О красиво, I IФ 2ФООВ этом году «Клуб» познакомил наших читателей с новой моделью советской малолнтражки — «Москвичом-408», новшествами, внесенными в ее конструкцию. В первую очередь было рассказано об узлах и агрегатах* шасси. Делалось это не без умысл а — хотелось помочь автолюбителям технически грамотнее эксплуатировать и обслуживать новую модель. Думается, что знакомство с новой машиной было не лишним и для тех, кто находится за рулем старых «Москвичей», автомобилей других моделей. Не дожидаясь, когда выйдут «солидные» пособия, они получили возможность не только разобраться в новой конструкции, но и подумать об улучшении своих машин. На сегодняшнем заседании рассматривается последняя по счету, но, пожалуй, первая по значению с точки зрения новизны конструкция — кузов «Москвича-408». О новом кузове рассказывают ведущие конструкторы МЗМА Леонид Исаакович Белкин и Аркадий Владимирович Носов. плуатации он должен обладать хорошей обзорностью, то есть определенной величиной (и характером) площади, видимой через ветровое и другие окна автомобиля; удобством посадки и расположения органов уп равления и приборов, что в совокупности должно обеспечивать легкость управления и создавать ощущение комфорта; удобством пользования кузовной арматурой — замками дверей, капота и багажника, стеклоподъемниками, поворотными стеклами, зеркалом, козырьками, салазками сидений и т. п.; надежностью герметизации, то есть защиты от ветра, воды и пыли, а также хорошей тепло- и шумоизоляцией, вентиляцией и отоплением. Определенные требования предъявляются ик конструкции кузова. Это — общая жесткость, предохраняющая от деформаций при изгибе и скручивании, и небольшой вес в сочетании с надежностью- и долговечностью. в области технологии требования определяются минимальной трудоемкостью и себестоимостью. Наконец, требования к внешнему виду сводятся к приданию автомобилю таких форм и пропорций, когда при небольших размерах и приятных очертаниях он вызывает зрительное ощущение легкости, изящества и стремительности. Посмотрим же , как нашим конструкторам-кузовщикам и художникам удалось решить эти задачи. 1 см дает приращение веса автомобиля на 1,1 кг, а увеличение его ширины на 1 см — на 2 кг.Пути.улучшенияккжОсжШш•1 ПШри первом же взгляде на новый автомобиль замечаешь, что он значительно отличается от своего предшественника — «Москвича-407». Сравнивая эти почти одинаковые по размерам автомобили, сразу видишь, что все их внешнее различие создается кузовом — его формой, пропорциями, отделкой и конструкцией отдельных элементов. Вслед за шасси кузов является вторым основным компонентом автомобиля, но именно на него прежде всего обращаешь внимание, когда знакомишься с машиной. Кузов не только рассчитан на удовлетворение эстетических запросов водителей, не только характеризует уровень комфорта современных транспортных средств, но и является элементом, украшающим улицы наших городов.Габариты старые, — качества — новыеКомпоновочная схема «Москвича-408» осталась такой, как у «Москвича-407» (402, 403): сохранились размеры двигателя и других агрегатов, их расположение, и лишь незначительно изменились габариты машины (см. рисунок на вкладке). Улучшение условий размещения в кузове водителя и пассажиров решено за счет изменения базы автомобиля, размера колес, конструкции дверей и дверной арматуры и, конечно, самой формы кузова. Если бы компоновка улучшилась путем увеличения размеров кузова, го это неизбежно привело бы к увеличению веса автомобиля и нарушению утвержденного технического задания, согласно которому сухой вес — показатель рационального использования материалов и совершенства конструкции — должен быть не более 900 кг. Заметим попутно, что увеличение длины автомобиля наКаким же должен • .«Waj- : <узов! быть кузов! *^ЩЬьвлЬ|Кузов составляет половину себестоимости и половину трудоемкости изготовления современного легкового автомобиля. В условиях непрерывного повышения уровня комфорта, легкости управления, безопасности движения и удобства обслуживания кузов призван удовлетворять многим требованиям. С точки зрения эксПрименение колес меньшего диаметра (6.00—13 вместо 5.60—15) в сочетании с удлинением базы на 30 мм дало целый ряд выгод: несколько сократились размеры колесных брызговиков и уменьшился вырез в подушке заднего сиденья. Смещение задней оси как бы подвинуло сиденье ближе к центру продольных колебаний автомобиля, то есть в более спокойную зону, В результате посадка и условия пользования задним сиденьем значительно улучшились. Кроме того, несколько увеличилось расстояние между передним и задним сиденьями, отведенное для ног сидящих сзади пассажиров, что дало возможность посадить их ниже, Все это, вместе взятое, позволило снизить общую высоту кузова на 60 мм. Такое снижение в свою очередь повлекло ряд других полезных изменений: понизился центр тяжести автомобиля — улучшилась устойчивость на дороге; уменьшилось лобовое сопротивление — сократились время разгона и расход топлива, а максимальная скорость увеличилась; наконец, снижение высоты улучшило пропорции автомобиля, форма которого стала более динамичной, В новом кузове применены двери рамочного типа с соответственно измененной дверной арматурой. Верхняя часть дверей выполнена в виде рамки, сваренной из профиля, который обеспечивает минимальную толщину верхней части двери и позволяет уменьшить толщину всей двери. За счет этого увеличено по ширине пассажирское помещение и более рационально использовано внутреннее пространстве* кузова. Наряду с этим увеличена площадь стекол, благодаря чему верхняя часть кузова выглядит более легкой и изящной. Добиться такого же качественного и внешнего эффекта при цельноштампованных дверях у кузова модели 407 практически невозможно по технологическим соображениям. Ценность названных нововведений станет особенно понятной, если учесть, что толщина листовой стали для дверей и всего кузова модели 408 осталась такой же , как у модели 407.«Угловатость» выгоднаФорма «Москвича-408» соответствует принятым в настоящее время эстетическим направлениям, но в то же время она обеспечивает ряд компоновочных выгод. Угловатая формаiЗ АСЕДАНИЕ ДВАДЦАТЬТРЕТЬЕ нокузова, в особенности в передней и задней частях, позволила более полно использовать объем подкапотного пространства и багажника, расширить салон и создать большие удобства для пассажиров, сделать верхнюю часть кузова минимальной по объему и весу. Угловатая форма, в особенности на верхних окончаниях передних и задних крыльев, зрительно также вытянула автомобиль. Кажется, что модель 408 длиннее, чем 407, по крайней мере на 200 мм, хотя в действительности эта разница составляет всего 50 мм. Увеличенная площадь остекления придает верхней части кузова легкость и определяет одно из существеннейших качеств — отличную обзорность впереди и сзади. Применение для ветрового и заднего окон больших гнутых стекол, круто загибающихся к стойкам, значительно уменьшило «слепое пространство» и улучшило условия работы водителя, падающая в зазор между крышкой люка и кузовом, стекает под капот по углублению, сделанному вокруг крышки. Если все же при открытой крышке она проникнет в короб отопителя, то сразу же вытечет под капот через дренажное отверстие.Кузов « МОСКВИЧА408»нили это преимущество при длительных поездках. Среди новшеств внутренней отделки можно назвать мягкие, красивые и более безопасные противосолнечные козырьки, широкое использование кожзаменителей на тканевой основе и пленочных материалов поливинилхлоридного состава. Основное достоинство этих материалов в том, что их можно мыть мыльной водой, А это значит, что обивка всегда будет чистой. Для того чтобы обеспечить лучшую вентиляцию, обивка сидений выполнена в виде так называемых «батонов», в углублениях между которыми проходит воздух. Потолок обит белым или светлосерым кожзаменителем, благодаря чему внутреннее помещение кузова становится более светлым и просторным. На автомобиле к<Москвич-408» совершенно заново решено оформление панели приборов с щитком приборов, крышкой вещевого ящика и другими деталями. Теперь панель с убранным под нее радиоприемником выглядит более строго и изящно. Это впечатление дополняет строго коническая форма всех расположенных на панели ручек, которыми очень удобно пользоваться.Впервые «ковшовые» спинкиСущественно улучшено в новом кузове переднее сиденье. Прежде всего за счет применения так называемых «охватывающих» спинок. Такие сиденья обеспечивают более удобную посадку. При поворотах автомобиля, в особенности при движении с повышенными скоростями, охватывающая или, как ее еще называют, ковшовая спинка удерживает водителя от скатывания в сторону. Тем самым уменьшается нагрузка на руки и облегчается управление автомобилем. К тому же сидящий рядом с водителем пассажир не валится на него при поворотах. Переднее сиденье, регулируемое по длине (по росту водителя), кроме того, имеет дополнительный шарнир в механизме перемещения. С помощью его можно быстро, а главное более удобно, чем на «Москвиче-407», разложить сиденья для устройства спальных мест. Автолюбители в полной мере уже оце-Безопасный капотКапот закреплен теперь на петлях не сзади, а спереди и открывается по ходу автомобиля, обеспечивая свободный доступ к двигателю, деталям подвески, электрооборудования и другим, находящимся в подкапотном пространстве. При такой конструкции исключается самопроизвольное открывание капота на ходу автомобиля встречным потоком воздуха. Упростилась арматура капота (не нужен предохранительный крючок), привод к замку капота стал короче. От этого значительно повысилась его надежность, Приварные задние крылья, без боковых стенок внутри багажника, исключают коррозию в местах обычного болтового крепления крыла и на внутренней поверхности, так как последняя теперь находится внутри сухого багажника. Конструкция задних крыльев без крепежных отверстий заметно улучшила герметизацию кузова, значительно облегчается теперь и ремонт крыльев. При сравнительно же редких аварийных разрушениях крыло может быть целиком срезано и заменено новым, Багажник имеет значительно больший объем и совершенно гладкий без выступов пол. Крышка багажника снабжена потайными петлями с балансирными пружинами, усилием которых при открытом замке она удерживается в любом положении и не требует никакого упора. Замок багажника водитель открывает со своего места: рукоятка привода замка багажника удобно размещена в нижней части левой стойки. В проеме крышки багажника сделан широкий желоб, отводящий воду, которая попадает в зазоры между крышкой и проемом. Напомним, что в кузове 407 вода не отводится, а запирается плотной посадкой кромок крышки в уплотнитель, в результате чего он быстро выходит из строя. Новое уплотнение применено на вентиляционном люке передка кузова «Москвича-408». Вода, поОкончание см. на цветной вкладке.Оборудование места водителя «Москвича-408» 1 — включатель (замок) зажигания и стартерп. 2 — рычаг переключателя указателей поворота, 3 - включатель звукового сигнала, 4 — сопла отопителя, 5 — ры— чаг привода крышки вентиляционного люка, 6 — рычаг привода люка забора воздуха из кузова, 7 — ручка привода воздушной заслонки, 8 — рукоятка привода запора капота, 9 — рукоятка управления жалюзи радиатора, 10 — кнопка омывателя ветрового стекла; 11 — выключатель стеклоочистителя, 12 — ручка центрального переключателя света, 1Э — радиоприемник, 14 — заслонка кожуха отопителя, 15 —прикуриватель, 16 — рукоятка управления подачей воды в отопнтель, 17 — рычаг запора антенны.15