Сшфмьхмбрр псрскаралс . СнсЛмъохпаавемисоткилометровая дистанция по накатанной магистрали МоскваМинск не представляет сейчас интереса для раллистов — пройти ее «на нулях» под силу любому третьеразряднику. Поэтому участникам нынешнего первенства СССР и финала спартакиады, стартовавшим на звездном сборе из Москвы, было предложено добираться до Минска через Малояро-Сдве союзные республики — Казахская и Киргизская — не были представлены в соревнованиях. Почему же до сих пор не приняты реальные меры по активизации там автомобильного спорта? Почему, например, не использовать климатические условия в этих республиках и не организовать в периоды «межсезонья», когда в европейской части страны наступают весенние распутицы и осенниеЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙславец, Рославль, Смоленск, Витебск, преодолевая целый ряд типичных для современного ралли трудностей. Основная трасса протяженностью 2500 километров почти наполовину была проложена по грунтовым дорогам и дорогам со щебеночным покрытием, а заданная средняя скорость на основных этапах превышала 64 км/час. В зачет было включено, кроме дорожных соревнований, еще и 32 самых разнообразных скоростных. Финал первенства СССР явился как бы заключительным аккордом той огромной организационно-спортивной работы, которая была проделана при подготовке и проведении III Всесоюзной спартакиады в области автомобильного спорта. Как же прозвучал этот «аккорд»? Прежде всего, расширилась «география» ралли в стране. Тринадцать союзных республик, Москва и Ленинград прислали свои сборные команды на старты звездного сбора. А ведь для участия в финале необходимо было провести многочисленные соревнования местного значения. Не случайно среди стартовавших на звездном сборе спортсменов более 20 процентов впервые принимали участие в первенстве СССР. Редакцией журнала .«За рулем» был учрежден специальный приз за лучшие результаты среди экипажей, впервые выступающих • финале первенства СССР. Он был вручен экипажу № 11, состоящему из... двух женщин — белорусских спортсменок второго разряда Н. Болько и М. Макарчук. И ш этом сказалась еще одна характерная черта ралли 1965 года, внесенная спартакиадой. Говоря о расширении «географии» ралли, нельзя умолчать ио том, чтоАККОРДдожди, ралли «Средняя Азия», или, например, ралли «Иссык-Куль», или «Памир»? Но вернемся на трассу финального ралли. Когда участники звездного сбора прибыли на базовый пункт (КВ-4) в Минск, стало ясно, что из 99 стартовавших автомобилей только 92 будут продолжать соревнование. О дорожном покрытии этих трасс мы уже сказали. Остается только добавить квалифицированное мнение Г. Заргаряна, единственного прошлогоднего чемпиона, сохранившего свой титул и прибавившего к нему еще и звание чемпиона III Всесоюзной спартакиады. В беседе с корреспондентом журнала «За рулем» он заявил, что трасса нынешнего ралли была гораздо труднее, чем даже высокогорная трасса прошлогоднего первенства СССР, проведенного в Армении. Эту трассу преодолели 49 экипажей. 8 группе «Волг» исход борьбы решался фактически в скоростных соревнованиях (интересной новинкой, между прочим, была такая гонка, в которой сам участник являлся для себя стартером, счетчиком кругов и финишером, а судьи лишь фиксировали его результат). Именно в скоростных соревнованиях и показал себя с наилучшей стороны экипаж автомобиля № 50 в составе мастеров спорта Г. Заргаряна и Г. Терманяна, одержавших победу.В группе «Москвичей» накал борьбы был несколько ниже. «Дружная» капитуляция москвичей и ленинградцев во многом облегчила положение лидеров, которые уверенно завоевали золотые медали. Когда главная судейская коллегия подвела итоги соревнований и победителям были вручены медали и дипломы, На трассе скоростной гонки ралли. Фото автора кто-то из участников тихо сказал:— А теперь не мешало бы «отметить» организаторов и судей... Слов нет, организация соревнований по принципу звездного сбора — дело сложное, требующее четкой и слаженной работы многих звеньев. Эта работа далеко не во всем своем объеме видна участникам. И все же прозвучавшие в этой реплике нотки иронии и упрека были отнюдь не лишены оснований. Начать с того, что размещение участников, условия для их отдыха и просто бытовые условия были далеко не на высоте. Даже простая вода для мытья оказалась дефицитной. Еще хуже было с питьевой водой. Дирекция соревнований, скажем прямо, проявила мало заботы о спортсменах. Но организационные огрехи — это, как говорится, еще куда ни шло. Они прямо-таки меркнут по сравнению с недостатками, проявившимися в судействе соревнований. В практике ряда судей нетрудно было увидеть явные симптомы «местного патриотизма», который, как известно, не имеет ничего общего с нашей спортивной этикой. И здесь серьезного упрека заслуживают руководители белорусских спортивных органов, в первую очередь республиканский комитет ДОСААФиФе дерация автомобильного спорта, не сумевшие, очевидно, провести должной воспитательной работы с судейским составом. Поистине удивили всех некоторые инспекторы ГАИ, которые, останавливая на трассах автомобили раллистов, проводили с ними так называемые «профилактические собеседования». После таких бесед о вреде быстрой езды спортсмены были вынуждены мчаться дальше с повышенной скоростью, чтобы наверстать упущенное и вовремя прибыть на очередной пункт КВ. Здесь сказалась, по-видимому, еще одна существенная недоработка организаторов соревнований, которые должны были заранее согласовать, как это принято, заданный скоростной режим ралли с органами ГАИ. Разумеется, ни эти, ни другие организационные неполадки не способны омрачить общую радостную картину и примечательные в спортивно-техническом отношении итоги соревнования. Третья Всесоюзная спартакиада по техническим видам спорта сделала свое большое дело — ралли в СССР поднялось на новую, более высокую ступень. В. ЕГОРОВ, мастер спорта,спец. корр. «За рулем»РЕЗУЛЬТАТЫ Командные: 1. Эстонская ССР, 2. Белорусская ССР. 3. Латвийская ССР. Личные: группа «Волг» — 1. Г. Заргарян — Г. Терманян (Армянская ССР); 2. У. Мадревиц — А. Бушманис (Латвийская ССР); 3. В. Олека — А. Сакалаускас (Литовская ССР). Г руппа « М осквичей » — 1 . Ю. Олека — Р. Харунас (Литовская ССР); 2. Г. Ванис—Л. Шувалов (Литовская ССР); 3. Ф. Фрейдин• • Н. Сябер (Эстонская ССР).