14
15
ОБСУЖДАЕМ ПИСЬМО ЗНАТНЫХ ВОДИТЕЛЕЙ М. ПРИСТАВКИ И И. ФОМИНАмощь, внимание необходимы шоферам всегда и везде. В наших же условиях — особенно. Если, скажем, на подмосковных дорогах невнимание одного водителя по отношению к другому может привести к таким неприятностям, как простой автомобиля, выход его из строя, то на дорогах Тувы, где порою, находясь в рейсе, сутками не встретишь другой машины, это может стоить здоровья, а то и жизни. Нередко в зимнее время автомобиль, попав в кювет или провалившись при переезде через речку, не может выбраться своим ходом. Что делать, если до населенного пункта десятки километров? Только ждать. Уставший, продрогший шофер закрывается в кабине и, не заглушив мотора, ждет. И благо, если появится другая машина и если ее ведет настоящий человек. Он остановится, разбудит задремавшего горемыку и окажет помощь. А если проедет мимо? Редко, но случается, что севший отдохнуть в кабину человек, плотно прикрыв ее, погибает от выпускных газов, просочившихся в кабину. Вот почему хочется во весь голос сказать: не проезжай, шофер, мимо стоящей на дороге машины, особенно зимой, поинтересуйся, не нужна ли помощь, если даже тебя никто не останавливает! Мы не раз читали письмо «Пусть другу поможет друг!» в своем гараже и вспоминали различные случаи, когда своевременная товарищеская помощь помогла избежать беды, спасла жизнь. Однажды наш шофер Виктор Егоренков вез груз в одну из поисковых партий. Стоял морозный февраль. В нескольких километрах от районного села Сарыг-Сеп его остановил человек: — Помоги, друг, вытащить грузовик из-под моста. Трое суток бьюсь. Простыл, измучался, И хоть торопился Виктор (каждый знает, сколько надо труда и времени потратить, чтобы вытащить груженый автомобиль), не задумываясь, решил помочь. — Подсыпали щебенки, надели цепи противоскольжения, — рассказывает Виктор. — Потянул. Да не тут-то было. Пришлось повозиться, дать нагрузку машине, пока получилось. Подошел после этого пострадавший и так горячо обнял, что кости затрещали. Дрогнуло у меня сердце. Всю дорогу как-то на душе радостно было, что вызволил человека из беды. И что же вы думаете, пришлось встретиться нам еще, чуть ли не через год, тоже зимой. Ехал, я из Абакана, и случилась неприятность: ночью оборвало клапан. Вожусь под капотом, слышу: прошел мимо грузовик и остановился поодаль. Из кабины выскочил водитель и говорит: «Дай ведро бензина до заправки доехать». Я, не поднимая головы, зло бросил: «Не до тебя мне. Нацеди сам из левого бака». И вдруг слышу удивленно-радостное: «Виктор, да это ты!» Поднял я голову, осветил шофера «переноской» и тоже обрадовался: передо мною стоял тот самый знакомый по несчастью. «Закрывай капот и жди меня. А я по быстрому заправлюсь и вернусь!» Так он и сделал. Больше того, дотянул меня до своего дома. Оказалось, что и жена его по рассказам меня знает и теперь старалась оказать мне внимание. Короче, угостили и спать уложили. Утром мы вдвоем наладили мою машину и расстались еще большими друзьями. Конечно, и на наших трассах встречаются равнодушные люди. — Недавно, — рассказывает шофер АТК-12 Н. Моськин, — вез я строевой лес из Шурмака. На рытвинах лесовоз поскрипывал, но настроение у меня было приподнятое: еще несколько десятков километров — и дома. Строители вовремя получат древесину. Но при выезде из Балгазынского бора прицеп завяз в грязи так, что все мои усилияКОГДА ЧЕЛОВЕК В БЕДЕумаю, что мало кто из шоферов прошел мимо письма М. Приставки и И. Фомина «Пусть другу поможет друг!», напечатанного в первом номере журнала «За рулем». Для нас, водителей, работающих на нелегких трассах Тувы, дружба равна понятию «войсковое товарищество». Во всех концах республики строятся новые предприятия, вырастают поселки и города, ведут разведку подземных сокровищ геологи-землепроходцы. У нас, автомобилистов, дел непочатый край. По асфальтированным и гравийным, по проселочным, грунтовым дорогам и вовсе по бездорожью ведем мы свои «газики», ЗИЛы, МАЗы, КрАЗы днем и ночью, в 50-градусную стужу зимой, в изнуряющую жару летом, доставляя к месту назначения людей, продукты, различную технику, стройматериалы. Автомобили у нас почти единственный транспорт, а шоферы — самая распространенная и уважаемая профессия. Пишу об этом вот почему. Товарищи Приставка и Фомин совершенно правильно считают, что дружба, взаимопоДлением к клапану, расположенному на продольной тяге 5. Золотник 1 клапана через шаровой палец соединен с сошкой 4 рулевого механизма, а корпус клапана жестко закреплен на продольной тяге. Золотник может перемещаться относительно корпуса 2 клапана управления на 1,5 ммв обе стороны от среднего положения. Когда автомобиль движется по прямой, золотник находится в среднем положении, при этом нагнетательная магистраль соединена сосливной и масло движется по такому пути: насос — нагнетательный шланг — клапан управления — сливной шланг — насос. При поворотах золотник смещается относительно корпуса клапана управления. В результате масло под давлением направляется в соответствующую полость силового цилиндра 7, который перемещает поперечную тягу 6 рулевой трапеции, тем самым поворачивая колеса. Из противоположной полости силового цилиндра масло выжимается и по сливной магистрали через клапан управления возвращается в насос. црашуНожные тормоза — колодочные, с гидравлическим приводом, снабжены гидровакуумным усилителем. Этот механизм дает возможность водителю останавливать полностью груженный автомобиль без больших физических усилий. Принцип действия усилителя основан на том, что разрежение во впускной трубе двигателя используется для создания дополнительного давления в гидравлической системе тормозов. Гидровакуумный усилитель состоит из цилиндра камеры усилителя и клапана управления. к заднему правому колесуР ис . 1. Схема работы гидроусилителя руля при движении по прямой. 1 — золотник: 2 — корпус клапана управления; 3 — насос; 4 — рулевая сошна; 5 — продольная рулевая тяга; 6 — поперечная рулевая тяга; 7 — силовой цилиндр. Р ис . 2. Схема централизованной системы накачки шин: 1 — компрессор; 2 — разгрузочный цилиндр; 3 — регулятор давления; 4 — воздушный баллон; 5 — предохранительный клапан; в — манометр; 7 — кран управления; 8 — рукоятка крана управления.кмееу*=14•к переднему ледому колесук заднему лебому колесу «ПУСТЬ ДРУГУ ПОМОЖЕТ ДРУГ1»вытянуть его ни к чему не привели. Стало ясно, что без посторонней помощи мне не выбраться. Мимо один за другим проходили автомобили, некоторые останавливались, но помочь никто не соглашался. Видимо, пугал накренившийся лесовоз, вытащить который было не так-то просто. Водитель бензовоза (я запомнил его номер — 68-72) не дал мне буксир, а его товарищ — они ехали вдвоем — сказал откровенно: «Я свой буксир рвать не буду!». — Мне было обидно, —- говорит Моськин. — Ведь всего три часа назад я сам помог водителю из АТК-1 вытянуть из глубокой колеи рефрижератор. Наконец вижу, идет ЗИЛ-157 с прицепом. Не ожидая просьбы о помощи, водитель опустил стекло и сказал: «Подожди, отцеплю тележку и попробуем!» Немало нам пришлось попотеть — и назад тянули, и земли много выкинули из-под колес, и ветвей нарубили, и много еще чего делали. И вот лесовоз стоит на сухом месте. Водитель и геолог, сидевший в кабине, тепло попрощались со мной. Трудно передать мою благодарность этим незнакомым товарищам. Гвоздем я нацарапал в кабине номер их машины—10-31 ТВА, да имена — Василий и Анатолий. И только по приезде в Кызыл установил, что один из них —Василий Сухорослов — шофер гаража Тувинской комплексной геологической экспедиции. Фамилию Анатолия узнать не успел — снова ждала дорога. Может быть, этот случай рядовой, но в нем отразился еще не изжитый эгоизм одних, великодушие и чувство товарищеской взаимопомощи других. Пусть будет на дороге больше вторых. Нам с ними по пути, — заключил мой товарищ. Я пересказал две маленькие истории, случившиеся на дорогах Тувы. В них большая правда жизни. А в жизни бывает всякое. Встречаются среди шоферов и такие люди, которых надо воспитывать по-настоящему, прививать им чувство коллективизма, дружбы. Очень много бед на наших горных, порой узких дорогах приносит ночью не вовремя выключенный при встречах и разъездах дальний свет. Но что самое поразительное, так это то, что нередко виновными в этом бывают не новички, а шоферы с опытом и стажем. Сядет такой «тузя за руль тягача и прет, извините, по середине дороги. Он, видите ли, боится «сьюэить» в кювет. А остальные — хоть пропадай. С проявлением равнодушия, лихачеством, неуважением к товарищам мы должны бороться сообща. Считаю, что надо поговорить толком о молодежи, о подготовке кадров шоферов, в том числе в автомотоклубах, курсах и школах ДОСААФ . Система подготовки шоферов, мне думается, у ж слишком упростилась; зря у нас отменили обязательный стажерский срок. Кто больше всего выводит из строя машины? Новички. На кого падает большая часть аварий и дорожных происшествий? Тоже на них. А за время стажировки будущий водитель многому бы научился у опытного наставника, да ик нему бы можно присмотреться, на что он способен. А еще лучше — стажера и его наставника впоследствии сделать сменщиками на машине. Следует подумать и вот о чем. Почему-то мало практикуются встречи ветеранов-автомобилистов с будущими водителями. Редко где проводятся вечера отдыха автотранспортников. Я имею ввиду не те, что с докладами да ааранее написанными выступлениями и регламентом, а встречи за чашкой чая, где бы можно было поговорить по душам о своей профессии, повеселиться, послушать хорошую музыку. На такие вечера следует приглашать коллег из других организаций. Непринужденные встречи способствовали бы воспитанию гордости за свою профессию, чувства товарищества и взаимопомощи. Пользуясь случаем, хочу поставить на обсуждение и такой вопрос. Скажем, у летчиков ведется полный учет того, сколько часов и километров налета у каждого. А у нас, шоферов, нет такого. Я вот имею 29-летний водительский стаж, а спроси, какой пробег сделал, примерную цифру назвать не смогу. И еще об одном. В нашей республике запрещено перевозить в кабинах грузовых автомобилей пассажиров, будь то родной отец, брат или жена. «Автостоп» почему-то не вводится. Ну а что делать, если зимой на дороге встретится человек? Проезжаешь мимо него, хотя потом всю дорогу мучит совесть, что не остановился. Я за дисциплину на транспорте, но в каждом конкретном случае надо считаться с обстоятельствами, Я за то, чтобы каждый работник ГАИ, ОРУДа видел в шофере человека-труженика и, исходя из этого, разговаривал бы с ним, входил в его положение. Формальное исполнение инструкции — не лучший способ достижения желаемого в любом деле, тем более в налаживании безопасного движения. Мы должны быть друзьями, а с друзей и спрос больший. Твердо надеюсь, настанет скоро время, когда все мы, автотранспортники, без исключения воспитаем в себе высокое чувство товарищества, ответственности за доверенную технику и груз, за здоровье и жизнь пассажиров и пешеходов, за успешное выполнение производственных планов. Н. ПИЛИПЧУК, шофер гаража Тувинской комплексной геологической экспедиции, депутат Верховного Совета СССР.г. Кызыл Тувинской АССР.В систему вакуумного трубопровода введен запорный клапан, устанавливаемый между впускной трубой и гидровакуумным усилителем; он автоматически разъединяет их при остановке двигателя. Это дает возможность за счет запаса вакуума в системе произвести без участия двигателя одно-даа торможения. Централизованная система накачки Щин (рис. 2) служит для изменения давления в них как на стоянка, так и воРис. 3. Схема подвода воздуха к шине колеса: 1 — шланг подвода воздуха; 2 — канал подвода воздуха; 3 — трубка подвода воздуха; 4 — запойный кран.время движения, а также для контроля Автомобиль оборудован также безза давлением воздуха. Когда автомоламповым жидкостно-бензиновым пусбиль идет по мягкому грунту, его сниковым подогревателем двигателя и отожение уменьшает удельное давление пителем для обогрева кабины в холодна грунт и повышает проходимость. При ное время. В. ЖАДАЕВ, незначительном повреждении камеры Р. ЗАВОРОТНЫЙ, компрессор в системе централизованг. Горький. инженеры. ной накачки восполняет утерю воздуха и водитель может двиристика автомобиля гаться дальше. На рис. 3 поБез лебедки С лебедкой казана схема подвода воздуха Грузоподъемность, кг 2000 к шине. Из компрессора возОбщий вес прицепа, кг 2000 дух поступает в воздушный Сухой вес автомобиля, кг 3100 3300 Вес снаряженного автомо3440 3640 баллон (см. рис. 2), который биля, кг сообщается через трубопров том числе приходится: вод с краном управления сина переднюю ось 2120 2340 на заднюю ось 1320 1300 стемой накачки шин. Вес с полной нагрузкой, кг 3770 5970 Если колесные краники отв том числе приходится: на переднюю ось 2710 2930 крыты и кран управления устана заднюю ось 3060 3040 новлен в положении «накачка», Колесная база, мм 3300 воздух из баллона поступает в Колея по грунту, мм передних колес 1800 камеры; при переводе рукоятзадних колес 1750 ки крана в положение «выГабариты, мм: пуск» воздух выходит в атмосдлина 5855 ширина 2342 феру. При этом же положевысота по кабине -(без 2440 нии колесных краников каменагрузки) ры соединены между собой, высота по тенту (без 2520 нагрузки) и давление в шинах контролиМаксимальная скорость, 85—05 руется манометром. кмЛтс Максимальная мощность 11S двигателя, л. С. 15