нмжнмяКаждому хочется, чтобы его мотоцикл трудился не один год. Для этого надо досконально изучить машину. Хорошим пособием, помогающим овладеть мотоциклом, является книга «Ижевские дорожные мотоциклы»* (второе издание), рассказывающая об устройстве, эксплуатации и обслуживании мотоциклов i ИЖ-66, «ИЖЮпитер», «ЩК-Планета». Второе издание дополнено крайне важным разделом, содержащим перечень частей и деталей, устанавливаемых на моделях ИЖ-49, ИЖ-58, «ИЖ-Планета» и «ИЖ-Юпитер», с указанием их взаимозаменяемости. Книга вносит необходимую ясность в обычные среди водителей вопросы: А такая-то деталь от ИЖ-49 подойдет к ИЖ-56 или нет? Можно ли мотор «Юпитера» поставить на «Планету»? Возникают подобные вопросы о поршнях, подшипниках и т. п. * З абелин В. А.. И са ­ е в М. П. Ижевские дорожные мотоциклы. Издание второе, переработанное и дополненное. Удмуртское книжное изд-во. Ижевск. 1964 г. Тираж 50 000 экз. Цена 56 коп.КНИГА ДЛЯ МОТОЦИКЛИСТОВМотоциклистов обрадуют и впервые публикуемые в книге сведения о размерах и допусках, соблюдаемых при сборке колончитых Daлов. Однако ограничиться похвалой нельзя. Это была бы плохая услуга и читателям и авторам. В книге об ижевских дорожных мотоциклах водители будут искать необходимые сведения но только о новейших, но ио моделях прежних выпусков. Иначе и быть не может. Чем мотоцикл «старше», тем больше знаний требуется для поддержания его на ходу. «Ижи» служат много лет, и обходить советами хорошие старые машины нельзя. К сожалению, этих сведений в книге нет. Полезно было бы дать читателю сведения о передаточных отношениях редукторов привода спидометра, тем более что публикации о них не встречаются. На некоторых «Ижах» водители сталкиваются с неудовлетворительной работой карбюратора. Применялись карбюраторы с отверстием в передней стенке дроссельного золотника и без него. Что лучше? При некоторых скоростях движения в мотоцикле возникают нежелательные вибрации, причиняющие беспокойство и неудобства водителю. Как избавиться от них? Как устранить течь амортизаторной жидкости из передней вилки и гидроамортизаторов задней подвески? К сожалению, эти вопросы, интересующие многих, не получили отражения в книге. Очень полезны были бы и рекомендации на случай вынужденного перехода на переменный ток. Многие мотолюбители оборудовали свои мотоциклы и мотороллеры мигающими указателями поворота с применением серийных и полупроводниковых устройств. С их работой также следовало познакомить читателей. Ведь отсутствие «мигалок» у снующих среди автомобилей мотоциклов — одна из причин несчастных случаев. Для заправки передней вилки и амортизаторов задней подвески нужны автотракторные, трансформаторное и турбинное масла. Причем последнего требуется «добыть» на заправку двух амортнзатороп 60 смз. Не сложновато ли? В качестве масла для двигателя названы загущенные масла. Правда, они приведены ив некоторых других руководствах. Но желательны ли они, если иметь в виду, что для двухтактного двигателя масло растворяют в бензине? Скорее всего, упоминание о них переходит из одного издания в другое механически. Есть в книге материалы, помещение которых представляется нам неоправданным. Нужно ли было, например, давать сведения о строении вещества и электрическом токе, имеющиеся в учебниках для общеобразовательной школы? Армия любителей «ИЖей» продолжает расти. Вероятно, на рецензируемую книгу всегда будут охотники. Остается только пожелать, чтобы следующее издание было еще более полным. М. ГИНЦВУРГВЫШЛИВ СВЕТБ ена Э,, Г осковецИ . и Штикар И. Психология и физиология шофера. Перевод с чешского. Под редакцией Л. А. Богданович. Издательство «Транспорт». 1965. 100 стр. Цена 63 Hon. Книга интересна для широкого круга шоферов-профессионалов и любителей. Авторы дают основные сведения из области физиологии и психологии, анализируют причины дорожнотранспортных происшествий. Книга всесторонне освещает вопросы воспитания и обучения шоферов, гигиены их труда. Одна из глав посвящена конструктивным критериям оборудования кабины, температурным условиям каби-ны и проектированию дорог с точки зрения физиологии н психологии шофера. Основное направление книги — профилактика, предупреждение дорожнотранспортных происшествий и травматизма, Она написана живым, популярным языком и доступна широкому кругу читателей. Ш умов А. В. Безопасность движения автомобилей ночью. Изд-во «Транспорт». 1964. 62 стр. Цена 19 коп. В брошюре приведены полезные рекомендации по подготовке и проверке внешних световых приборов автомобилей, а также описаны приемы и методы безопасного вождения машин в темное время суток на основе отечественного и зарубежного опыта. Автор анализирует статистику до-рожно-транспортных происшествий. использует данные научно-исследовательских работ. А ндреев П. С. Эксплуатация автобусов ЗИЛ-158 (Библиотека шофера). Изд-во «Транспорт». 1964. 126 стр. Цена 23 коп. В книге обобщается опыт автобусных хозяйств Москвы. Автор приводит сведения об изменениях в конструкции автобуса ЗИЛ-158, дает рекомендации шоферу по управлению автобусом, советы по его техническому обслуживанию. Большое место в книге уделено организации и технологии текущего ремонта автобусов в условиях автохозяйств. Кроме того, рассказывается о подготовке автобусов к зимней эксплуатации, о путях экономии топлива и т. п. Спе-цнальный раздел знакомит с правилами техники безопасности и противопожарной безопасности при работе на автобусе. К озловский М. Т. и Вочков В. М. Дизельные двигатели ЯМЗ. Конструкция и обслуживание (Библиотека шофера). Изд-во «Транспорт». 1964. 136 стр. Цена 31 коп. Эта книга предназначена для шоферов, электриков и слесарей-авторемонтников. В доступной форме авторы описывают устройство и принцип работы дизельных двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ238, дают рекомендации по заправке топливом, маслом и охлаждающими жидкостями, а также пуску, остановке и обкатке двигателей, по устоанению неисправностей.зод? Не только затем, чтобы отметить и похвалить взаимопомощь и предупредительность водителей. Не тольно с целью показать, что работники ГАИ всегда готовы прийти на выручку каждому, кто нуждается в ней. Вот передо мной телеграмма: «22 уехали отпуск автомашиной «Волга» ЛЕЗ 48—17 Аркадий Родионович Гусаков 1938 года эпт Игорь Михайлович Фрайберг 1936 года направление Сочи эпт 24 прибыли Харьков ночевали родственников 26 выехали обещали приезде Сочи немедленно сообщить тчк Никаких сведений нет Ленинградской ГАИ также судьбе наших детей неизвестно тчк. Пребывая большой тревоге за их состояние умоляем вашего указания начать розыск между Харьковом Сочи зпт машина темно-серого цвета крыша белая тчи». Помню, что не успели мы еще связаться с нашими сотрудниками на трассе, нак ко мне на стол легла новая депеша: «Своей телеграммой сегодня мы просили вашего уназания начать розыск наших детей уехавших автомашиной Сочи тчк Сообщаем дети нашлись живы здоровы тчк Извините за беспокойство тчн».Легкомыслие путешественников успело доставить хлопоты лишь их родным. Но не всегда дело заканчивалось тан легко. Пожалуй, пальму первенства в соревновании на забывчивость и легкомыслие следует отдать Н. Айвазян. Выехав на собственном автомобиле с мужем и ребенком в Ереван, она обещала матери систематически писать с дороги. Однако прошла неделя, другая, а обещанных весточек не приходило. На телеграмму матери — «Не приехала ли дочь?»—ереванские родственники ответили отрицательно. Решив, что семья дочери стала жертвой автомобильной катастрофы, мать обратилась в Госавтоинспекцию Главного управления милиции. Сотрудники ГАИ установили возможные пути следования автомобиля из Москвы в Ереван, связались с госавтоинспекциями всех попутно лежащих областей, краев и автономных республик Российской Федерации. Телеграфные запросы полетели на Украину, в Тбилиси и Ереван: «Проверьте, не было ли несчастного случая на трассе7» Сообщения поступали одно за другим и похожие одно на другое: «Нет, не было». А Айвазян с семьей, оказывается, благополучно пребывала в Сочи! Не слишком чуткая дочь причинила большие беспокойства родным. Но только ли родным? А работникам милиции? Сколько времени и сил, которые можно было бы употребить с пользой для дела, затратили они на напрасные поиски, сколько израсходовали государственных средств на многочисленные телефонные звонки и телеграфные запросы! Не жаль, если бы в этом действительно была нужда. Но тратить энергию на все эти «пустые хлопоты», согласитесь, обидно. Туристский сезон уже в разгаре. Ежедневно в дальний путь трогаются тысячи автолюбителей и мотоциклистов. Хочется обратиться к каждому из них: «Будьте внимательны друг и другу. Притормозите возле остановившегося на обочине: может быть, ему необходима чья-либо помощь или нужно сообщить о задержке в пути. Иными словами, будьте) как сказано в правилах, «взаимно предупредительными». Вот тогда любая дальняя дорога будет легка и приятна. И для вас — водителей, и для нас — гоеавтоинспекции. Л. КУЗНЕЦОВ, заместитель начальника Госавтоинспекции РСФСР27