18
19
•О КНИГЕ, КОТОРОЙ НЕТ(Окончание) Если в книге Г. Соловьева и Д. Иванова «комплексный метод» разделяет одну и ту же программную тему на несколько частей, то, скажем, в пособии К. Полтева и М. Полтева («Водителю о правилах движения автотранспорта». «Московский рабочий», 1963) наблюдается другая крайность: некоторые главы включают сведения из многих тем. Например, глава «Скорости, расположение и движение автомобиля». Учебнику противопоказан и тот тяжелый язык, которым написаны многие существующие пособия. Этот не научный, а, я бы сказал, наукообразный язык совершенно не учитывает ту категорию читателей, к которой обращена книга. Вот несколько примеров. «Для запрещающих знаков характерно, что силуэтные изображения, буквы или числа с геометрическими фигурами позитивно обозначают содержание запрещения» (то есть на знаке изображено то, что запрещается). Это из книги «Движение автотранспорта в СССР». Там же читаем: «Для повышения пропускной способностиперекрестков ускорениемосвобождения их оттранспорта (разрядка здесь и далее — моя. — Ф. К.) Правилами движения предусмотрена организация встречного разъезда». А вот из другой книги: «Для введения ограничений, не предусмотренных общими правилами движения, на отдельных участках, улиц и дорог устанавливаются запрещающие знаки, которые содержат конкретные распоряжения водителю о введении опред еленныхограниченийи запрещают водителю выполнять определенные действия или маневры (А. Манзон и Г. Нагула. «Учебное пособие по правилам движения по улицам и дорогам Союза ССР». Гостехиздат УССР, 1963). Какие конкретные предложения может внести автор этой статьи? Прежде всего, надо заменить огромное количество противоречивых, параллельных и дублирующих одно другое учебных пособий единым учебником, утвержденным соответствующими официальными органами и обязательным для всех организаций, занимающихся подготовкой водительских кадров. Так же, как введение единых правил во многом спо-жался мотоцикл с коляской. По шоссе шириной около 8 метров к перекрестку один за другим двигались два мотоцикла. Все водители увидели друг друга в тот момент, когда мотоцикл на проселке находился в 30 метрах от перекрестка, а два других — в 500 метрах от него. Когда мотоцикл с коляской спустился в низину около автомобильной дороги, его водитель на какое-то время потерял остальных из виду. После того, как, преодолев крутой подъем из низины, он выехал на проезжую часть шоссе и повернул направо, то увидел в 30—40 метрах прямо перед собой мчащегося со скоростью 70—80 нм/час одного из мотоциклистов, обгоняющего другого.,. Столкновение произошло примерно в полутора метрах от края дороги на правой стороне ее (по направлению движения мотоцикла с коляской). Обгоняемый в этот момент двигался посредине проезжай части. «Кто виноват? — спрашивает автор письма. — Кто из водителей нарушил правила движения?» Давайте разберемся вместе. Сразу оговоримся: в описании происшествия много неясностей. Неизвестна, например, ширина обочины дороги. Сомнительна оценка расстояний взаимной видимости и скоростей движения. В самом деле, чтобы пройти по шоссе 460 метров (500 метров минус 40 метров) со скоростью 75 км/час (возьмем среднюю величину из названных), надо затратить 22 секунды. Если мотоцикл по проселку прошел за это время 30 метров, то его средняя скорость равнялась всего 5 им/час, что маловероятно. Если ж * расстояние в 30 метров было пройдено со скоростью 10 км/час (как и говорится в описании происшествия), то это заняло 10 санунд, а значит, и мотоциклы на шоссе могли быть от места происшествия на в 500 метрах, а лишь в 200 (в противном случае их скорость составила бы 165 км/час, что не под силу дорожным Отнюдь не имея намерения подменить автотехническую экспертизу, тем более, что делать заключение по столь неточно изложенной фабуле происшествия невозможно, попробуем все же ответить на вопрос автора письма. Два одиночных мотоцикла при ширине проезжай части для одного направления в4 метра могут двигаться в два ряда (ст. 36 Правил). Первый из мотоциклистов на шоссе (N» 1), двигаясь около оси дороги, нарушил ст. 37 Правил движения, согласно которой «двигаться в левом крайнем ряду разрешается только при обгона или если заняты правые ряды». Второй водитель (№ 2) допустил такое же нарушение. Заметим кстати, что, соблюдая требование ст. 37 и двигаясь • первом ряду, он мог бы обогнать мотоцикл № 1, не выезжая из своего первого ряда. Но это не единственная его ошибка. Увидев на значительном расстоянии двигающийся к дороге мотоцикл с коляской, он получил сигнал о том, что приближается к перекрестку, и, следовательно, должен был оставаться на правой стороне дороги, так как согласно ст. 49 обгон с выездом на полосу встречного движения запрещен. Наконец, водитель мотоцикла с коляской (J* 3), выезжая на автомобильную дорогу (главную на этом пересечении), обязан был пропустить движущихся по еа проезжай части (ст. 66). Однако наш разговор о роли участников в атом происшествии будет неполным, асли обойти молчанием основные условия обеспечения безопасности движения. изложенные в ст. 4 Правил. «все участники движения обязаны быть внимательными к окружающей обстановка и ее измананиям» — первое из них. Все три мотоциклиста, как мы поняли, ограничились там, что лишь издали посмотрели друг на друга и не учли того, что их взаимное положение ежесекундно изменяется. «Участники движения обязаны быть, — говорится далее в статье, — взаимно предупредительными, не создавать помех движению...» Каждый из трах мотоциклистов заботился только о своих мнимых удобствах (мы воздержимся от упрека в весьма вероятном «лихачестве»), совершенно не считаясь с другими водителями и создавая им помеху: один не освободил левый ряд для обгона; другой занял полосу встречного движения и лишил выезжающего с боковой дороги возможности воспользоваться правой стороной проезжей части; третий выехал на магистраль, не определив обстановки на ней, и не пропустил (хотя и нарушителя) движущегося по главной дороге. Таким образом, на вопрос «Кто виноват?» в этом случае приходится ответить — виноваты все трое!машиням!каком случае нам А. Гончаров из БолотВ от оНовосибирской поведалавтомобильной дорогег.приблиное области. По полевому проселку кПочему в Правилах движения ничего на сказано о зонах действия запрещающих знаков 2.1—2.12? (И. Хребтов, г. Донецк). Действие знаков 2.1 — 2.12 является безоговорочным—дальше того места, где они установлены, проезжать нельзя, и водителям приходится направляться по объездным путям. Поэтому и отпадает необходимость в установлении какихлибо зон действия этих знаков. Правда, ограничения, вводимые знаками 2.2—2.7, не являются абсолютными: при необходимости достичь объекта, расположенного далее места установки любого из них, водитель имеет право проехать за знак. Но в этих исключительных случаях правила предупреждают водителей — подъезд и выезд с таких объектов разрешен только в пределах одного квартала. Стало быть, и здесь разговор о зоне действия знака также оказывается беспредметным, поскольку водитель обязан на ближайшем перекрестке покинуть улицу. Однако протяженность действия ограничений этих знаков все же учитывается в практике работы службы организации движения. Знаки 2.9—2.12 обычно устанавливаются перед дорожными сооружениями недостаточной прочности или размеров — в границах этих сооружений они и действуют. Знаками 2.1, как правило, ограждается «дин перегон дороги или городской улицы (квартал). Но при организации одностороннего движения протяженность ограничения может быть и большей. В таком случае в начале каждого перегона эти знаки принято дублировать в сочетании с указателем «Одностороннее движение» (если указатель не может точно и безошибочно быть воспринят водителями, подъезжающими по любому боковому проезду). Ограничения знаков 2.2—2.8 вводятся в большей части городов и других крупных населенных пунктов не для одного перегона, а для нескольких, составляющих магистральную улицу. Такая необходимость возникает главным образом в центральной части города с интенсивным движением. Для того чтобы о каждом ограничении стало известно всем водителям, по какому бы боковому проезду они ни приблизились, знаки устанавливают на каждом перекрестке (либо на самой улице, где вводится ограничение, либо на пересекающей ее). Можно считать поэтому, что практически зона действия каждого из них — не больше одною квартала, и количество устанавливаемых знаков находится в зависимости от числа перегонов, на протяжении которых требуется сохранить ограничение. В свою очередь перед водителями, которые направились в объезд, возникает практический вопрос: где можно будет возвратиться на покинутую улицу (дорогу)?. Большей частью единообразный режим ограничений устанавливается между двумя площадями или перекрестками главных магистральных улиц го- собствовало улучшению их качества и упорядочило движение автотранспорта в стране, введение единого учебника вместо пособий, издаваемых на местах собственными авторскими силами, унифицирует преподавание правил, устранит разнобой в их истолковании, а также обеспечит высокое качество изложения учебного материала. Только при этом условии новая учебная книга будет не просто улучшенным вариантом существующих пособий, а новым шагом в деле обучения водителей правилам движения. Заметим, кстати, что такой учебник может и должен стать единственной книгой по правилам для всех категорий шоферов, ибо требования безопасности движения являются совершенно одинаковыми для всех, кто находится за рулем. Естественно, что создать учебник нелегко, тем более что многие издательства уже заключили договоры и новые пособия, как говорят, находятся в производстве. Однако даже сейчас можно кое-что сделать. Целесообразно, например, выпустить учебные пособия по уже заключенным договорам как пробные (естественно, небольшими тиражами), организовав их широкое обсуждение впечати, что позволит выявить лучшие из них. Для достижения той же цели можно объявить открытый (или закрытый) кон-. курс на лучшую книгу. Кроме того, на первых порах для установления методического единообразия и выработки единой точки зрения на отдельные вопросы было бы желательно издать ряд официальных методических указаний, которые затем могли бы лечь в основу будущего учебника, а до его появления служить теоретическим подспорьем в работе преподавателей. Вместе с тем мы твердо убеждены, что для создания такой ответственной книги нужно привлечь (как и при составлении Правил) не одного автора, а целый коллектив, состоящий из опытных педагогов, методистов и научных сотрудников, занимающихся организацией движения. Все эти предложения на новы. В той или иной форме они уже давно высказываются многими, кто непосредственно связан с подготовкой водительских кадров. Пришло время по-деловому обсудить их. А главное — провести наконец в жизнь. Ф. КУЗИН,рода. Такой границей нередко являются и реки, так как по городским мостам движение обычно не ограничивается. Поэтому попытка выехать на «закрытую» улицу ближе указанных ориентиров почти всегда бесполезна. Уместно будет заметить в заключение, что все сказанное выше в равной степени относится ик предписывающим знакам 3.4—3.7. Движение всех транспортных средств или отдельных их видов нередко запрещается в центральной части больших городов с исторически сложившейся радиально-кольцевой планировкой уличной сети. На нашем рисунке вы видите условную схему части такого города, опоясанной двумя кольцевыми магистралями («Кольцо А» и «Кольцо В») и рассекаемой пятью радиальными улицами. По трем из них (2, 4 и 5) грузовое движение к центру запрещено, по двум остальным (1 и 3) — открыто движение только легковых автомобилей. (Для упрощения схемы на ней показаны только основные знаки, а продлевающие ограничения подразумеваются на каждом последующем перекрестке.)Мотоцикл обгоняет мотороллер на перонрестке улиц, ширина проезжей части которых позволяет автомобилям двигаться только в один ряд. Является ли такой маневр нарушением правил движения? (Н. Дмитриев, г. Фергана). Правила обгона не связаны с числом рядов для движения и не зависят от них. Статья 49 выдвигает единственное условие обгона на перекрестках: нельзя выезжать на полосу встречного движения. Мотоциклисту, например, даже на той улице, где автомобили могут двигаться лишь в один ряд, хватит места на «своей» стороне проезжей части для того чтобы обогнать мотороллер, мопед, а иногда и автомобиль, не нарушая требования, о котором шла речь выше. Следовательно, здесь все по правилам. Могут ли грузовые автомобили двигаться в левом ряду по улице, ширина проезжей части которой допускает движение автомобилей лишь в два ряда? (X. Шарифуллин. Илишевский район Башкирской АССР). На любой улице в левом крайнем ряду можно двигаться только при обгоне или когда правые ряды заняты. Это правило без всяких исключений действует и на улицах с двухрядным движением автомобилей. Крайний левый ряд закрыт для грузовиков только на улицах с числом рядов для движения три и более. Здесь они не могут выезжать в крайний ряд даже для обгона. Если транспортное средство, пользующееся преимущественным правом проезда, уже выехало на перекресток, могут ли продолжать движение попутные с ним? (Д. Иванов, г. Элиста). Нет, не могут. В «Правилах движения» сказано на этот счет совершенно определенно: «одновременно с... въезжающим на перекресток». Значит, под их прикрытием перекресток может пересечь только тот, кто успевает сделать это в одно время с транспортным средством, пользующимся преимуществом перед остальными. Водителям транспортных средств, хотя и попутных, но подошедших к перекрестку несколько позже, пускаться ва ними вдогонку нельзя: дальнейший разъезд на перекрестке проходит по обычным правилам, изложенным в статьях 67—68. Можно ли под знаком «Место разворота» сделать левый поворот? (И. Гуляев, г. Великие Луки). Нельзя. Ведь знак «Место разворота» как раз и устанавливается на улицах, где левые повороты по каким-то причинам запрещены соответствующим предписывающим знаком или специальной разметкой проезжей части (сплошная осевая, резервная зона и т. п.). Под этим знаком можно повернуть только для движения в обратном направлении.Не считаясь с правиламиЭтот снимон, опубликованный • журнале «Крестьянка» (1964 г., I * 12), вызвал недоумение у многих мотоциклистов. «Мне думается, — пишет • А. Павлов из поселка Струги-Красные Псковской области, — что та, I кто будут ездить таким способом, законно могут быть лишены води. тельских прав». Фотография породила и ряд сомне, ний. «Некоторые начали считать, что Iв селах и на дорогах с малоинтенсивным движением такое допускаетI ся, — сообщает в журнал «За рулем» преподаватель из ПетропавловI ска В. Саленко. — Правильно ли I это?» Такой вопрос задают А. Супроненко из села Клястицы Витебской . области и другие мотолюбители. Что можно ответить нашим чита; талям? Конечно, снимок в «Крастьянi ке» — плохая услуга сотням тысяч I сельских мотоциклистов. Всякие неI приятности, а может быть и непоправимая беда, ждут в пути тех, кто рискнет подражать такому примеру. И надо же было случиться, что именно под этим снимком в журнала «Крестьянка» стоят слова заголовка «Про то, что на всегда барем в счет...» Хотя заголовок относится к другому материалу, но он очень пригодился бы автору фотографии А. Шапиро: на взял он в счет правила безопасности движения и там самым ввел в за{ блуждание журнал и его многочисJ ленных читателей.Из схемы легко увидеть, что в любой квартал между «Кольцом А» и «Кольцом В» на грузовом автомобиле можно проехать либо непосредственно с «Кольца В», либо со стороны «Кольца А», попав на него по улицам, на которых не введены ограничения. И все же три квартала (они отмечены перекрестной штриховкой) «недосягаемы» — чтобы добраться к ним, надо проехать насквозь один из прилегающих кварталов, а это явилось бы нарушением Правил. Но ив таких случаях водители не окажутся в безвыходном положении, так как во второй части примечаний к знакам 2.2—2.7 и 3.4—3.6 записано, что подъезд к объектам, расположенным за знаком дальше первого квартала, может быть разрешен в устной форме ближайшим госавтоинспектором или милиционером, регулирующим движение.3&л&4ся*% ^ * ^ * л < ^ >^«^с£л<глл