ВИДИМОСТЬ УЛУЧШЕНАВладельца «Запорожца» из Москвы А. Иоффе интересует вопрос, к ак улучшить обдув ветрового стекла и избежать его запотевания в холодную погоду. Причина плохого обдува ветрового стекла на автомобилях «Запорожец» — в большом аэродинамическом сопротивлении системы подвода воздуха от отопителя. ((Напомним: она состоит из трубопровода от отопителя до центрального тоннеля кузова, самого тоннеля с установленным на переднем его конце тройниковым патрубком и шлангов, подводящих горячий воздух к соплам дефростеров.) Самым простым способом, позволяющим увеличить эффективность обдува ветрового стекла, является установка дополнительного вентилятора между выходным отверстием в передней части тоннеля и шлангами дефростеров (см. рисунок).К ДЕфРОПЕРЛМмой приказом руководителя предприятия или организации. Непременные условия присвоения того или иного класса и тарифного разряда: большой профессиональный опыт, прочные практические навыки, необходимые теоретические знания. Наше трудовое законодательство не разрешает руководителям предприятий в любой отрасли народного хозяйства снижать тарифный разряд рабочим за упущения в работе, нельзя за такие упущения и лишать водителя классности. Если шофер второго или первого класса плохо заботится о закрепленном за ним автомобиле, нарушает дисциплину, правила движения, наконец, совершил аварию, руководитель предприятия имеет право наложить на него дисциплинарное взыскание, в том числе перевести сроком до трех месяцев на нижеоплачиваемую работу. Кроме того, за нанесение ущерба предприятию по небрежности или халатности шофер может нести материальную ответственность в соответствии со статьей 83 КЗОТа.ЗИМНИЙ ПУСК БЕЗ РАЗОГРЕВАДля того, чтобы зимой пустить двигатель требуется очень много сил и времени. Нельзя ли как-то облегчить этот процесс? Такой вопрос прислал в редакцию М. Веригин из г. Тюмени. Отвечает начальник лаборатории зимней эксплуатации автомобилей Научно-исследовательского института автомобильного транспорта Г. С. Лосавио. Самый простой способ разогреть зимой двигатель — это залить горячую воду в систему охлаждения. Просто — но неудобно. В самом деле, сколько работы: нагреть ведро воды, отнести к автомобилю, залить воду в радиатор, закрыть оба сливных краника, а после возвращения автомобиля на стоянку — открыть эти краники икрышку горловины радиатора и ждать, пока сольется вся вода из системы охлаждения. Так и шины могут примерзнуть. Кроме того, ежедневная замена воды приводит к интенсивному образованию накипи в системе охлаждения. Чтоб не разморозить радиатор, надо снимать термостат. Но при этом двигатель долгое время работает под нагрузкой в непрогретом состоянии — следовательно, быстрее изнашивается и перерасходует топливо. Если же автомобиль используется для поездок на работу, то надо каждые два-три часа пускать и прогревать на холостом ходу двигатель. Всех этих многочисленных трудностей можно избежать, если использовать методы пуска • двигателя без разогрева. Оговоримся: они применимы при морозах до минус 20 градусов. Что же входит в комплекс мероприятий, позволяющих пускать двигатель при температуре минус 18 — 2 0 градусов? Прежде всего нужны зимние маловязкие масла ( А КЗП - 6 или АКЗП-10), а при их отсутствии — смесь 60 — 50 процентов летнего масла с40 — 5 0 процентами маловязкого масла «Индустриальное-12» (называемого иногда «Веретенное-2»), к о торая позволит вращать вал двигателя при пуске с необходимой скоростью. Воду в системе охлаждения заменяют антифризом марки «40» или «65». Если его нет, систему охлаждения можно заполнить дизельным летним топливом. При таной замене обязательно надо следить, чтобы не было подтекания в местах соединения шлангов. Обязательно нужно использовать пусковое топливо (бензин, у которого 10процентная фракция отгоняется при температуре 65 — 70 градусов). Это АЗ-66, Б-100 или газовый бензин. Бачок с таким легким бензином устанавливают под капотом и соединяют трубопроводм с карбюратором, куда бензин поступает самотеком. Осуществив все это, вы будете надежно пускать двигатель без разогрева после двух-трех включений стартера. Если же облить поплавковую камеру карбюратора и впускной трубопровод (в тех моделях, где он не омывается охлаждающей жидкостью) двумя-тремя литрами горячей воды (удобно это делать из чайника), то предельная температура пуска холодного двигателя снизится до минус 25 градусов. Большинство автомобилистов, однако, избегает холодного пуска из-за широко распространенного, но мало обоснованного мнения, что это вызывает катастрофические износы. Во многих книгах говорится, что один холодный пуск влечет тот же износ, что и пробег автомобиля в 150—250 километров. Говорится также , что 70 процентов износа двигателя — результат пусков. В действительности же , как показала специальная экспериментальная работа, проведенная в НИИАТе, один пуск холодного двигателя при температуре минус 15 градусов вызывает сравнительно небольшой износ — 0,12 — 0,25 мк (на диаметр). А суммарный износ при пуске холодного двигателя за всю зиму не превышает 15 процентов от общих эксплуатационных износов. На самом деле износ в основном происходит не при пуске, а при длительной последующей работе непрогретого Двигателя. Длительность же этого периода (а значит, и общий пусковой износ) можно сократить в два-три раза, если утеплить моторный отсек и применить средства, ускоряющие разогрев двигателя: термостат, отключение вентилятора и другие.ПРОВЕРЬТЕ ФИКСАТОРЧем можно объяснить неправильную работу лампы нейтрали коробки передач на мотоцикле ИЖ-П? С тапим вопросом обратился в , редакцию Т. Власов из г. Курган. На вопрос нашего читателя отвечает инженер Ижевского машиностроительного завода В. Абрамян. Вероятнее всего, ослабли заклепки крепления контакта (шинки) на фиксаторе валика переключения. Вскройте крышку коробки передач и проверьте состояние фиксатора.КОРОТКО О СЛОЖНОМ УЗЛЕКак работает межосевой дифференциал на автомобилях КрАЗ? Этот вопрос интересует читателя Е. Мурина из Куйбышевской области. Отвечают заводские конструкторы. Установка дополнительного вентилятора (вверху) и переходного корпуса (внизу): а — шланги; б — тройник; в — вентилятор; 1 — цилиндрический переходной корпус; 2 — место сварки; 3 — тройник!. Для этой цели можно использовать любой подходящий по размерам вентилятор с электродвигателем 12 в мощностью 5 — 15 вт, например вентилятор с электродвигателем от водяных отопителей автомобилей ГАЗ-51, М-20. Для этого необходимо изготовить переходной корпус цилиндрической формы с дном и фланцем для присоединения к корпусу вентилятора. В цилиндрической стенке переходного корпуса делают отверстие ик его краям приваривают овальный патрубок, надеваемый на отбортованные края отверстия в передней части тоннеля (взамен тройника). Выход улитки вентилятора подсоединяют через тройник к шлангам дефростеров. Электродвигатель подсоединяют к электросистеме автомобиля, например к клемме замка зажигания через выключатель, который устанавливают в удобном месте под щитком приборов. Межосевой дифференциал позволяет колесам среднего и заднего ведущих мостов автомобиля вращаться с неодинаковым числом оборотов при движении по неровной дороге. Это повышает срок службы механизмов силовой передачи и уменьшает износ шин . Но когда автомобиль едет по дороге, покрытой песком, льдом, грязью, действие межосевого дифференциала может привести к буксованию колес одного из ведущих задних мостов. Чтобы такого не случилось, дифференциал блокируется (выключается) подвижной муфтой, связанной с рычагом, установленным между сиденьями в кабине. При крайнем переднем (от водителя) положении рычага дифференциал включен, что обязательно для движения автомобиля по хорошим дорогам. При заднем положении рычага (на водителя) — дифференциал выключен (блокирован). Это следует делать на труднопроходимых участках дороги. Не разрешается выключать межосевои дифференциал непосредственно в момент пробуксовки нолес одного из ведущих мостов. Положение рычагов включения раздаточной коробки и межосевого дифференциала. 1 — Рычаг включения дополнительной раздаточной коробки: а — включена высшая передача; б — нейтральное положение; в — включена низшая передача. 2 — рычаг включения межосевого дифференциала; г — рычаг выключен (блокирован); д — рычаг включен (разблокирован).НАДБАВКА ЗА КЛАССНОСТЬ — ПОСТОЯННАМожно ли водителя второго или первого класса за нарушения трудовой дисциплины, правил движения или эксплуатации лишить классности? Может ли быть в этих случаях уменьшена ежемесячная надбавка к1 его ставке заработной платы? Этот вопрос задает нам Н. Михайлов из Одессы. Классность шофера — это повышенный тарифный разряд рабочего (как токаря, слесаря и людей многих других профессий). Присваивается он везде по одному принципу: по представлению квалификационной комиссии, создавае МАСЛО ОЧИЩАЕТ ВОЗДУХМы уже неоднократно отвечали на вопросы читателей о мотоколяске. Теперь вновь возвращаемсяк ней. На интересующий очень многих читател ей вопрос, можно ли установить на мотоколяску фильтр от двигателя ИЖ-56 с масляным воздухоочистителем, отвечает главный конструктор завода мотоколясок А. К. Стрельников. Двигатель ИЖ-56 находится в задней части мотоколяски СЗА-М, куда попадает много пыли, грязи и воды. Воздух же, поступающий в двигатель, очищается инерционно-воздушным фильтром. Но фильтр этот со своими обязанностями не справляется. На Серпуховском мотозаводе ив ЦКЭБ мотоциклостроения была использована (в применении для мотоколяски) новая конструкция фильтра ИЖ-56, снабженного масляным воздухоочистителем. И вот оказалось, что долговечность двигателя при эксплуатации мотоколяски в сельской местности увеличивается в тричетыре раза, мощность при этом возрастает на 0,8 л. с , а расход топлива снижается на 5 процентов. Кроме того, масляный воздухоочиститель (в пластмассовом корпусе) уменьшает шум впуска. Установка масляного воздухоочистителя на мотоколяске СЗА ясна из рисунка. На корпусе карбюратора при помощи хомутика 1 крепится патрубок (согнутая труба) 2 с резиновым шлангом 3, который с другой стороны надевается на переходную втулку 4. Втулка соединяется с воздухоочистителем 5, установленным на кронштейн 6, приваренный к трубе подвески. Зажимается воздухоочиститель верхней планкой 8, сидящей на двух шпильках 7. Запыленность в моторном отсеке очень велика, поэтому целесообразно вывести патрубок от воздухоочистителя за облицовку (см. фото), чтобы воздух поступал снаружи кузова. Размеры выходного отверстия при этом не уменьшаются.ВЛАДЕЛЬЦУ «ЗАПОРОЖЦА»Два вопроса интересуют автолюбителя Е. Дернева из Казахстана. Можно ли изготовить в домашних условиях мастику для покрытия нижней части кузова? Можно ли измерять зазор между наконечником клапана и коромыслом на нагретом двигателе? Отвечают конструкторы Запорожского автомобильного завода.На автомобильных заводах для защиты нелицевых поверхностей кузова применяют битумные мастики N» 579, 580, 213 и 112. Каждая состоит из пяти-шести компонентов, и приготовить ее не в заводских условиях очень трудно. Дома можно сделать мастику, состоящую иэ 30 процентов натуральной олифы и 70 процентов битума, которая по антикоррозийным качествам не уступит заводской. Чтобы обеспечить полное закрытие клапана, между его наконечником и коромыслом надо установить зазор. ПовыКАК ЛИКВИДИРОВАТЬ шается температура деталей двигателя — зазор меняется. Это понятно: ведь головСТУК? ка цилиндров выполнена из сплава алюминия и при прогреве двигателя она расширяется на большую величину, чем «В передней вилке моего мотоциктолкатели и штанги с клапанами. Измела К-175В слышен металлический ряя зазоры клапанного механизма на стук. Как можно его устранить?» — прогретом двигателе, легко впасть в спрашивает Б. Ларин из г. Ульяновошибку: они больше, чем на холодном. ска. Поэтому зазор между клапаном и коОтвечают работники завода. ромыслом необходимо регулировать только на холодном двигателе. Т ак скаПричиной металлического стука в пезано ив инструкции. редней вилке мотоциклов «Ковровец» может быть повреждение или неправильная установка маслоотражательной шайбы между пружиной и поршнем. В СОВЕТУЕМ ОБРАТИТЬСЯ этом случае при ходе сжатия жидкость будет выплескиваться из трубы гидроК ЛИТЕРАТУРЕ амортизатора, оседать в основной трубе и на витках пружины, и гидравлическое Читатель Д. Бразголю из г. Досопротивление окажется недостаточным. нецка просит совета, к ак устранить Шайба установлена правильно, если ее накипьв системе охлаждения автовыпуклая часть плотно входит в прумобиля «Волга». жину. Если шайба вылетает, то на эту часть следует нанести слой солидола и Об этом в № 5 нашего журнала за вставить шайбу в пружину. 1964 год рассказывали инженеры ГорьСтук может возникнуть и из-за больковского автозавода П. Сыркин и М. Коршого предварительного натяга слишком тов, автослесарь В. Казинов, автолюбидлинной пружины. Чтобы определить, тель В. Никитенко. Там говорилось ио нормальна ли ее длина, мотоцикл устанеисправностях, возникающих в систенавливают на центральную подставку и ме охлаждения автомобильных двигавывинчивают стяжную гайку траверсы телей. Этой же теме был посвящен один из верхней части основной трубы, пруиз ответов в разделе «Вы спрашиваете...» ж ина должна . быть заподлицо с плосв № 11 журнала за 1964 год. костью траверсы. Выступающую часть Если вы хотите почерпнуть более попружины нужно отпилить, предваридробные сведения, советуем прочесть тельно убедившись в том, что она праброшюру С. Г. Колтыпина «Удаление навильно установлена на маслоотражакипи из системы охлаждения автомотельной шайбе. бильных двигателей» (Автотрансиздат, Москва, 1962 г.). В ней даются советы, как предупредить образование накипи и удалить ее из системы охлаждения, ПРИЧИНЫ БЫВАЮТ РАЗНЫЕ приводится характеристика природных вод, рассматриваются условия образования накипи. В брошюре рассказано так«Последнее время мне не удается жео замедлителях (ингибиторах) корпустить двигатель своего ИЖ-49. Дерозии. Автор рассказывает о перспеклаю как будто все правильно, но тивных методах борьбы с образованием дальше отдельных вспышек дело не накипи — обработке соды магнитным идет». Так пишет нам А. Кнорозов из полем, ультразвуковом методе очистки г. Шахты. В чем же причина? поверхности нагрева от накипи. Из брошюры вы узнаете, к ак влияет удаление Это явление может быть следствием накипи на мощностные и экономические недостаточного зазора между контактапоказатели двигателей. ми прерывателя, их замасливания или обгорания. В этом случае следует зачистить рабочие поверхности контактов и установить между ними зазор 0,4 — ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ УСТАНОВКИ 0,6 мм. Возможно, что пробит конденсатор. Чтобы проверить его исправность, вклюКак изготовить боковой прицеп к чите зажигание. Если при размыкании мотоциклу и правильно установить контактов прерывателя нет искры или его? Этот вопрос интересует В. Бодпроскакивает желтая искра, — замените рова из г. Калинина и многих других конденсатор. читателей. Двигатель может не пускаться также из-за неплотного соединения половин О том, к ак изготовить боковой прицеп картера. Проверьте, не выделяются ли к мотоциклу или мотороллеру, рассказагазы. Если обнаружится место их утечки но в № 7 нашего журнала за 1959 г.,-№ 8 на наружной поверхности, нужно ослаза 1961 г., № 4 за 1962 г. и в № 4 и № 8 бить крепление цилиндра к картеру, заза 1965 г. лить в образовавшуюся щель карболитоНе лишне будет, однако, напомнить о вый лак и затянуть до отказа соединитом, к ак надо его устанавливать. Мы тельные винты картера. попросили рассказать об этом инженераВ. Тимонина, опытного спортсмена - мотоциклиста. Крепится прицеп к мотоциклу в четырех точках: двух сверху — регулируемыми по длине тягами и двух снизу — цанговыми зажимами. Чтобы прицеп во время движения не тянул ю» мотоцикл в сторону, его колесо устанавливают по отношению к плоскости колес машины под небольшим углом со схождением (см. рисунок). По длине базы мотоцикла оно должно составлять примерно 10 мм. Для облегчения управления мотоцикл при установке прицепа необходимо отклонить в противоположную от него сторону на угол развала в два градуса. Достигается это увеличением или уменьшением длины тяг. Регулируя схождение колес прицепа и мотоцикла, нужно отпустить болты, зажимающие коленчатый рычаг прицепа, и, выдвигая его из траверсы рамы, подобрать нужное схождение. Проверить правильность можно двумя рейками длиной 2000 мм, приложив их к колесам на высоте 80 — 1 00 мм от земли. Не забудьте, что устанавливать боковой прицеп нужно на горизонтальном грунте ис одним пассажиром.29