21
22
П Ри чи НЫс л ЕдотПроблемы безопасности движения транспорта волнуют всех, И хотя суд говорит свое веское слово тогда, когда авария или несчастный случай уже произошли, каждый его приговор имеет большое воспитательное и профилактическое значение, ибо он не только устанавливает чью-либо вину, но и раскрывает подлинные причины дорожно-транспортных происшествий, а это, как известно, играет не последнюю роль в их предупреждении. Редакция журнала попросила Председателя Верховного Суда РСФСР Льва Николаевича Смирнова ответить на некоторые вопросы, интересующие наших читателей. Рассматривая любое дело, суд ищет ответ на два главных вопроса: при каких обстоятельствах произошло преступление и кто виноват в нем. Что вы можете сказать о причинах автодорожных происшествий? Суды не разбирают все случаи автодорожных происшествий. Они рассматривают уголовные дела о таких нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта, которые повлекли тяжкие последствия, а также часть гражданских дел о возмещении материального ущерба, причиненного аварией. Однако изучение этих судебных материалов позволяет сделать определенные выводы о причинах автодорожных происшествий. Наиболее распространенные случаи — наезды на пешеходов, столкновение и опрокидывание автомобилей. Происходит это большей частью из-за неправильного выбора скорости движения, нарушения правил обгона и перевозок, невнимательности при проезде мимо остановок общественного транспорта или мест скопления пешеходов и, наконец, в результате технической неисправности машин. Причем нередко речь идет о нарушении сразу нескольких положений правил безопас-Председатель Верховного суда РСФСР Я. Н. СМИРНОВотвечает на вопросы журналаности движения и эксплуатации автомототранспорта. Сошлюсь на такой пример. Шофер одного из автохозяйств Бурятии Комбужан, посадив на необорудованный для перевозки людей грузовик 20 пассажиров, повел его по шоссе с повышенной скоростью. При разъезде со встречным транспортом в условиях ограниченной видимости водитель не снизил скорость ик тому же двигался без света. В результате произошло столкновение машин, при котором погибло три человека. Немалое количество аварий на дорогах — следствие того, что в нарушение существующих правил управление машиной передается лицам, находящимся в состоянии опьянения, лишенным водительских прав или вообще не имеющим. К чему это приводит, можно заключить из следующего факта. Шофер автобуса одного из предприятий столицы Поляков по пути вМо ­ скву на Ленинградском шоссе передал управление пьяному Голубеву. Невнимательность и замедленная реакция нетрезвого человека дорого обошлись всем. Поздно заметив идущий впереди автомобиль, Голубев с трудом обогнал его на опасно близком расстоянии и столкнулся с другой машиной, стоящей на обочине. При аварии один человек погиб. Кто в подобных случаях несет уголовную ответственность? И тот, кто непосредственно вел машину, и тот, кто доверил ему руль автомобиля. Водитель, передавший в нарушение действующих правил руль машины другому человеку, который находится в состоянии опьянения или не имеет удостоверения на право управления, как и водитель, находящийся за рулем, отвечает за нарушение правил безопасности движения (если в результате этих действий наступили указанные в законе последствия — смерть потерпевшего, причинение ему телесных повреждений или существенного материального ущерба). Так, в частности, и поступил суд, разбирая дело Полякова и Голубева. Оба они осуждены на длительные сроки лишения свободы. Даже передача управления машины должностному лицу, от которого водитель зависим по службе, не•НамечаяНаш новый раздел — «Зеленая волна», или, как мы его назвали, журнал в журнале, сделал свои первые шаги. Опубликованные материалы вызвали интерес у читателей и, судя по откликам, получили их одобрение. Как сделать «Зеленую волну» более содержательной и интересной? Какие темы должны стоять в центре ее внимания? Вот вопросы, которые обсуждались на прошедших заседаниях общественного совета редакции по безопасности движения. Интересные мысли высказал на встрчче нашего актива начальник отдела безопасности движения Научно-исследовательского института автомобильного транспорта Г. И. Клинковштейн. Он посоветовал наряду с материалами в помощь изучающим правила движения чаще публиковать статьи о приемах безопасного вождения автомобилей, в частности учить водителей правильно действовать в аварийных ситуациях, рассказывать им об особенностях движения в условиях современного города. Этот разговор, по его мнению, надо всегда вести на конкретном материале, анализе дорожных происшествий. Из поля зрения «Зеленой волны», подчеркнул тов. Клинковштейн, никогда не должно ухо-курсных помощников ГАИ — дружинников, общественных автоинспекторов, членов комиссий технического контроля — заслужила много добрых слов. Вместе с тем члены совета высказали в их адрес и ряд справедливых претензий, отметили серьезные недостатки в работе. К службе на дорогах, говорил подполковник милиции С. А. Гороховский, порой привлекают недостаточно проверенных и подготовленных людей, активисты-общественники не всегда правильно понимают свои права и обязанности, а многочисленные общественные организации нередко дублируют друг друга в работе. Тов. Гороховский высказался за глубокое освещение «Зеленой волной» того, что касается участия общественности в работе по безопасности движения. Общественный совет предложил также провести совместно с Госавтоинспекциея и министерствами автомобильного транспорта союзных республик агитпробеги и рейды по дорогам страны, районам массового выезда шоферов на уборку урожая. Такие пробеги могут сопровождаться проведением семинаров по правилам движения, показом новинок автомобильной техники. Ждем и ваших предложений, дорогие читатели!дить то, без чего и самые лучшие правила движения оказываются бессильными, — этика поведения водителей, их взаимопомощь, предупредительность, взаимное уважение. Эту мысль поддержали начальник гаража 1-й автобазы Мосстройтранса лауреат Государственной премии В. С. Коренное, инспектор по безопасности движения 18-й автобазы Мосторгтранса Д. В. Помаэанский и другие члены совета. Н. H. Юмашев (ГАИ РСФСР) говорил о необходимости тесных контактов «Зеленой волны» с работниками автомобильных инспекций. На страницах журнала следует постоянно рассказывать о том, как решаются вопросы организации движения в союзных республиках, различных областях и городах страны, шире показывать передовой опыт, вскрывать недостатки, причины аварий и других происшествий. Преподаватель автодела Р. Я. Гетманов рекомендовал продолжать рубрику «Три вопроса знатокам» и даже расширить ее, чаще давая возможность водителям проверять знание правил движения, решая различные задачи, возникающие в типичных дорожных ситуациях. • Деятельность наших доброволь21 освобождает его от ответственности, хотя это обстоятельство и учитывается при решении вопроса о привлечении водителя к уголовной ответственности и избрании меры наказания. Он не может быть предан суду только в том случае, если соответствующее должностное лицо, находясь при исполнении служебных обязанностей, отстранило его от управления автомобилем. За последние годы были приняты серьезные меры к искоренению случаев пьянства среди шоферов. Положительную роль в этом сыграл Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об ответственности водителей автомототранспорта и городского электротранспорта за управление транспортом в нетрезвом состоянии» и деятельность общественных организаций и товарищеских судов. Но, как показывает судебная практика, и сейчас немало правонарушений на транспорте совершается нетрезвыми людьми. Пьянство вообще большое зло, но на автотранспорте вред его порой просто неисчислим. С ним, как правило, связаны самые тяжкие последствия и такие совершенно нетерпимые, аморальные поступки, как неоказание помощи потерпевшим, бегство с места происшествия. В Воронеже недавно произошел такой случай. Шофер такси Попов в нетрезвом состоянии выехал из гаража и понесся по одной из центральных улиц города со скоростью 90 километров в час. Беда не заставила себя ждать: «Волга» сбила на краю тротуара пешехода, нанеся ему опасные для жизни травмы. Не оказав потерпевшему помощи, Попов пытался скрыться, но вскоре был задержан и понес суровое наказание.первую очередь на безопасности движения. Так, шофер Кизеловской автоколонны Сорокин допустил аварию на 21-м часу (1) непрерывной работы за рулем. Только ли он тут в ответе? С фактами грубого нарушения администрацией автохозяйств трудового законодательства мириться нельзя. Виновные должны нести строгую ответственность. Встречаются ли в судах дела, которые говорят о недостаточной профессиональной подготовленности шоферов?К сожалению, да, Должен сказать, что при разборе каждого дела по дорожно-транспортным происшествиям суд интересуют не только причины. Он задает технической экспертизе и другой вопрос: а мог ли водитель в сложившейся обстановке избежать аварии, предотвратить наезд? И очень часто слышит в ответ: да, мог, если бы действовал иначе. В одном случае ему надо было для этого выбрать правильный путь дальнейшего движения, в другом — применить безопасные и наиболее эффективные приемы управления автомобилем, в третьем — просто действовать решительнее и уверенней. Однако водитель не справился с этим, не нашел верного решения. Видимо, в практической подготовке шоферов есть еще серьезные недостатки. Ведь овладение всеми приемами безопасного вождения автомобиля — главное в их профессии. Руль автомобиля можно доверять только хорошо подготовленным и умелым водителям, особенно в трудных дорожных или атмосферных условиях (на узких и горных дорогах, на дорогах с интенсивным движением, во время гололеда, Хочу особо подчеркнуть, что подобные поступки всегда снежных заносов и т. п.). рассматриваются судом как отягчающее вину обстоятельУвы, об этом иногда забывают, Вспоминается случай, когда ство при определении меры наказания. Даже если будет на горной дороге Северного Кавказа грузовая машина, управустановлено, что водитель не виноват в происшествии (скаляемая шофером Бершадским, столкнулась с автобусом ив жем, во время гололеда машину, которой он управлял с собрезультате аварии три человека погибли и трое получили телюдением всех правил безопасности движения, занесло, и она лесные повреждения. Как выяснилось впоследствии, шосбила прохожего), но не оказал потерпевшему помощи, он фер Бершадский имел всего девятидневный стаж работы, а может быть приговорен к лишению свободы на срок до двух вождение машины по горным дорогам ив тяжелых условиях лет или исправительным работам на срок до одного года изучал только теоретически. Надо ли удивляться, что, попав (ст. 127, ч. 2 УК РСФСР). Такое разъяснение содержится вв сложную и незнакомую обстановку, он не смог в нужный постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 9 апреля 1965 года «О судебной практике по делам, связанным с намомент быстро принять правильное решение. рушением правил безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта или городского электротранспорта». Какие задачи ставят перед собой судебные органы в работе по предупреждению нарушений правил безопасности движения и эксплуатации автомототранспорта? Во многих ЧП на наших дорогах виноват не только водитель. Например, тогда, когда авария — результат Нарушения правил безопасности движения и эксплуатации технической неисправности автомобиля. Несут ли в этих автомототранспорта представляют значительную общественслучаях ответственность другие работники автохозяйств? ную опасность: приводят к человеческим жертвам, наносят вред народному хозяйству. Поэтому решительная борьба с Пленум Верховного Суда РСФСР в постановлении от ними, их предупреждение составляют одну из важнейших за30 марта 1963 года «О судебной практике по делам о предач судебных органов. Судебную практику по делам о ступлениях, связанных с нарушением правил безопасности дорожно-транспортных происшествиях на своих пленумах обдвижения и эксплуатации автомототранспорта или городского суждали и Верховный Суд РСФСР и Верховный Суд СССР. электротранспорта» разъяснил, что по статье 211 Уголовного Пленумы указали судам на необходимость улучшения работы кодекса РСФСР несут ответственность не только водители, в расследовании этой категории дел, дали разъяснения по но и работники транспортных хозяйств (механики, диспетчеспорным вопросам судебной практики. Предложено также ры, инженеры-эксплуатационники, начальники автоколонн и чаще рассматривать дела по автодорожным происшествиям т. д.), непосредственно отвечающие за техническое состояние на предприятиях ив организациях, где трудились подсудии эксплуатацию транспорта, если они выпустили на линию мые, привлекая к участию в их рассмотрении представителей заведомо технически неисправные транспортные средства или, общественности, направлять копии приговоров по месту ракак мы уже говорили, разрешили управление машиной челоботы осужденных. веку, находящемуся в состоянии опьянения, не имеющему Тщательно исследуя обстоятельства дела и выявляя недоили лишенному водительских прав, а также допустили грубое статки в работе отдельных автохозяйств и должностных лиц, нарушение режима работы водителей. Ответственность, косуды выносят частные определения, в которых ставят перед нечно, наступает в тех случаях, когда эти действия привели соответствующими организациями вопросы по устранению нек смерти потерпевшего, причинили ему телесные повреждедостатков и наказанию виновных. Важно, чтобы общественния или существенный материальный ущерб. ные организации и руководители автохозяйств своевременно При каждом происшествии, причиной которого была техреагировали на эти частные определения и принимали по ним ническая неисправность автомобиля, суд обязан выяснить действенные и быстрые меры. Надо воспитывать у водителей с помощью экспертов, когда возникла поломка в автомобичувство общественной нетерпимости к людям, забывающим ле — на линии или он вышел с ней из гаража. В последнем свой служебный долг, правила безопасности движения и эксслучае в ответе должны быть и те, кто подписал водителю плуатации автомототранспорта. В Верховном суде РСФСР путевку, выпустил машину в рейс с неисправностями. И спранемало материалов, свидетельствующих о том, что правильведливо поступил Сахалинский областной суд, осудив главная профилактическая работа, проводимая судами, общестного инженера Южно-Сахалинского пассажирского автоховенными организациями и руководителями автохозяйств, мозяйства П. Попова и начальника гаража П. Полянского, выпужет привести к весьма положительным результатам. стивших на линию неисправный автобус, потерпевший в рейВысокая дисциплина водителей и пешеходов, личная ответсе аварию. ственность каждого инженерно-технического работника автоБывает, что по вине администрации водители находятся за хозяйства, постоянный общественный контроль за движением транспорта и пешеходов — создадут все условия для обесперулем дольше установленного рабочего дня. Руководители чения полной безопасности работы автотранспорта. Задача автохозяйств забывают, что усталость водителя отрицательно сказывается не только на производительности труда, но ив эта реальная и выполнимая.