама жизнь подтверждает целесообразность устройства. Письма пришли буквально со всех концов страны: от В. Лукина из г. Ржева, И. Василенко из г. Николаева, Э. Каасик из г. Килинги-Нымме Эстонской ССР, Н. Тейхреб из Тульской области, Б. Косарева из Мурманской области,М. Превар из Львовской области, Е. Коновалова и В. Кисель из Ленинграда, М. Кошкина из Семипалатинской области, В. Зеленина из г. Перми, В. (Куличкина из г. Ташауза Туркменской ССР, В. Коваль из г. Ивано-Франковска, А. Димурииа из г. Петропавловска Камчатского, А. Сигида из г. Алма-Аты, В. Бардер из г. Северодонецка. Мы выражаем всем этим товарищам благодарность от имени читателей, которые воспользуются результатами коллективного труда и установят на своих машинах устройства, предлагаемые на сегодняшнем заседании. С такой работы начало свое существование общественное КБ «Клуба «Автолюбитель». Редакция благодарит также членов технического совета «Клуба» за большую работу по рассмотрению и оценке предложений, за рекомендации по усовершенствованию конструкций: инженера-исследователя МЗМА В. Беляева, мастера автоспорта кандидата технических наук А. Дмитриевского (НАМИ), водителя с многолетним стажем шофера 1-го класса В. Никитина, инженера ВНИИ Государственной патентной экспертизы Ф. Межевича, автолюбителя инженера-конструктора Б. Парфановича, старшего госавтоинспектора ГАИ РСФСР майора милиции Ю. Ржехина, инженера-инспектора Министерства охраны общественного порядка РСФСР инженер-капитана Н. Никитина, начальника конструкторского отдела НИИАвтоприборов инженера А. Эпштейна.ВОСЕМНАДЦАТОЕПри усложнении дорожной обстановки водитель инстинктивно ставит ногу на педаль акселератора, и фиксатор автоматически отключается. Но у этих устройств есть свой недостаток: после включения собачки нужно не забыть утопить ручку; если этого не сделать, то слабая пружина собачки но сможет вытянуть трос и устройство не отключится при нажатии на педаль акселератора. Все предложения содержат интересные технические решения в части компоновки устройства и конструктивного выполнения отдельных его узлов и деталей. Лучшими по конструкции механического устройства признаны предложения И. Василенко, В. Лукина, Э. Каасик, Ю. Серегина. Было решено использовать наиболее совершенные решения и на их основе создать конструкцию механического устройства для фиксации, лишенную недостатков, имеющихся в отдельных предложениях. Технический совет выдвинул также требование, чтобы устройство фиксации постоянного газа имело дублированное выключение от педали тормоза, которое еще больше повышает надежность работы механизма и безопасность движения. Публикуемая здесь конструкция механического устройства (рис. 4) обеспечивает принудительное выключение фиксатора при нажатии на педаль тормоза, ручка троса (кнопка) автоматически возвращается в исходное положение пружиной. Рассмотрим его работу. При движении автомобиля с незафиксированным приводом дроссельной заслонки храповой сектор 4, связанный с приводом, свободно поворачивается при изменениях угла открытия дроссельной заслонки. Собачка 10 не препятствует свободному управлению, так как находится в выключенном положении под действием пружины 11. Сектор 6 принудительного выключения, соединенный тягой с педалью тормоза, поворачивается при торможении вхолостую, так как не доходит до зуба собачки. Для установки постоянного газа нужно только нажать на кнопку 19, расположенную на щитке приборов: трос введет зуб собачки в зацепление с храповым сектором. Теперь можно сиять ногу с педали акселератора и отпустить кнопку. Привод останется в застопоренном положении, поскольку собачка заклинится (см. описание к рис. 2). Итан, для фиксации привода достаточно нажать на ннопку . А для перехода на ножное управление достат очновозвратитьногунапедальакселератора . Как только мы поставим ногу на педаль акселератора, собачка выйдет из зацепления, поскольку заклинивающее действие возвратной пружины будет снято. Расцеплению собачки способствуют также храповые зубья, которые выталкивают ее. При внезапном торможении не приходится тратить время на предварительное «сбрасывание» постоянного газа: педаль тормоза через привод повернет сектор принудительного выключения, который своим передним скосом вытолкнет собачку из зацепления.Отверстие под отвертн>1113П1520-25°Устройство фиксации привода дроссельной заслонки «Клуба «Автолюбитель»: а) общий вид; б) разрез; в) привод включения собачки; г) сектор принудительного выключения; д) профиль храпового зуба; 1 — пластины корпуса; 2 — тяга; 3 — рычаг храпового сектора; 4 — храповой сектор; 5 — ось храпового сектора; в — сектор принудительного выключения; 7 — ось сектора; 8 — пружина; 9 — тяга к педали тормоза; 10 — собачка; 11 — пружи-на собачки; 12 — наконечник троса; 13 — штуцер оболочки троса; 14 — оболочка троса; 15 — трос; 16 — корпус кнопки; 17 — возвратная пружина кнопки; 18 — винт крепления троса; 18 — кнопка.25 Увеличение открытия дросселяЭлектромеханическое устройство с храповым фиксирующим механизмом: а) схема действия; б) фиксирующий механизм; в) электрическая схема; г) расположение контактов педали тормоза; 1 — возвратная пружина привода дроссельной заслонки; 2 — тяга дроссельной заслонки; 3 — барабан; 4 — тросик; 5 — пружина барабана; 6 — собачка; 7 — пружина собачки: 8 — электромагнит; 9 — основание; 10 — пластина собачки; 11 — ось собачки; 12 —, ось барабана; ОЭ — обмотка электромагнита; ВК — блок-контакты; KB — кнопка включения: КА — контакты педали акселератора: КТ — контакты педали тормоза; КЛ — контрольная лампа; 33 — замок зажигания.Illl,,„III,,На рисунках указываются лишь те размеры, которые обеспечивают правильную работу устройства. Остальные — выбираются при изготовлении. Размеры устройства получатся наименьшими, если секторы и собачку обработать термически и удастся нарезать мелкие зубья. Примерные размеры элемента профиля храпового зуба обозначены на рис. 4, д, а основные размеры сектора принудительного выключения на рис. 4, г. Собачку лучше жестко закрепить на оси, которая будет вращаться в отверстиях пластин корпуса. Это обеспечит доступность подшипников оси для смазки. Смазка осей обоих секторов аналогична, между ними можно также «закапать» масло. Окончательно подгонять зуб собачки следует по месту при контрольной сборке устройства. Привод собачки (рис. 4, в) состоит из кнопки 19 и гибкого оболочкового троса 15, на конце которого установлен штуцер 13, закрепленный на корпусе устройства против хвостовика собачки. Наконечник 12 троса служит упором для хвостовика собачки. Длина корпуса выбирается из расчета рабочего хода кнопки 10—15 мм, а усилие пружины 17 должно возвращать трос в исходное положение. Устройство фиксации газа можно установить в любом удобном месте под капотом двигателя, например, на двигателе рядом с карбюратором (как это сделал Ю. Серегин); при этом ось храпового сектора соединяется с осью дроссельной заслонки муфтой или поводком. В общем случае устройство устанавливают на панелях кузова в удобном месте, а тягу 2 присоединяют к любому звену привода дроссельной заслонки, желательно поближе к карбюратору. Рычаг 3 храпового сектора можно сделать двуплечим угловым и включить в разрез тяги дроссельной заслонки. Схема подсоединения рычага сектора принудительного выключения к обычной педали тормоза изображена на рис. 5, а, к подвесной — на рис. 5, б. После установки устройства необходимы регулировки: 1. В исходном положении привода (педаль акселератора отпущена) начало храпового сектора должно располагаться под зубом собачки. Это регулируется длиной тяги. При положении дросселя, близком к полному открытию, зуб собачки должен находиться над гладкой частью храпового сектора. Для возможности регулировки надо предусмотреть несколько отверстий в рычаге храпового сектора. В конце сектора зубьев нет, так как близкое к полному открытию положение дросселя из соображений безопасности фиксировать не следует. При этом также исключается возможность нечаянной фиксации полного дросселя. 2. Когда педаль тормоза полностью отпущена, передний скос сектора принудительного выключения должен располагаться с зазором 1,5—2 мм от задней поверхности зуба собачки, сцепленной с храповым сектором (отрегулировать длину тяги). В пределах хода педали до начала торможения сектор принудительного выключения должен повернуться на 25—30 градусов. Угол между рычагом сектора и тягой в момент начала торможения не должен превышать примерно 100 градусов. 3. Подобрать пружину собачки нужно такую, чтобы ее усилие было недостаточным для вывода собачки из зацепления при отпущенной педали акселератора, однако пружина должна четко выключать собачку при нажатии на педаль. Изготовление, сборка, установка устройства на автомобиль и его регулировка требуют достаточного навыка в слесарно-сборочных н наладочных работах, поэтому браться за самостоятельное изготовление устройства следует только опытным автолюбителям. Изготовленное устройство перед установкой на автомобиль нужно критически оценить, и если оно выполнено недостаточно тщательно и работает ненадежно, монтировать его на машину нельзя. К безусловным дефектам, исключающим использование устройства, относятся: тугое вращение собачки и осей секторов, большое радиальное и торцевое биение секторов и недостаточная жесткость корпуса, из-за которой при работе происходит его перекос и заедание осей секторов и собачки. Особое внимание при монтаже нужно обратить на тщательное выполнение регулировок. На несколько другом принципе основана работа электромеханического устройства (рис. 6) конструкции А. Черновца. Барабан 3 (см. рис. б, а) под действием пружины 5, стремящейся повернуть его по часовой стрелке, поддерживает в натяжении тросик 4, закрепленный концом на тяге 2 дроссельной заслонки. При управлении педалью акселератора барабан поворачивается и «следит» за положением тяги, не препятствуя ее движению. Для фиксации постоянного газа достаточно нажать кнопку KB, расположенную на щитке приборов (см. электрическую схему на рис. 6, в), которая подключит обмотку (03) электромагнита 8к массе. Электромагнит притянет пластину 10, которая повернет собачку б, прижмет ее зуб к насечке барабана, застопорит его и тем самым зафиксирует тягу дроссельной заслонки. Повернувшись, пластина собачки (хвостовик) замкнет блок-контакты БК, чтобы подключить электромагнит к массе, минуя кнопку KB, через электрическую цепь с нормально-замкнутыми контактами КА и КТ педалей акселератора и тормоза. Теперь нужно снять ногу с педали, а кнопку можно отпустить — устройство остается включенным. Контрольная лампа КЛ (если она установлена) напоминает водителю, что устройство включено. Для выключения устройства достаточно поставить ногу на педаль акселератора. Выключатель КА с нормально-замкнутыми контактами в педали разомкнет цепь электромагнита, собачка под действием пружины отойдет от барабана, и ее пластина позволит разомкнуться блок-нонтантам БК. То же самое произойдет при нажатии на педаль тормоза. Установка контактов КТ на ней показана на рис. б, г. В основу электрической схемы (рис. 6, в) положена схема, примененная А. Черновцом, но в нее внесены изменения, упростившие ее и позволившие заменить сдвоенную кнопку включения (KB) обычной, которую легко приобрести. На рис. 7 показано это устройство, установленное на «Волге».26 При изготовлении устройства можно использовать контактные группы телефонных реле, электромагнит от телефонного шагового искателя типов ШИ-11, ШИ-17, И-25/4 из числа списанных и автомобильную контрольную лампочку. В педали акселератора можно установить любой концевой выключатель, например, микровыключатель МП-1, надо только защитить его от попадания грязи. Аналогичное по принципу действия устройство конструкции В. Зорина приведено на рис. 8. Только в нем для фиксации служит фрикционный механизм. Барабан 4 закреплен на подвижной в продольном направлении подпружиненной оси 7, а а корпуса установлена обмотка 5 электромагнита. Для фиксации привода дроссельной заслонки нажимают кнопку на щитке приборов (рис. 8 и 9). Обмотка 5 электромагнита через предохранитель ПР (см. рис. 8), контакты 2 кнопки н нормально-замкнутые контакты 1 (КТ) выключателя педал.-,- тормоза подключится к замку зажигания 33. Электромагнит притянет барабан к торцу корпуса, а ось 7 барабана, перемещаясь, заткнет блок-контакты БК, назначение которых такое же, чак в устройстве на рис. 6. В застопоренном состоянии барабан удерживается силой трения, которая больше усилия пружины привода дроссельной заслонки. Отключается устройство фиксации постоянного газа при нажатии на педаль тормоза выключателем 1 (КТ). Выключатель (рис. 10) состоит из металлического трубчатого корпуса 5, неподвижного контакта 1и подвижного контакта 2, закрепленного нз подпружиненном штоке 4. Трубчатый корпус закрепляется под щитком приборов, а шточ тягой 6 соединяется с педалью тормоза. Установка выключателя на автомобиле «Волга» показана на рис. 9. При отпущенной педали тормоза контакты замкнуты, а тяга сл«;гиа провисает. На электромеханическое устройство В. Зорину выдано авторское свидетельство И» 142540 с приоритетом от 12 августа 1958 ГОДа. Устройство экспонировалось на ВДНХ. В этой конструкции не предусмотрено отключение устройства при постановка ноги на педаль акселератора. Поэтому при переходе на режим ножного управления необходимо сначала поставить ногу на педаль акселератора (чтобы при выключении устройства автомобиль не «клюнул»), после чего выключить автомат нажатием левой ноги на педаль тормоза —- движением неестественным при управлении автомобилем. Устройство можно выключить и замком зажигания, но при эр.;--." избежать «клевка» также не удастся. Недостаток можно устранить, если установить выключатель (КА) на педали акселератора, использовав принципиальную схему А. Черновца (•;»». рис. 6). Устройства для фиксации постоянного газа, которые мы рассмотрели на сегодняшнем заседании «Клуба», безопасны и надежны по конструкции. Пользуясь фиксатором при поездках на дальние расстояния, следует, однако, не забывать, что включат;., его можно только на прямой, ровной дороге, когда она сзсбо-дна от транспорта и хорошо просматривается. Движение е зафиксированным приводом дроссельной заслонки требует повышенного внимания. При появлении на дороге транспорта или пешеходов, при подъезд» к поворотам, спускам и переломам продольного профиля, а также при ухудшении видимости нужно выключить устройство. Безусловно, нельзя пользоваться им даже короткое ере-::.'." при движении по населенным пунктам, при тумане, в гололедицу, в дождь, а также в ночное время. Устанавливать на автомобиле устройство для фиксации постоянного газа можно рекомендовать только опытным водителям со стажем по крайней мере не менее трех лет. Гош:,-,- об этом, мы учитываем, что большинство водителей — серьезные и культурные люди и достаточно хорошо понимают всю ответственность, которую берет на себя человек, садящийся за руль автомобиля. Мы заранее приносим извине№щ за некоторые, может быть, до какой-то степени излишки: предостережения, но уверены, что с нами согласятся iice' в вопросах безопасности движения лучше «пересказать», чем недосказать. Устройство фиксации привода дроссельной заслонки может ссслужить н «обычную» службу при прогреве двигателя, подзарядив батареи ив других подобных случаях, когда нужно зафиксировать положение дросселя. Оно пригодится водителям автомобилей, не имеющих ручного газа, в силу чего в перечисленных для примера случаях им приходится прикрывать воздушную заслонку, расходуя при этом излишнее топливо н излишне изнашивая двигатель работой на переобега!ченней смеси,Установка электромеханического устройства на автомобиле «Волга»: 1 — устройство; 2 — тросик; 3 — тяга привода дроссельной заслонки. Э лек тромеханическое устройство с фрикционным фиксирующим механизмом: 1 (КТ) — контакты выключателя педали тормоза; 2 — контакты кнопки включения; 3 — тросик; 4 — барабан; 5обмотка электромагнита: в — пружина; 7ось барабана; БК — блок-контакты; ПР предохранитель; 33 — замок зажигания. МММ» С!» "ТЮЁТ чУстановка выключателя педали тормоза и кнопки: 1 (КТ) — выключатель педали тормоза; 2 (KB) — кнопка включения. Выключатель педали тормоза: 1 — неподвижный контакт; 2 — подвижный контакт; 3 — пружина; 4 — шток; 5 — трубчатый корпус; 6 — тяга к педали тормоза.'^г'10На том жэ девятом заседании, положившем начало деятельности общественного |КБ «Клуба» и сегодняшнему большему разговору, мы рассмотрели выгоды замены карбюратора К-44 на К-59Б и способ правильного осуществления &?©й замены. Указали, что при «малой» переделке прнвсйэ зачастую происходит неполное открытие дросселя, в результате чего двигатель «Москвича-402» (м без теге не мощный) недодает 7—8 л. с. Как пример «бэльшой» переделки мы привели наиболее технически грамотное решение автолюбителя Н. Швеца из Владивостока. Многий «.'нтателм заинтересовались этим и последовали нашему сонету. Вот что пишет, например, М. Итров из Риги: «Bse, что сказано в этой статье в отношении недостатков в результате замены К-44 на К-59 (с плохим приводом — ред.) я испытывал на своей машине «Москвич-402».., Я переделал привод — мотор как будто мощнее стал, быстрее набирается скорость, приятно стало управлять машиной». «Получил отличные результаты, — вторит ему И. Белингер из Свердловска. — По моему совету такую же переделку сделали мои товарищи». «За многие годы я только теперь почувствовал мотор и не могу нарадоваться перевоплощению (омоложению) машины» — это слова Г. Ерченкина из Ташкентской области. Читатели благодарят тов. Швеца за остроумное предложение. Заканчивая заседание «Клуба», мы выражаем надежду, что сегодняшний разговор был также интересен и полезен читателям, даже тем, кто не будет устанавливать устройство фиксации газа на своем автомобиле. Уверены, что при изготовлении устройства члены «Клуба» смогут усовершенствовать его, сделать более надежным и простым.