18
19
ДВИГАТЕЛЬ ВОЛГИ•Как подготовить двигатель, сцепление и коробку передачВосемь лет назад Горьновский автозавод прекратил выпуск автомобиля «Победа». Но на дорогах можно увидеть сколько угодно «Побед». Основные узлы машины надежны и долговечны. «Возраст» многих этих автомобилей часто превышает 10 — 12 лет, а пробеги достигают 400 — 500 тысяч километров и более. Ясно, что такая долгая жизнь — результат своевременного ремонта, замены деталей и агрегатов. Естественно, очень многих автолюбителей интересует вопрос, можно ли установить двигатель «Волги» на «Победу». Он мощнее, экономичнее, более долговечен, обладает хорошей ремонтоспособностью, а главное — лучше обеспечен запчастями. «Победа» и «Волга» — автомобили одного класса, очень близкие по основным параметрам. Большая часть узлов их сходна по конструкции, частично . или полностью унифицирована. Установка двигателя ГАЗ-21 на «Победу» не вызовет перегрузки деталей трансмиссии и ходовой части, так как их размерность и запасы прочности вполне обеспечивают передачу максимального крутящего момента двигателя ГАЗ-21 и повышение динамики автомобиля. Надо учесть и то, что выпуск запасных частей для двигателей ГАЗ-20 через некоторое время будет прекращен. И не случайно автолюбители, владельцы «Побед» думают о том, как установить на свою машину двигатель «Волги». Об этом свидетельствуют получаемые редакцией письма. На двадцать, второе заседание клуба мы пригласили одного из конструкторов Горьковского автозавода Александра Михайловича НЕВЗОРОВА. Он рассказывает о том, как осуществить необходимые для этого переделки. В картере сцепления на фланце нижней его части (если бобышки фланца с внутренней стороны такие же, как на картере сцепления «Победы») нужно просверлить два отверстия, нарезать резьбу 12X1,75 и сделать цековку этих отверстий диаметром 24 мм, а глубиной 3 мм (рис. 1). Если бобышек нет, то толщины фланца для резьбы недостаточно. Поэтому с внутренней его стороны накладываем специально изготовленную стальную пластину с двумя резьбовыми отверстиями (рис. 2).аналогично кронштейнам поперечины передней подвески «Волги» (деталь 20-1001038-Б). На этом подготовка двигателя заканчивается.a x <В) IСменим и радиаторРадиатор ГАЗ-20 не обеспечивает нормальный тепловой режим двигателя ГАЗ-21, и переделка его довольно сложна. Поэтому двигатель ГАЗ-21 рекомендуется устанавливать на «Победу» в комплекте с радиатором системы охлаждения «Волги». Двигатель ГАЗ-21 длиннее двигателя «Победы» на 42 мм. Для правильного его расположения на автомобиле (чтобы задний торец блока цилиндров находился на том же месте, где был торец блока двигателя М-20) требуется сместить радиатор по сравнению с положением ранее стоявшего радиатора ГАЗ-20 на эту же величину. Радиатор «Волги» имеет две опоры нижнего крепления вместо одной на радиаторе «Победы», и для его установки надо изготовить переходный кронштейн (рис. 4), который болтами жестко крепится к двум опорам радиатора и через резиновые подушки — к кронштейну поперечины рамы. Вырез в верхней панели облицовки радиатора нужно увеличить примерно на 40 мм. Сверху радиатор крепят по месту. Подготовку места для него и подгонку креплений нужно делать до установки двигателя. Окончательно радиатор ставят после того, как двигатель будет закреплен. Если по каким-либо причинам трудноX с;x10ООI-ю • <(-11IJLгоша. шР ис . 2. По этим размерам следует изготовить планку для крепления задней опоры двигателя (если на внутренней поверхности фланца картера сцепления нет бобышек). В коробке передач ГАЗ-21 взамен вторичного вала, задней крышки и центрального тормоза устанавливаем вторичный вал и заднюю крышку от «Победы». С левой стороны двигателя ГАЗ-21 на нижнем фланце блока цилинд-X с;хю Ого•»03-<Двигатель ГАЗ-21 можно установить на «Победу», не затрагивая ее кузова и рамы, лишь с незначительным изменением некоторых деталей — приводов управления коробкой передач, сцеплением, дроссельной заслонкой, а также подвески двигателя, радиатора, системы выпуска газов и ряда других.Р ис . 3. Так монтируется привод управления дроссельной заслонкой: 1 — рычаг тяги привода ГАЗ 21; 2 — часть рычага, привариваемая к рычагу I3 — тяга привода дроссельной заслонки; , 4 — правый рычаг промежуточного ' валика; 5 — левый рычаг промежуточного валика; 6 — часть рычага, используемая для приварки.Р ис . 1. Вот эти отверстия внутреннем фланце картера нужно просверлить, а затем них резьбу для того, чтобы ваднюю опору двигателя.в нижнем сцепления нарезать в закрепитьров крепим поверх распорки картера сцепления шаровую опору промежуточного валика привода сцепления. Болты крепления соответственно применяем удлиненные. Если потребуется, фланец распорки нужно сточить до толщины, позволяющей установить промежуточный валик, К рычагу 1 привода дроссельной заслонки (рис. 3), установленному на впускной трубе, привариваем дополнительный, специально изготовленный рычаг. Можно также использовать часть 6 рычага, отрезанную от действующего. На кронштейны передних опор двигателя ставим резиновые подушки с привернутыми скобами, изготовленнымивоспользоваться радиатором «Волги», то можно оставить радиатор «Победы». Но его патрубки в верхнем и нижнем бачках должны быть переставлены на места, соответствующие радиатору «Волги».Как ставить двигательДвигатель с привернутыми передними опорами вводим в подкапотное пространство (разумеется, при помощи подъемника). Заднюю опору двигателя (от «Победы») крепим к картеру сцеп-18 НА ПОБЕДУления, на подготовленные заранее отверстия (в то же место, что и на «Победе»), а поперечину опоры — к кронштейнам на лонжеронах рамы. Таким образом, задний торец блока установленного двигателя будет точно совпадать с положением торца блока двигателя ГАЗ-20. Сцепление и коробка передач займут то же положение, что и при прежнем двигателе.может оказаться недостаточным. Надо иметь в виду, что он должен составлять как минимум 10 мм с любой стороны. Полностью открывая и закрывая жалюзи, следует проверить их работу, и если зазор мал — изменить положение сигналов.»Завершающие операцииДвигатель и радиатор установлены и закреплены. Остается выполнить ряд подгоночных работ и регулировок, а также смонтировать некоторые дополнительные узлы и электропроводку. Прежде всего это относится к приемной трубе глушителя. Конец трубы ГАЗ-21 длиной 100—150 мм с приваренным фланцем крепится к выпускному коллектору двигателя, а верхняя часть приемной трубы глушителя ГАЗ-20 отрезается настолько, чтобы между концами было расстояние 150—200 мм. В этот промежуток вваривается отрезок трубы того же диаметра (50,8 мм) и подгоняется по месту. Промежуточный валик привода сцепления устанавливается между лонжероном рамы и двигателем. Фланец шаровой опоры валика крепим на двигателе в резьбовых отверстиях для распорки картера сцепления, — поверх бобышек. Шаровую опору другого конца валика на лонжероне рамы крепим так же, как на автомобиле ГАЗ-20. Толкатель вилки сцепления перед установкой нужно переделать так, чтобы ось его переднего конца сместилась относительно оси заднего сферического конца на 40—44 мм. Этого можно достичь, переместив рычаг на промежуточном валике. Можно также установить переходную деталь, закрепляемую одним концом на рычаге валика с таким расчетом, чтобы на другом конце с ней шарнирно соединялась вилка толкателя. Обязательно следует проверить, не задевает ли толкатель за картер сцепления и не перекашивает ли вилку выключения сцепления. Тяги привода управления коробкой передач выгибаем, чтобы при включении любой передачи они и рычаги не задевали за другие детали. Включая попеременно все передачи, проверяем также зазоры между тягами и смежными деталями,Левый рычаг промежуточного валика акселератора нужно отогнуть влево, чтобы при его рабочих ходах вверх и вниз был обеспечен зазор 10—15 мм между ним с одной стороны и стартером и рычагом управления коробкой передачс другой. Правый рычаг валика соединяем тягой, взятой от ГАЗ-20, с приваренным концом рычага тяги привода дроссельной заслонки, установленного на впускной трубе двигателя (см. рис. 3). Впускной патрубок радиатора отопителя соединяем трубками и гибкими шлангами с отростком крана на головке блока или на блоке цилиндров с правой стороны, в зоне третьего цилиндра; выпускной — со штуцером на корпусе водяного насоса. Впускной шланг масляного фильтра тонкой очистки соединяем со штуцером на масляном фильтре грубой очистки двигателя; сливной шланг — со штуцером на правой стороне блока. Двигатель ГАЗ-21 оборудуется стартером с дистанционным включением, поэтому на «Победе», кроме стартера, надо установить включатель стартера и зажигания (рис. 5), а также реле стартера от «Волги». Катушку зажигания желательно применить от «Волги» (Б7А). Все смонтировано, все сделано — остается еще раз проверить герметичность соединений, надежность крепления и регулировку. Теперь можно обкатать автомобиль по инструкции.Р ис . 4. Так выглядит переходная пластина для нижнего крепления радиатора. Итак, двигатель зафиксирован в продольном направлении. Опускаем его переднюю часть до тех пор, пока кронштейны опор коснутся поперечины передней подвески. При помощи пусковой рукоятки, вставленной в направляющие отверстия кузова и храповик, устанавливаем двигатель точно по оси симметрии автомобиля.Необходимо помнитьДвигатель ГАЗ-21 обеспечивает более высокую динамику разгона автомобиля и маскимальную скорость, чем ГАЗ-20. Но так как передаточное число главной передачи на автомобиле «Победа» (5,125:1) больше, чем у «Волги» (4,55:—1), при одинаковой скорости двигатель будет работать на больших оборотах. Расход бензина и износ деталей увеличится. Поэтому следует избегать слишком резких разгонов с места и высоких скоростей, особенно в течение первых 3—5 тысяч километров пробега. Ни в коем случае нельзя допускать скорость свыше 110 км/час. При этой скорости наступает критическое число оборотов карданного вала, и он может сломаться.Теперь можно привариватьПоложение двигателя на автомобиле определено. Теперь нужно приварить кронштейны передних его опор к поперечине передней подвески, надежно защитив асбестом или другим материалом резиновые подушки опор, прокладки между лонжеронами и поперечиной и прочие резиновые детали. Лучше всего «прихватить» сваркой кронштейн к поперечине, затем, приподняв двигатель и сняв резиновые подушки, надежно приварить кронштейны. Потом, снова поставив подушки,, закрепить передние опоры. Следовательно, радиатор и жалюзи монтируем на подготовленное для крепления место после установки двигателя. Зазор между вентилятором и охлаждающими пластинами радиатора после его закрепления должен составлять 16—20 мм. Если зазор будет меньше, вентилятор может задеть и повредить радиатор во время резких торможений, если больше — эффективность вентилятора снижается. Патрубки на головке блока, верхнем и нижнем бачках радиатора и корпусе водяного насоса соединяем резиновыми шлангами от «Волги» и закрепляем стяжными хомутами. Установка шланга между водяным насосом и нижним бачком радиатора с левой стороны требует тщательной подгонки (и даже, по возможности, изготовления переходного патрубка): взаимное расположение двигателя и рулевого управления на «Волге» и «Победе» разное, шланг может задевать за картер руля, а это недопустимо. После установки смещенного вперед радиатора зазор между его жалюзи и сигналами, устанавливаемыми на «Победе» между облицовкой и радиатором,Р ис . 5. Схема присоединения электропроводки к стартеру ГАЗ-21: 1 — реле-регулятор; 2 — генератор; 3 — катушка зажигания; 4 — включатель зажигания и стартера; 5 — амперметр; 6 — аккумуляторная батарея; 7 — стартер. •19