16
17
..Секреты" Зденена ТрейбалаПоклонникам автомобильного спорта это имя хорошо известно. Те, кто увлекается фотографией и регулярно просматривает чехословацкое фоторевю, не раз обращали внимание на характерный почерк этого фотографа-художника. У себя в стране он хорошо знаком любителям музыки. Автолюбители со стажем знают и любят его замечательную книгу «Искусство вождения автомобиля». Зденек Трейбал — необычный и разносторонний человек. Он учился в Праге на медицинском факультете. Но вскоре у него «прорезался» интерес к механическому «организму» автомобиля. Короче, он перешел на другой факультет. Автомобили, автомобили, автомобили... Он работал конструктором на «Шкоде», испытателем на «Яве», инженером на «Аэро». За рулем своего «Бристоль-400» Зденек Трейбал изъездил на ралли почти всю Европу. В сложнейшем многоборье «Монте-Карло» ему удалось занять почетное третье место. Он выигрывал в Брно и Девилье. Он строил гоночные автомобили собственной конструкции. Он писал об автомобильном спорте, агитировал за него. Потом он оценил возможности телевидения и кино ис их помощью вел неустанную пропаганду автомобилизма. В ноябре прошлого года Трейбалу исполнилось 50 лет. Он по-прежнему неутомим, выступает в автомобильных соревнованиях ив 1964 году на ралли «Влтава» занял второе место в общем зачете и первое в классе. Недавно в Праге вновь издана (на этот раз на русском языке) книга «Искусство вождения автомобиля». Популярно, ярко, с добрым юмором и большой эрудицией Трейбал рассказывает на ее страницах о секретах вождения, о тонкостях этого высокого искусства, о всем том, что не смог или не успел рассказать вам преподаватель школы вождения. Книга эта более десятка лет пользуется колоссальным успехом в Чехословакии и за ее пределами. Она неоднократно переиздавалась, но тем не менее на нее всегда есть спрос. В Советском Союзе она вышла в 1960 году в издательстве «Физкультура и спорт». Шестьдесят тысяч экземпляров тут же разошлись, и многие автолюбители тщетно стремятся приобрести ее для своей библиотеки. Книгу нашего дорогого коллеги из Чехословакии Зденека Трейбала об искусстве вождения автомобиля следовало бы переиздать. А пока, учитывая большой интерес автолюбителей к этой книге и их сегодняшние, «зимние» заботы, мы публикуем (с некоторыми сокращениями) главу из нее.има — чудесное время года, и ребятишки рады ей, но у водителей с приходом зимы появляется много забот. Двигатель заводится плохо, дороги скользкие и неровные, ночи долгие, и видимость часто минимальная. Поэтому для некоторых приход зимы означает «укладывание автомобиля на спячку» до прилета первой ласточки. Такие водители считают, что зимние поездки — излишний риск, и даже не пытаются ездить круглый год. Конечно, зима — трудный период для поездок. Но это не значит, что ездить на автомобиле зимой невозможно или что вы не сумеете освоить методы, с помощью которых снизите опасность при передвижении или даже вообще устраните ее. С точки зрения езды имеются две особенности, затрудняющие передвижение в зимних условиях: плохая видимость и коварная поверхность дороги. Давайте последовательно разберем их. Плохая видимость бывает оттого, что зимой рано темнеет, и приходится больше, чем когда-либо, ездить в темноте. С туманами вы встречаетесь часто; они неприятны и весной и осенью, но зимой ветровое стекло покрывает изморозь; это служит верным признаком того, что такой же слой льда покрывает и дорогу. Единственное спасение — хороший обогреватель ветрового стекла или печка. Обогреватель включайте всегда в положении наибольшей эффективности, чтобы он разогревал как можно быстрее, а потом во время движения будет достаточно и первого положения включателя. Время от времени вы можете выключать его, так как между стеклами образуется слой изолирующего воздуха.Зкороткое время останавливаться и снова вытирать стекло. Для этой цели хорош также глицерин, но он дорог. Окно замерзает изнутри от пара, который вы выдыхаете. Если вы человек закаленный, откройте окно. А лучше, если поможет обогреватель или если вы протрете стекло солью. Когда замерзнут окна, то и при хорошем обогревателе поле зрения водителя ограничено небольшим прямоугольником впереди. Боковые окна засыпаны снегом или замерзли. Поэтому будьте внимательны на перекрестках и особенно в потоке движения на улицах города. Лучше откройте на время окно или натрите солью и боковые стекла. Поездка в метель, тем более — ночью, еще неприятнее, чем в тумане. Падающий снег, непроглядная стена впереди безмерно утомляют зрение. Ночью следует пользоваться таким же освещением, как ив туман, — этим вы ограничите отсвет от направленных вверх лучей. Но главное — ехать медленно! Следить за дорогой в такую погоду еще труднее, так как края ее и канавы по сторонам занесены снегом, и не видно, куда ведет дорога. Включите свет, пусть даже и днем, чтобы предупредить всех находящихся на шоссе. Если вообще ничего нельзя различить и вам кажется, что вы потеряли ориентацию, остановитесь и обследуйте дорогу пешком. Такая задержка и разведка лучше, чем падение в занесенную снегом канаву. Снег, увы, оседает не только на ветровом стекле, он покрывает толстым слоем и дорогу. На дороге вы видите снег в различном виде (от свежевыпавшего до сугробов), укатанный, мокрый, обледеневший и талый. Попробуйте справиться со всеми этими препятствиями, преграждающимиПУТЬ автомобилю.Если обогреватель включен в автомобиле, поставленном на стоянку, аккумулятор очень быстро разряжается. Со мной случилась однажды такая оказия во время зимних состязаний, и можете себе представить мое изумление, когда утром я увидел, как из снежного сугроба, в котором стоял мой автомобиль, сиял прямоугольник на ветровом стекле. С тех пор я всегда слежу за правильным включением обогревателя, что является лучшей гарантией от забывчивости. Без обогревателя вы намучаетесь. В некоторых автомобилях заднюю часть капота можно приподнять так, чтобы теплый воздух от двигателя согревал стекло впереди водителя. Чтобы воздух был действительно теплый, нужно сохранять температуру двигателя на уровне 80—90 градусов, закрывая радиатор. Если стекло все-таки замерзает, можно поправить дело следующим образом. Положите в тряпочку поваренную соль, завяжите и протирайте стекло — материя промокнет, и соль предохранит стекло от замерзания. Правда, приходится наежий снег не так уж плох, пока он е покроет дорогу толстым слоем. Шины, вминаясь в снег, предотвращают юз, а если двигаться равномерно — без резких поворотов и торможения, ехать будет хорошо. Лучше всего ездить по слежавшемуся, но еще не укатанному снегу. Свежий снег неприятен тем, что его наметает сугробами; и даже при небольшом ветре он оседает у деревьев, дорожных столбов, образуя на дороге настоящие дюны. Не бойтесь их. Если вы снизите скорость, опасность увязнуть намного увеличится. Усиленная работа двигателя также не поможет, потому что шины не сумеют перенести его энергию на дорогу. Если сугроб низкий, а вы видите все, что происходит за ним, его можно легко преодолеть, поступив следующим образом. Еше до того, как вы приблизитесь к сугробу. разгоните автомобиль до скорости, достаточной для преодоления сугроба. Если почувствуете, что машина теряет скорость при въезде на сугроб, а особенно если сугроб длинный, не давайте полный газ. Наоборот, регулируйте его так, чтобы нажим на педаль выравнивал обороты©ЗАСЕДАНИЕД ВАДЦАТЬПЯТОЕ lllSдвигателя к начальным. При пробуксовке ведущих колес вы тотчас потеряете движущую силу й сугроб не проедете. В подобном случае дайте задний ход и разгонитесь снова. По прежним следам можно проехать дальше и, возможно, даже преодолеть сугроб. Если сугроб высокий, но короткий, лучше разгрести дорогу лопатой, которая зимой всегда должна быть с вами. Если автомобиль увязнет так, что не сможет двинуться ни вперед, ни назад, смотрите, чтобы напрасные усилия не привели к еще большему погружению ведущих колес. Двигаться дальше пробуйте только на самых низких оборотах двигателя, очень осторожно включая сцепление. Как я уже говорил, силой двигателя тут ничего не сделаешь. Если даже эти осторожные попытки ни к чему не приводят, попытайтесь увеличить сцепление колес. Под ведущие колеса (под оба колеса, потому что есть дифференциал) подложите ветки, кусок дерева, камень или брезент — что найдется под рукой. Снова осторожно попробуйте поехать, и если колеса не буксуют, сохраняйте их сцепление с дорогой плавным прибавлением газа, чтобы от резкого рывка машина снова не увязла. Плавное и чуткое управление газом и сцеплением в данном случае — залог успеха.. Если вы везете пассажира, попросите его раскачать автомобиль в направлении движения. Помогайте ему, чередуя включение и выключение сцепления плавно, чтобы шины не буксовали. При езде по свежему снегу обычно укатывается середина дороги; по краям ее лежит глубокий снег, который прекращает занос и возвращает автомобиль на середину. Однако такой снег опасен при обгоне и при разъезде машин. Если вы не видите канавы, занесенной снегом до того, что она сравнялась с дорогой, будьте осмотрительны. Выезжая на свежий снег, заранее проверьте, куда едете. Разъезжаясь, делайте это осторожно. Еще осторожнее будьте при обгоне, потому что, въехав в глубокий снег на краю дороги, автомобиль может легко скользнуть назад. Обгон оставьте до более широкого места на дороге или до ближайшего населенного пункта, где всегда проще найти пространство для обгона, Если снег укатан, но еще не затвердел, как бывает после нескольких оттепелей, ездить по нему лучше всего. Неудобство представляет только колея, выбитая на узкой дороге посредине: с таких дорог трудно сворачивать. В зимних условиях в необычной ситуации, особенно при встрече с другим транспортом, вы должны быть чрезвычайно осторожными. Наш тормозной путь на снегу, равно как и предпосылка для юза, увеличивается в несколько раз. Пешеход на снегу неустойчив. Поэтому, даже когда поверхность дороги позволяет развить сравнительно высокую скорость, как только вы заметите кого-нибудь даже вдалеке, снижайте ее. В населенных пунктах и городах помните о детях, катающихся на мостовой. Мокрый, разжиженный снег — очень тяжелый, и, въезжая в город, вы почувствуете это. Если слой его небольшой и колеса достают до мощеной поверхности под ним, движение особенно опасно. Если слой его толстый, он скользит, как грязь, и требует повышенного внимания-на поворотах и при торможении. Хорошим помощником при езде по глубокому снегу будут шины с соответствующим протектором или цепи, которыми опутываются ведущие колеса. На разъезженной или слегка укатанной снежной дороге хорошо ехать на обыкновенных шинах с нестершимся протектором (например, в гололедицу или по снегу, покрытому коркой). Если вы часто ездите зимой в местности, где возможны дороги, сильно занесенные снегом, хорошо иметь в запасе цепи. Цепи должны быть на обоих ведущих колесах, иначе из-за дифференциала движение было бы невозможно. Цепи оказывают неоценимую услугу при езде по глубокому снегу ив гололедицу, но на гладкой, твердой дороге быстро приходят в негодность. В этом случае портятся и шины, и трансмиссия, и дорога. Если цепи намотаны на запасное колесо, быстро произведите смену колес. Каждый раз надевать и снимать цепи — работа довольно неприятная ик тому же требует времени. Поэтому лучше научиться ездить без них. Держите их про запас в автомобиле, но надевайте в крайней нужде. К зимнему снаряжению автомобиля — цепям и лопате — прибавьте большую жесткую подкладку (кусок толстой фанеры) под домкрат, чтобы он не увязал в снегу. # % а мое неприятное и наиболее опасI jfHoe для водителя зимой — гололедица. Образовалась ли она после гаяния снега, который снова замерз, или после дождя, в любом случае сцепление шин с поверхностью дороги снижается, тормозной путь удлиняется даже в пять раз, так что иногда для того, чтобы удержать автомобиль на шоссе, нужно быть виртуозом. При таких условиях прежде всего следует ехать очень медленно: поверхность дороги настолько скользкая, что остановить автомобиль при спуске с крутой горы иногда вообще невозможно! Проскальзывание колес может произойти из-за незначительного поворота руля, изза того, что вы чуть дотронетесь до тормозной педали или прибавите газ. Основное условие движения — осмотрительность, низкая скорость и исключительная плавность. Торможение практически должно быть ограничено, остановка производится (преимущественно) торможением двигателя. Съезжая с крутого склона или подъезжая к повороту, заранее переключите на низшую передачу, чтобы не применять тормоза. Включайте сцепление, естественно, одновременно прибавляя газ, чтобы при этом не произошло рывка ведущих колес. Ехать надо посередине дороги, пока это возможно. Если придется тормозить, гораздо лучше несколько раз подряд легко нажать на Педаль тормоза, чтобы в случае юза колеса снова вошли в сцепление с дорогой. Направление движения меняйте очень осторожно во избежание юза передних колес, из которого в гололедицу трудно выйти. Так же осторожно прибавляйте газ при разгоне. Если прибавить газ быстро, юз произойдет тотчас же. На поворотах вообще не прибавляйте газа и подождите с разгоном до того момента, когда автомобиль поедет в прямом направлении.Старайтесь, особенно на подъемах, двигаться равномерно, без остановок, потому что нет никакой уверенности, что снова удастся тронуться с места. Если все-таки придется остановиться из-за непредвиденного препятствия или из-за того, что ведущие колеса начали буксовать, дайте задний ход и разгонитесь снова. Лучше всего это сделать на ровном месте, т. е. еще под горой: на подъеме понадобилось бы прибавить газ, что привело бы к потере сцепления и пробуксовке. Такая же предосторожность необходима, если вы хотите остановиться на снегу, особенно когда на дороге заносы, а снег сухой, сыпучий или, наоборот, свежевыпавший, глубокий, или перемешанный с водой. Осмотрительно выбирайте место для остановки с таким расчетом, чтобы оба ведущих колеса, насколько возможно, стояли на твердой почве, что обеспечит им надежную опору при трогании с места. Следите за всеми находящимися на шоссе: люди могут поскользнуться, упасть, или автомобиль войдет в юз в самый неподходящий момент. Обгоняйте в крайних случаях, лишь убедившись, что дорога перед автомобилем совершенно безопасна. В оттепель или вообще в мягкую погоду не надейтесь на то, что условия передвижения улучшатся; осторожно въезжайте на места, защищенные от ветра, в долинах, в лесу и большей частью на поворотах. Здесь встреча с остатками ледяных глыб наиболее вероятна, она может оказаться роковой. Гололедица обманчива, она не всегда заметна издалека. Когда вы поднимаетесь из долины в горы, то можете не разглядеть, что дорога, поверхность которой кажется нормальной, местами покрыта гладким, прозрачным слоем льда. Если водитель едет осторожно, ему проще проехать покрытое льдом пространство, если он не подозревает о нем. В подобной обстановке может быть, что водитель, выйдя из машины, поразится — как он мог ехать по такому катку! И с этого мгновения он начинает бояться, нервничать, а автомобиль идет из одного заноса в другой. При движении на большой скорости пространство, покрытое льдом, на которое вы внезапно въедете, может оказаться местом катастрофы. Поэтому будьте осторожны ив оттепель! Водитель должен замечать изменение температуры воздуха. Сигналом для него будут замерзающие стекла автомобиля. Как уже было сказано, большую помощь окажут цепи и во время гололедицы, но применение их в этом случае должно быть ограниченным — ведь ездить по льду с цепями так же вредно, как и по шоссе. ак видите, зимой водитель должен быть постоянно готов к различным трудностям, потому что, выехав из дому в солнечную погоду, он вскоре может попасть в метель, а на обратном пути его встретят оттепель, мороз и туман. Только безукоризненное владение всеми тонкостями водительской техники, правильное применение их, а также рассудительность, спокойствие и осмотрительность помогут преодолеть все эти трудности.К•17-