В Москве состоялся пленум секции автомототуризма Центрального совета по туризму ВЦСПС. Корреспондент нашего журнала обратился к председателю бюро секции Герою Советского Союза А. В. ЛЯПИДЕВСКОМУ с просьбой рассказать о тех проблемах, которые обсуждались на пленуме, о перспективах развития этого интересного вида туризма. ще недавно, лет пять-десять назад, туристский поход на автомобиле или мотоцикле, как правило, ограничивался переездом от города до моря и обратно. Сейчас у огромного числа авто- и мотолюбителей появилась благороднейшая «охота к перемене мест». Я сам путешественник и вижу, как с каждым годом становится все больше и больше любителей дальних странствий: едут рабочие и студенты, инженеры и врачи, учителя и техники. Семья туристов пополнилась многочисленным отрядом «путешественников на колесах». В путь теперь отправляются жители не только больших городов, но и сел, рабочих поселков, райцентров. Меняются и маршруты походов. Машины с московскими номерами можно встретить в песках Средней Азии, ленинградцев — на Урале, удмуртцев — в Закарпатье. Несмотря на свой юный возраст, автомототуризм уверенно встал на ноги и, судя по всему, будет расти дальше. Сейчас республиканские секции автомототуризма созданы во всех республиках, кроме Молдавии. 332 организации объединяют авто- и мототуристов — секции и клубы при организациях ДОСААФ , спортивных обществах, на крупных предприятиях, при городских клубах, областных и республиканских советах по туризму. Интересный разговор шел на пленуме. Инициатива туристов проявляется во всем; во многих организациях и клубах появились хорошие начинания. Мне прежде всего хотелось бы назвать краснодарцев. В крае уже сейчас 46 секций и клубов — и что особенно любопытно, некоторые из них организованы при Госавтоинспекции. 15 тысяч автомобилистов и мотоциклистов Краснодарского края путешествовали в прошлом году по стране. У краевого совета есть свои корреспонденты в местных газетах и на телевидении. Можно упомянуть и Эстонию, где проводятся так называемые народные походы, собирающие много авто- и мотолюбителей. В этом году состоялся звездный пробег, посвященный 25-летию Советской Эстонии. 15 маршрутов по своей республике разработали эстонцы. Но все это — только самое начало большого дела. Сколько еще авто- и мотолюбителей путешествует «дикарями», не зная о работе клубов, не имея возможности обратиться за советом и помощью к более знающим товарищам, не делясь в свою очередь опытом с новичками. Приведу лишь один пример: из многотысячной армии московских автомобилистов в клубе автомототуристов состоит всего полторы тысячи человек. У нас нет еще прочных связей с секциями и клубами на местах. Поэтому и интересные начинания одного клуба, одной секции не скоро становятся известны в других. Мало еще у нас инструкторов, и пока совсем негде их учить. Но все это — болезни роста, вполне преодолимые.МОТОРНЫЙ ТУРИЗМ « В ЗРОСЛЕЕ Т»К сожалению, — продолжает свой рассказ А. В. Ляпидевский, — есть и трудности, никак не объяснимые болезнями роста, и преодолеть их будет посложнее, чем обучить десяток-другой инструкторов. Это прежде всего — обслуживание тех, кто отдыхает на колесах. Существуют кемпинги, мотели, пансионаты. Но их очень мало, да и расположены они лишь на самых «бойких» местах. Обслуживание в них оставляет желать много лучшего, В ряде мест эти гостиницы для авто- и мотопутешественников превратились в обычные дома отдыха. На турбазах их принимают тоже очень неохотно — да там нередко и нет подходящих условий для этого. Можно упрекнуть и работников станций техобслуживания и АЗС — они не балуют своей любовью путешественников, и, попросту, мало еще этих станций на туристских дорогах. Непонятно еще, за что так невзлюбили нас железнодорожники. Тарифы на перевозку автомобилей и мотоциклов по железной дороге непомерно высоки. А для многих жителей Севера, Средней Азии, Дальнего Востока железнодорожный паром или платформа — единственный на сегодня путь, по которому можно добраться до автомобильной дороги. И еще одна беда. Перед тем, как двинуться в путь, нужно выбрать маршрут поинтереснее. Но справочников, описаний разных маршрутов нет. Даже «Атлас автомобильных дорог» стал библиографической редкостью. Могли бы оказать помощь карты и буклеты с описанием дорог, но их тиражи мизерны, да и охватывают они только хорошо известные маршруты. Конечно, мы, туристы, — народ,- привыкший к трудностям, и умеем их преодолевать. Многим водителям, отправляющимся в путь, помогают выбрать дорогу схемы маршрутов, к о торые публикует журнал «За рулем». Путешествия этого года проходят под знаком 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне. Много любителей путешествий включилось в соревнования, которые проводит журнал. Тут интересную инициативу проявляют и клубы, и секции, и автомотолюбители, путешествующие самостоятельно. Литовские туристы посетили места, где первыми приняли бой советские пограничники. Ленинградцы провели звездный пробег под девизом «Никто не забыт и ничто не забыто», Одесситы и краснодарцы, киевляне и воркутинцы, уральцы и орловцы отправились в путешествия, соревнуясь между собой,— у кого маршрут интереснее, кто привлечет больше людей. Я не сомневаюсь в том, что с каждым годом к огромной семье автомототуристов будут прибавляться все новые любители путешествий. Они выберут новые маршруты и отправятся на автомобилях и мотоциклах, мотороллерах и мопедах отдыхать и знакомиться с жизнью разных городов и сел нашей необъятной страны.ЕПо следам наших выступлений«А СУДЬИ КТО!» Так называлась статья судьи всесоюзной категории И. Владимировой, опубликованная в № 4 журнала «За рулем» за 1965 год. В статье критиковались спортивные арбитры, которые, забыв о возложенной на них большой ответственности, проявляли необъективность, беспринципность, преднамеренно нарушали правила. О том, какое наказание понесли эти горе-судьи, читателям известно из самой статьи. Судье республиканской категории Э. Свнонтеку был объявлен выговор. А сейчас, как сообщил нам заместитель председателя Федерации автомотоспорта Украинской ССР тов. Головатый, Э. Свионтек освобожден также от обязанностей председателя автомотосекции Киевской области. КУРСЫ ОТКРЫТЫ В заметке «Что скажет дирекция техникума?» («За рулем» >й 1, 1965 г.,стр. 27) критиковались Константиновский райком ДОСААФ и дирекция Пухляковского техникума (Ростовская область), которые в течение продолжительного времени не могли решить вопрос об открытии курсов мотоциклистов для учащейся молодежи. Недавно заместитель председателя Ростовского обкома ДОСААФ С. Шелюх сообщил редакции, что по выступлению журнала приняты меры: в техникуме организовано обучение шоферов-любителей и мотоциклистов.Заместитель начальника Главнефтеснаба В. Разумов ответил редакции, что начальнику Куйбышевского управления дано указание организовать продажу масел и смазок в мелкой расфасовке и масел в розлив на всех АЗС управления.По письму приняты мерыВ МЕЛКОЙ РАСФАСОВКЕ ИВ РОЗЛИВ Читатель А. В. Инчагов из г. Мелекесса написал в редакцию о том, что автолюбители, пользующиеся услугами автозаправочных станций, не могут приобрести масла и смазки в мелкой расфасовке и масла п розлив. Редакция направила письмо т. Инчагова в Главнефтеснаб РСФСР для принятия мер.ПО ЛЮБИМОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ Встречаются еще факты, когда некоторые руководители автохозяйств отказываются принимать на работу женщинводителей, не хотят доверить им руль автомобиля. «Зачем же тогда обучают женщин на курсах шоферов ив автошколах. для чего тратятся деньги и время, если потом нам отказывают в работе по избранной специальности?» — пишет в редакцию жительница г. Валки Харьковской области Зинаида Кирилловна Нищеглод. Окончив курсы шоферов, она очень долго не могла приступить к любимому делу. Редакция направила письмо тов. Нищеглод в Валковскнй городской Совет депутатов трудящихся. Председатель исполкома горсовета топ. Бойченко и секретарь исполкома тов. Корсун сообщили редакции, что с 25 мая 1965 года 3. К. Нищеглод работает шофеоом.26