30
31
ЛЕИПЦИГСКАЯ ЮБИЛЕЙНАЯНикогда еще старинный торговый город Лейпциг не принимал столько гостей, как в дни традиционной весенней ярмарки, которая отметила в этом году свой 800-летний юбилей. На ее территории в 340 тысяч квадратных метров расположились 25 павильонов, и, кроме того, под экспонаты легкой промышленности были отведены 22 пассажа в центре города. В ярмарке приняли участие более 70 стран. Торжественное открытие состоялось в новом здании оперного театра. Участники собрания бурными аплодисментами приветствовали делегацию Советского Союза во главе с А. Н. Косыгиным и другие правительственные делегации. В советском павильоне было выставлено более 10 тысяч экспонатов. Во все дни ярмаркик нему было приковано внимание посетителей. Колоссальный интерес вызвал отдел автомобилей: все семейство УАЗ, ГАЗ-53, ЗИЛ-130, БелАЗ-527, «Запорожец», «Москвич-408», «Волга». К стенду, где экспонировался «Москвич-408», невозможно было подойти. На выставке были представлены автомобили и других стран. Грузовые автомобили показывали Германская Демократическая Республика, Чехословацкая Социалистическая Республика, Социалистическая Федеративная Республика Югославия, Венгерская На-СЗАМЕТКИ ЯРМАРКИУсп0х Виктора АрбеноваВ этом году чемпионат мира по мотокроссу в классе 250 смз разыгрывается в 15 этапах. Первый этап проходил недалеко от Барселоны. Двукратный чемпион Европы англичанин Дейв Биккерс на мотоцикле «Гриве» занял первое место. На второе и третье вышли шведские гонщики А. Ионсон и Т. Халльмаи (оба на «Гускварнах»). Лучший результат из четырех советских гонщиков у Виктора Арбекова. В первом заезде он был вторым, а во втором — девятым, что в сумме дало ему четвертое место. А. Дежинов занял шестое место, А. Яковлев и Г. Драугс сошли из-за неполадок в мотоциклах. Неудача постигла и прошлогоднего чемпиона в этом классе Ж. Робера, который стартовал на мотоцикле «ЯваЧезет». Заняв в первом заеь-де четвертое место, он во втором вынужден б ^ л по техническим причинам прекратить борьбу. Чехословацкие гонщики в этом этапе не выступали. Вторая гонка, которая состоялась в городке Массерано (Италия), принесла большой успех Виктору Арбекову. Он занял первое место ик трем очкам, набранным в Испании, приплюсовал еще восемь. Третий этап, прошедший во Франции, снова закончился триумфом советского кроссмена. В напряженной борьбе с прошлогодним чемпионом мира Ж. Робером Виктору Арбекову удалось одерж ать важную победу. Робер был вторым, на третьем месте советский гонщик Г. Драугс. Примечательно, что все победители выступали на мотоциклах «Ява-Вокруг «Волги» всегда многолюдно. Югославский автобус «Дубрава» выглядит очень привлекательно.Чтобы обслужить автомобиль, необязательно заезжать в гараж. Эта переносная установка обеспечит выполнение необходимых работ.родная Республика, Англия, Франция и некоторые другие государства. Заметной особенностью грузовиков являлось почти полное отсутствие конструкций с открытыми бортовыми кузовами и преобладание седельных тягачей с полуприцепами. Значительная часть автомобилей и тягачей оборудована специальными кузовами. Были представлены различной конструкции цементовозы, мебелевозы, муковозы, автомобили для перевозки жидкостей и для других грузов, а также снабженные рефрижераторными установками. Характерно преобладание четырех- и, главным образом, шестицилиндровых однорядных дизельных двигателей со степенью сжатия почти у всех 18. Много экспонировалось самосвалов, но сравнительно небольшой грузоподъемности — 3—8 тонн. БелАЗ-527 был наиболее мощным из всех. На ярмарке можно было увидеть немало автобусов. Значительная их часть предназначалась для междугородных перевозок и туристических поездок. Венгерская фирма «Икарус» п оказала сочлененный городской автобус общей вместимостью на 192 человека. Югославские автомобилестроители представили автобус «Дубрава» в двух вариантах — междугородном и туристическом. В междугородном 32 удобных для долгого пути места. У городских автобусов двигатель расположен, к ак правило, горизонтально под кузовом. Большая часть моделей имеет накопительные площадки и небольшое количество сидячих мест. Характерная особенность представленных на ярмарке легковых автомобилей — небольшие размеры. Все фирмы стараются производить так называемые компактные автомобили. При этом большое внимание уделяется внутренней отделке и созданию удобств для пассажиров. Внутренняя обивка выполнена исключительно из синтетических материалов. Мощность двигателей (чаще всего шестицилйндровых) продолжает увеличиваться. Минимальной является мощность в 50 л. с. Степень сжатия у таких двигателей от 8,8 до 10. На всех автомобилях 12-вольтовое электрооборудование. Некоторые фирмы стали применять кулисное переключение передач. Внешние формы легковых автомобилей делаются все более обтекаемыми. У многих моделей передние и задние бампер ы — с выступами из резиновых деталей. На некоторых автомобилях внутренние детали кузова, в том числе панель приборов, — из материалов, способных поглощать удары. Колеса легковых автомобилей продолж ают уменьшаться; почти у всех диаметр диска равен 13 дюймам. Кое-что новое мы увидели ив области гаражного оборудования. Передвижной аппарат «Сприомат» (Германская Демократическая Республика) обеспечивает смазку всех деталей, имеющих масленки с круглыми или плоскими головками. У него привод от электромотора мощностью 0,4 квт. Емкость масляного бака — 50 литров. Интересен складывающийся передвижной параллелограммный подъемник (также Германская Демократическая Республика) с приводом от электромотора мощностью 0,63 или 1,1 квт, поднимающий автомобиль на 1,8 метра за 70 секунд. Он не требует фундамента и занимает площадь 1,2X1,7 метра или 1,4X2,2 метра. Венгерское предприятие «Могюрт» представило переносную установку для технического обслуживания автомобилей. Заинтересовало посетителей приспособление оригинальной конструкции для повышения проходимости трехосных автомобилей. Траки из цепей и протекторной резины надеваются одновременно на два ведущих задних колеса. А. ТАРАНОВ, спец. корр. «За рулем».НОВОСТИ ИЗ ГДРС каждым годом расширяется производство легковых автомобилей в ГДР. Завод «Заксенринг» в г. Цвиккау, известный своими микролитражками «Трабант» с пластмассовым кузовом, в конце прошлого года выпустил 250-тысячный автомобиль. В этом году предприятие полностью перейдет на производство модели 601 и изготовит 70 тысяч легковых машин. Интересной новинкой на «Трабантах» 1965 года будет применение автомата выключения сцепления, который устанавливается уже с апреля. Специализированный ранее на постройке мотороллеров завод ИВЛ в г. Людвигсфельде теперь переходит на выпуск 5-тонных грузовых автомобилей В-50 с обеими ведущими осями.СЕКЦИОННЫЙАВТОБУСНа автобусном заводе САН в Польше заканчивается разработка конструкции нового автобуса СФА-3, предназначенного для эксплуатации в городах. Эта машина вмещает 100 пассажиров, имеет высокоэффективную систему вентиляции, гнутые стекла. Интересной особенностью автобуса является то, что он собирается из нескольких секций, благодаря чему можно с малыми затратами выпускать модификации разной вместимости. Максимальная длина машины — 11 метров.ПЕРВЫЙ ВЕНГЕРСКИЙ ГРУЗОВОЙ МОТОРОЛЛЕРЕще не так давно в Венгрии не производились транспортные средства, необходимые для тех случаев, когда перевозка небольших количеств грузов на короткие расстояния становится нерентабельной даже на малолитражных автомобилях. И вот на заводе почтового оборудования в Будапеште был разработан первый отечественный грузовой' мотороллер на базе мотоцикла «Паннония», хорошо известного далеко за пределами страны, Собственный вес мотороллера — 380 кг. При этом он берет 160 кг груза и развивает максимальную скорость 70 км/час. Закрытое багажное отделение, двухдвер-г. Лейпциг. 30 Чезет». Двукратный чемпион мира Т. Халльман остался лишьна четвертом месте. По сумме трех гонок лидером стал Виктор Арбеков — 19 очков; второе и третье места делят Ж. Робер н Д. Биккерс (по 12 очков). Из 14 туров состоит чемпионат мира в другом классе — 500 смз. Советские гонщики примут старт в десяти этапах. Первый состоялся в Австрии. Победителем его стал швед Лундин. Лучший из советских спортсменов А. Клявиньш был шестым. Во втором этапе, который состоялся в Швеции, р аньше всех финишировал прошлогодний чемпион мира Д. Смит на мотоцикле ВСА. А, Клявиньш закончил гонку одиннадцатым.На чемпионате Европы«Ралли цветов», проходившее в Италии, было вторым этапом чемпионата Европы. От Милана до Сан-Ремо на трассе длиной в 1277 километров боролись за победу 139 экипажей. В абсолютном зачете победили итальянцы Л. Челла и Д. Каменара на автомобиле «Лянча-Фульвиа 2К» (1100 смз, 71 л. с , 145 км/час) с передними ведущими колесами. Второе место4 также досталось итальянским спортсменам — Л. Тарамаццо и Ф. Рамойно, шедшим на «Лянча-Флавиа-Загато». Шведская пара Б. Янссон — О. Линедаль на «Рено Р8-Гордини» (1100 смз, 92 л. с.) вышла на третье место. Чемпионат состоит из 13 этапов.портивньшГАО БУСдвухцилиндровым V-образным двигателем рабочим объемом почти 1200 смз и размерностью цилиндров 80X120 мм. Степень сжатия не превышала 3,0; мощность составляла 4 л. с. при 800 об/мин. Весила машина около 600 кг и развивала скорость до зо км/час.Борьба трех чемпионовПервенство мира 1965 года по кольцевым автомобильным гонкам началось соревнованиями на «Большой приз Южной Африки». Двадцать машин взяли старт 333-километровой гонки. Основная борьба развернулась между тремя чемпионами мира — Д. Сертиссом (1964 г.), Д. Кларком i(1963 г.) и Г. Хиллом (1962 г.). Первым закончил 85 кругов Кларк, выступавший на «Лотосе-33». Он показал также лучший результат одного круга — 160,953 «м/час. Вторым был Сертисс («Феррари-158БА»), отставший от победителя на 29,5 секунды, Г. Хилл на БРМ-261 занял третье место. Следующий этап чемпионата мира — «Большой приз Монако».Первые автогонкиРовно 70 лет назад, 13 июня 1895 года, Эмиль Левассор на автомобиле «Панар» выиграл 1200-километровую гонку по трассе Париж — Бордо — Париж. Это была первая в истории автомобильного спорта гонка. В ней участвовало 46 машин, причем 15 из них были с паровым и две с электрическим двигателем. Дистанцию соревнования закончили лишь девять машин, среди которых, кстати, был и один паровой автомобиль. Победитель затратил на остановки лишь 22 минуты и провел бессменно в машине 48 часов и 47 минут. Его средняя скорость была по тем временам очень высокой — 24,5 км/час. Автомобиль победителя был снабженАвтомобиль«Панар»С технической точки зрения гонка была очень полезной. Она показала несостоятельность «паровиков», выявила недостатки сплошных шин и ременных передач, подтвердила жизнеспособность распылительных карбюраторов и электрического зажигания. Впоследствии это позволило автомобильным историкам с полным правом заявить, что «гонки улучшают породу современного автомобиля».ка. Зато максимальная скорость достигла 82 км/час (против 70 км/час у старой модели). На 100 км пути «Манет С-125» расходует немногим белее 3 литров топлива. Для облегчения пуска двигателя мотороллер имеет дина-стартер. Благодаря хорошим ходовым качествам и техническим данным «Манет С-125» вполне способен заменить известный мо тороллер «Чезета-175», который в настоящее время снят с производства.pVEEJKOJt*н ая кабина водителя, стеклоочиститель, указатели поворотов, наружные зеркала заднего вида — все это приближает мотороллер по удобствам для водителя к автомобилю.ТЯГАЧ С ГАЗОТУРБИННОЙ СИЛОВОЙ УСТАНОВКОЙНа Нью-Йоркской международной выставке демонстрировался экспериментальный образец большегрузного автопоезда для скоростных перевозок, состоящий из четырехколесного короткобазного седельного тягача и полуприцепа для унифицированных грузовых контейнеров. В качестве силовой установки служат два газотурбинных двигателя общей мощностью 1000 л. с. Регенерирующий двигатель, развивающий мощность 280 л. с , используется при движении по ровным участкам дороги. При разгоне, преодолении подъемов, а также при работе с несколькими прицепами включается ктооой, нерегенерирующий двигатель, мощность которого равна 720 л. с. Оба двигателя созданы на базе существующей газовой турбины модели Т-309. Моторный отсек с обтекателем находится между кабиной водителя и полуприцепом, над поворотным кругом седельного устройства. Это делает форму автомобил я более аэродинамичной. Усилия от газовых турбин передаются вертикальной трансмиссией, проходящей через ось сочленения тягача с полуприцепом. Предусматривается возможность передачи усилий на все колеса тягача и полуприцепа при помощи электромоторов. Все колеса тягача управляемые. Предусмотрено четыре их положения: 1) в городских условиях управляемыми являются только передние колеса: 2) при движении по шоссейным дорогам поворотный механизм полуприцепа блокируется и изменение направления движения осуществляется поворотом передних и задних колес тягача в одном направлении: 3) при маневрировании на малых скоростях передние и задние колеса разворачиваются вразных направлениях, обеспечивая наименьший радиус поворота; 4) при более точной установке полуприцепа под погрузку и выгрузку маневрирование производится поворотом одних только задних колес тягача. Нужное положение колес .устанавливается рычагом, расположенным на щитке приборов. Поворачивают их покачиванием двух других, связанных между собой рычагов. Низкая, сильно вынесенная вперед кабина тягача имеет большую поверхность остекления. В кабине размещаются два человека. На щитке приборов смонтированы спидометр и контрольные лампочки. При нормальной работе всех агрегатов горит зеленая лампочка; желтая указывает на необходимость осмотра узлов и агрегатов; при загоревшейся красной лампочке автомобиль не допускается к дальнейшей эксплуатации, пока не будут устранены неисправности. Фирма не сообщает максимальную скорость движения автопоезда, его грузоподъемность, не дает сведений о тормозной системе. О подвеске известно только то, что она является гидропневматической. Как было сказано выше, новый тягач предполагается использовать для перевозки грузов в унифицированных контейнерах. Их ширина и высота приблизительно 2,5 метра, длина же может быть различной — 3; 6; 9; 12 метров.МОТОРОЛЛЕР «МАНЕТ С-125»На проходившей в конце прошлого года международной машиностроительной выставке в Брно (Чехословакия) среди прочих экспонатов чехословацкой мотоциклетной промышленности внимание посетителей привлекла новая модель известного мотороллера «Манет» — «Манет С-125». Новый «Манет» отличается современной конструкцией рамы — сварной, трубчатой, одинарной спереди и раздвоенной сзади. Ока обладает повышенной прочностью при небольшом весе. Подвеска колес выполнена в виде длиннорычажных вилок: с одним центральным пружинным амортизатором — передняя ис двумя длинноходными витыми пружинами и одним (с левой стороны) гидравлическим амортизатором — задняя. Значительной реконструкции подвергся двигатель: с увеличением диаметра цилиндра с 50 до 56 мм при неизменном ходе поршня (50 мм) его рабочий объем возрос с 98,1 до 123,15 смз. С 7,0 до 7,2 повысилась степень сжатия, а максимальная мощность увеличилась до 7,2 л. с. при 5300 об/мин. (против 5,1 л.с. при 5500 об/мин на старом мотороллере). Благодаря умелому выбору деталей и хорошо продуманной компоновке узлов новый мотороллер (его вес 104 кг) всего на 2 кг тяжелее своего предшественни31