26
27
Моснва, „За рулем'1ЗАБЫТАЯ КНИГАДорогая редакция! За последние годы у нас в стране все больше расширяются междугородные централизованные перевозки грузов. Нам, ш оферам , з анятым этим важным народнохозяйственным делом, часто приходится ездить по незнакомым дорогам. Для успешного выполнения задания важно заранее наметить маршрут, место заправкии отдыха. По обычной карте ориентироваться в данном случае трудно. Несколько лет назад был выпущен «Атлас автомобильных дорог». Это хорошее пособие для шоферов-профессионалов, нужно оно и автомототуристам. Но сейчас на книжных полках наших магазинов его нет. Почему хорошая, пол езная книга предана забвению? И. КОРОЛИВСКИЙ, шофер I класса Отредакции . В самом деле, почему? Главный редактор Главного управления геодезии и картографии (ГУКГ) Государственного геологического комитета СССР С. И. Шуров считает, что переиздавать атлас сейчас в том виде, в каком он был опублинован в 1961 году, нельзя. За последние годы в дорожном хозяйстве страны произошли большие перемены: выстроены новые дороги, станции техобслуживания, АЗС. Но республиканские дорожные организации не торопятся предоставлять в ГУГК материалы о состоянии дорог в настоящее время. Главное управление геодезии и картографии готово обеспечить издание нового атласа, если оно будет располагать новыми сведениями о дорогах СССР. Дело за республиканскими ниями шоссейных дорог. управле«...Расскажите подробнее о работе мотоциклетных амортизаторов. По какому пути идет их совершенствование». (Из письма Ю. Некрасова, г. Москва).г. Могилев-Подольский, УССРПо следам наших выступлений«РАЗВЕ ЭТО УЧЕБА?»Под таким заголовком журнал «За рулем» (№ 3, 1965 г.) напечатал корреспонденцию начальника Госавтоинспекции Управления охраны общественного порядка Магаданского облисполкома М. Быкова о грубых нарушенияхв подготовке шофероворганизациями ДОСААФ Магаданской области. В корреспонденции указывалось , в частности, что в автомотоклубе и на курсах ряда первичных организаций Общества (в Омсукчанской автобазе, Тижигинском рыбокомбинате, в поселках Северо-Эвенск и Чайбуха) учебный процесс организован плохо. Положение о порядке присвоения квалификации водителя нарушается , что нередко приводит к злоупотреблениям и очковтирательству. Как сообщил редакции заместитель председателя Магаданского обкома ДОСААФ В. Степанов, ф акты , изложенные в корреспонденции тов. Быкова, подтвердились. Выступление журнала обсуждалось на заседании президиума Магаданского обкома ДОСААФ. Принято постановление, о бязывающее руководителей рай(гор)комитетов, клубов, курсов устранитьвскрытые недостатки, повысить контроль за учебным процессом, п ринятьмерык повышению качества подготовки технических специалистов. Решено также укрепить материально-техническую базу некоторых учебн ых организаций, пополнить ее агрегатами, механизмами, наглядными пособиями.Вероятно, даже самый «закаленный» и опытный мотоциклист, если бы ему предложили проехаться на машине, выпущенной, скажем, лет пятьдесят назад, не смог проделать длительное путешествие. Его утомила бы «жесткая» езда. Пневматические шины и мягкое седло — вот, собственно, и все, чем располагали прежние мотоциклы для ком ­ фортабельной езды. Со временем появились различные подрессоривающие подвески, где главным элементом были цилиндрические пружины. Однако и подрессоривания оказалось недостаточно. Непогашенная энергия сжатой при толчке пружины «подбрасывала» мотоцикл, раскачивала его и водитель вынужден был резко снижать скорость. Поэтому все подвески современных мо ­ тоциклов снабжены гасителями колебаний — амортизаторами, в которых энергия колебания переходит в тепловую и затем рассеивается. Основные детали амортизатора: уплотнение (в верхней части), наружный и рабочий цилиндры, шток, поршень, система клапанов. Нижняя и верхняя полости рабочего цилиндра заполнены жидкостью (специальным маслом), часть которой находится в пространстве между цилиндрами. Чтобы наглядно представить себе, как он работает, давайте рассмотрим рис. 1, где изображен амортизатор мотоцикла К-175. При сжатии амортизатора (положение а) шток и поршень идут вниз. Жидкость начинает двигаться в двух направлениях. Она проходит через большие отверстия 2, поднимает перепускной клапан 1и попадает из нижней в верхн юю полость рабочего цилиндра. Часть ее перетекает по зазору между поршнем и цилиндром. Второй путь движения жидкости —> из нижней полости через отверстие 3в кольцевое пространство между наружным и рабочим цилиндрами. В этом случае силы сопротивления жидкости практически равны нулю. При разжатии амортизатора — «ходе отбоя» (положение б) — масло в верхней полости рабочего цилиндра сжимается и закрывает отверстия 2 перепускным клапаном 1. Для выхода его остается только малое отверстие 4и зазор между поршнем и цилиндром. Проходя через них, жидкость и создает силы сопротивления. Из кольцевого пространства в рабочий цилиндр она движется двумя путями — через отверстие 3и отверстия клапана всасывания 5. Подвеска такой конструкции хорошоВниманию руководителей предприятий, организаций, высших и средних специальных учебных заведений, специалистов автотракторного и сельскохозяйственного машиностроения! Объявлена подписка на издания НИИНавтосельхозмаша (серии автомобилестроение, тракторостроение, сельхозмашиностроение,' подшипниковая промышленность, мотовелопромышленность, автотракторное электрооборудование). Издания института информируют о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах институтов, конструкторских бюро и предприятий, о внедрении нового на автомобильных, мотоциклетных, тракторных заводах, на предприятиях автотракторного электрооборудования, подшипниковой промышленности и сельскохозяйственного машиностроения. НИИНавтосельхозмаш издает реферативные карточки, обзорную информацию, каталоги-справочники по темам: новые технологические процессы; экономика и организация производства; применение вычислительной техники, типажи машин и оборудования, а также переводы иностранной научно-технической литературы, тематические библиографические указатели. Издания НИИНавтосельхозмаша через «Союзпечать» и книготорговые организации не распространяются, а рассылаются только по подписке. Заявку о высылке проспекта подписных изданий на 1966 год направляйте по адресу: Москва, А-55, ул. Палиха, 2а. Отдел заказов и распространения НИИНавтосельхозмаша. Условия и порядок оформления подписки указаны в проспекте.ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СПОРТИВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИИ» В 1966 году журнал расснажет о выдающихся спортсменах страны и мира — футболистах, хоккеистах, атлетах, героях автомобильных и мотоциклетных трасс, о представителях других видов спорта. Журнал «Спортивная жизнь России» продолжит публикацию материалов об атлетической гимнастике, советов врачей о том, нан закалить и укрепить здоровье, воспитать волю и выносливость. Подписаться на журнал «Спортивная жизнь России» можно в любом почтовом отделении, в пунктах подписки «Союзпечать», у общественных распространителей на предприятиях, в колхозах, совхозах и учреждениях. Подписная цена на год 3 руб. 60 коп., на 6 месяцев — 1 руб. 80 коп., на 3 месяца — 90 коп.ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ26 работает при езде по асфальту, а на пересеченной местности гораздо хуже. Происходит это по нескольким причинам. От частых и сильных колебаний амортизатор порой нагревается до 80 градусов и выше. При такой температуре вязкость масла падает в 10 раз. Оно легко проходит через малые сечения, не создавая сопротивления. Кроме того, увеличиваются его утечки через зазоры А, Б и между поршнем и цилиндром. 'В результате силы сопротивления отбоя уменьшаются, и тогда подрез конструкцию, создающую постоянные силы сопротивления при любой вязкости жидкости. Помимо этого, нужно свести до минимума утечки масла. Все это нашло применение в амортизаторах, подготовленных для новых моделей мотоциклов. Эти амортизаторы (рис. 2) отличаются от старых иной конструкцией поршня и уплотнительным кольцом, изготовленным из чугуна, резины или пластмассы. На новом поршне каналы перепуск-11Ж1 HI I'M ОП.1ЧЛ10! МИ1Л11 ДЯЛЛР и с. 1. Амортизатор старой конструкции: а — ход сжатия; б — ход разжатия; А — зазор между штоком и направляющей втулкой; Б — зазор между цилиндром и направляющей втулкой. 1 — перепускной клапан; 2 — большое отверстие; 3 и4 — малые отверстия; 5 — отверстие клапана всасывания. Р ис . 2. Амортизатор новой конструкции: а — ход сжатия; б — ход разжатия. 1 — клапан отбоя; 2 — фасонная гайка; 3 — малое отверстие; 4 — паз в перепускном клапане; 5 — отверстия для прохождения жидкости к клапану отбоя. вески начинают работать так, как будто там одни пружины. Получается противоречие — амортизатор, превращающий механическую энергию в тепловую, сам «страдает» от нагрева. Как же заставить амортизатор работать исправно? Исследования показали, что сделать это вполне возможно. Для этого необходимо пустить поток масла при «ходе отбоя» не через кольцевой зазор, а че-дежную работу подвески на любых режимах эксплуатации. Встает вопрос — можно ли сделать работу амортизаторов прежней конструкции более надежной? Можно, если, конечно, в этом есть необходимость. Для примера возьмем тот же амортизатор К-175. Поскольку в нем зазор между поршнем и рабочим цилиндром больше, чем это нужно, для того чтобы протекало все масло, необходимо уменьшить диаметральный зазор до 0,03—0,05 мм. Для этого изготовляют новый поршень (рис. 3). Особое внимание уделяют точности таких деталей, как рабочий цилиндр и направляющая втулка. Надо иметь в виду, что неконцентричность отверстия штока в направляющей втулке при малом зазоре между поршнем и цилиндром может вызвать заклинивание. Для достижения концентричности наружных диаметров поршня и штока поршень вначале делают с припуском по наружному диаметру, а затем надевают на шток и окончательно обрабатывают уже в сборе с ним. Наружный диаметр поршня устанавливается в зависимости от внутреннего ного клапана и клапана отбоя выполнедиаметра рабочего цилиндра, который ны в виде отверстий, лежащих на конзамеряют с точностью до сотых милцентричных окружностях. лиметра. Это необходимо для плотного Каналы клапана 5в верхней части вхождения поршня в цилиндр. Обтачипоршня выходят в кольцевую выточку, вают поршень на токарном станке. Шток которая сообщается пазом 4с верхней с поршнем вкладывают в разжимную полостью рабочего цилиндра. втулку (рис. 4), зажимают в патрон Снизу эти каналы запираются клапастанка и обрабатывают. Добившись ном отбоя 1, который прижимается прунужной величины наружного диаметра жиной, рассчитанной на определенное на поршне и штоке, ставят совмещаюдавление. Поршень к штоку крепится щие риски, необходимые для правильспециальной фасонной гайкой 2с отной сборки. верстиями для прохода жидкости. ОдПомимо поршня, нужно изготовить новременно этк отверстия служат для клапан хода отбоя, его пружину, а такзавертывания гайки. же специальную гайку для крепления При сжатии подвески (положение а) поршня (см. рис. 3). На рабочем цижидкость из нижней полости цилиндра линдре запаивают оловом верхнее отдвижется в верхнюю, как ив старой верстие, шайбу клапана прямого хода конструкции: через отверстия в гайке делают на 0,5 мм тоньше ив ней про2 и каналы перепускного клапана. пиливают два паза. При разжатии амортизатора (положеПрежде чем приступить к сборке, дение б) масло устремляется вниз через тали тщательно промывают в бензине. паз 4в перепускном клапане, попадает В собранном виде шток с поршнем пов кольцевую выточку, проходит по отказан на рис. 3. Затяжку специальной верстиям клапана 5, подходит к гайки нужно производить круглогубцаклапану 1и открывает его только ми. Для стопорения ее торец штока при определенном давлении, закернят в двух точках. Таким же образом тем через отверстия гайки 2 поможно переделать любой амортизатор. падает в нижнюю полость. Как и Как же работает усовершенствованв ранее рассмотренной конструкный амортизатор? Силы сопротивления ции, излишек масла, выдавленный в нем возникнут в результате того, что входящим штоком, выжмется в жидкость, находящаяся в верхней покольцевую полость через отверлости цилиндра, будет сжиматься идустие 3. щим вверх поршнем, в котором при , Такая конструкция обеспечит на- определенном давлении открывается клапан отбоя. От силы пружины клапана зависит величина сопротивления Ри с. 3 . Поршень в сборе со амортизатора. штоком и клапанами: 1 — шайба Иногда может наблюдаться «отрыв» клапана прямого хода; 2 — порколеса от грунта при езде по неровной шень (бронзе или латунь); 3 — клапан хода отбоя (ст. 20); 4 — дороге. Это результат слишком больпружина (проволока диаметром ших сил сопротивления амортизатора, 1 мм); 5 — специальная гайка не позволяющих пружине подвески до(ст. 20); Рис. 4. Разжимная втулка статочно быстро разжиматься. В таком (бронза). случае следует снизить усилие пружины (укоротить ее). у5кругом Для переделанных амортизаторов рекомендуется применять масло АУ. СО В. ИВАНОВ, г. Серпухов инженер """""""""™