Знакомьтесь коенной техникойIU• тиштНа вооружении Советской Армии, наряду с другими видами колесной техники? находятся плавающие бронетранспортеры, способные форсировать реки, озера и другие водные преграды и играющие существенную роль в обеспечении высокого темпа передвижения войск, ведения десантных операций и т. п. Плавающие бронетранспортеры выполняются на колесном и гусеничном шасси. Рассмотрим колесную плавающую бронированную разведывательно-дозорную машину — БРДМ (рис. 1). На ней установлен карбюраторный двигатель модели ГАЗ-40П мощностью 90 л. с. Для движения по суше она имеет необходимые агрегаты и механизмы, как и любой двухосный автомобиль повышенной проходимости со всеми ведущими колесами. Бронетранспортер обладает необходимыми водоходными (навигационными) качествами: плавучестью, остойчивостью*, способностью развивать определенную скорость движения. Благодаря этому он хорошо держится на воде и вполне безопасен в эксплуатации. Корпус БРДМ — сварной, из броневых листов, водонепроницаемый, типа лодки, с броневой крышей. Он служит основанием, на котором крепятся все агрегаты и механизмы машины. Так же, как иу колесных бронетранспортеров (см. «За рулем» № 2, 1965 г.), корпус имеет три отделения: силовой установки, управления и боевое. Для движения на воде в бронированной разведывательно-дозорной машине установлены водометный движитель и водоотливные устройства. Водометный движитель (рис. 2) по принципу действия относится к типу реактивных гидравлических движителей. Действие его основано на выбрасывании воды, забираемой из водоема, в результате чего возникает реактив* Остойчивость — способность машины, выведенной из положения равновесия в результате приложения внешних сил, возвращаться в первоначальное положение после прекращения действия втих сил.ная сила, толкающая машину в сторону, обратную направлению выброса воды, Величина реактивной силы, а следовательно, и скорость движения по воде зависят от количества и скорости выбрасываемой воды. Корпус 1 водомета, отлитый из алюминиевого сплава, служит картером для вала 2 рабочего колеса и одновременно направляющей трубой для выбрасываемой движителем воды. Привод к валу рабочего колеса осуществляется через карданную передачу от коробки отбора мощности, смонтированной на коробке передач. Рабочее колесо 3 водометного движителя — бронзовое, четырехлопастное, левого вращения. Движитель включается рычагом в отделении управления. В корпусе машины, за рабочим колесом, с каждом стороны установлено по одной трубе 4 заднего хода. Для движения задним ходом необходимо закрыть заслонку водометного движителя, тогда вода устремится в трубы заднего хода и реактивная сила будет толкать машину назад. На БРДМ устанавливаются два не зависящих один от другого привода: один — для управления заслонкой водометного движителя, другой — для управления водяными рулями. Заслонка водометного движителя расположена фото вверху: плавающие бронетранспортеры форсируют водную преграду. ФОТО Е. Удовиченко,на снаружи корпуса машины на вертикальном кормовом листе. Рули управления на воде находятся в корпусе за рабочим колесом водометного движителя. Управление заслонкой и рулями осуществляется с места водителя. Для удаления воды из корпуса машины служат система водоотлива, насос и сливные клапаны. Все эти механизмы действуют независимо один от другого. Система водоотлива работает за счет разрежения, создающегося в корпусе движителя. Водооткачивающий насос с электроприводом является вспомогательным средством, он применяется при неработающем движителе. Устройство для преодоления окопов и траншей. Для лучшего преодоления окопов шириной до 1,2 м двухосный плавающий бронетранспортер оборудован двумя парами дополнительных подъемных ведущих колес, расположенных между основными колесами, — по два с каждого борта. Обычно дополнительные колеса находятся в поднятом положении. Устройство для преодоления окопов и траншей включает, помимо дополнительных колес, привод к колесам от трансмиссии машины и гидравлическую систему управления подъемом и опусканием дополнительных колес. При необходимости преодолеть окопРнс.1.