LtrilLlMl;т +L•ч.$MMшшашжшмысль наших умельцев уже давно работала над созданием аэросаней. Десятки разнообразных конструкций были построены и испытаны, но трудовую жизнь увидели немногие из них. В сороковых годах успешно работали строившиеся серийно сани НКЛ-16 конструктора Андреева. В последние годы работают на почтовых трассах аэросани «Север-2». И совсем недавно появились аэросани Ка-30, созданные коллективом конструкторов, возглавляемым Н. И. Камовым. На аэросанях «Север-2» применены кузов, подвеска лыж и управление автомобиля «Победа», а силовая установка состоит из авиационного двигателя и толкающего воздушного винта. Но автомобильный кузов оказался малопригодным. И вот — аэросани Ка-30. Давайте оставим на некоторое время Такие склоны и подъемы аэросани руль автомобиля и сядем за руль аэропреодолевают вполне уверенно. саней. Это необычно, интересно и требует познать и освоить кое-что новое. В управлении аэросанями много об Сперва присмотримся снаружи. Вот щего с управлением автомобилем, но крепко сделанные стальные лыжи, подмного и отличного. В зависимости от битые полиэтиленом. На большом десят.иместном кузове, разделенном на три дорожных условий нужно подбирать режим газом и рычагом шага винта — отсека, размещен авиационный порштак же, как на автомобиле газом и рыневой девятицилиндровый двигатель чагом коробки передач. Работая рулем, воздушного охлаждения мощностью вы выбираете приемлемую дорогу. При 260 л. с , вращающий трехлопастный возэтом передняя пара лыж, к аки колеса душный реверсивный винт диаметром у автомобиля, поворачивается вправо 2,7 м. или влево. Вам также нужно следить за 8 заднем, моторном отсеке размещетемпературой двигателя, давлением маны два топливных бака (на 380 и 70 л) сла и количеством бензина. и бак для масла на 20 л. В грузо-пассаВы тормозите, нажав на левую пежирской кабине может поместиться до даль, но торможение происходит сов1000 кг груза или 10 пассажиров. Песем иначе, чем у автомобиля. Попытки редний отсек — кабина водителя.Кузов соединен с лыжами подвеской. Она состоит из пневмогидравлических авиационных амортизаторов, п о глощающих удары по лыжам от неровностей дороги и гасящих колебания кузова. Сядем .в кабину водителя. Здесь многое знакомо. Обыкновенное рулевое колесо от автомобиля ГАЗ-51, под ним рычаг шага винта, напоминающий рычаг передач, и две педали, такие же , как у автомобилей. Вот только на щитке побольше приборов и переключателей. Сказалось влияние авиации: там строже относятся к контролю за работой всех систем. Здесь вы увидите необычные для автомобиля приборы: указатели оборотов и наддува двигателя, термометр головок цилиндров и даже компас. Этот маленький приборчик становится важнеее всех, когда вы движетесь ночью в пургу по бескрайным просторам тундры. Пока вы осматривали машину и знакомились с приборами, переключателями и управлением, бензиновая печка подогрела двигатель, и мы можем его пустить. Убедитесь, что вблизи винта никого нет, залейте ручным насосом бензин в двигатель, включите зажигание и откройте воздушный кран. Воздух под давлением 50 атмосфер, накачанный в бортовой баллон компрессором, стоящим на двигателе, поступит в цилиндры, провернет коленчатый вал, и двигатель, мягко заработав, выйдет на обороты малого газа. Несколько минут прогрева — и можно трогаться.применить для торможения саней штыри, выпускаемые из лыж, или другие подобные устройства не дали нужных результатов. На Ка-30 впервые применен для торможения реверс винта. При нажатии на педаль сперва срабатывает электропневмоклапан, направляющий масло из одной полости цилиндра винта в другую, и лопасти быстро поворачиваются на отрицательный угол установки. При дальнейшем нажатии на педаль «тормоза» вы даете полный газ двигателю, и вот та же самая тяга, к о торая только что гнала сани вперед, начинает тянуть их обратно. Тормозной путь в метрах приблизительно равен скорости движения (в момент начала торможения) в км/час. ...Наши сани вышли от узла связи районного центра. В грузовой кабине — свежие газеты и журналы, которые нужно сегодня же доставить в населенные пункты, разбросанные на сотни ки лометров по берегам таежной реки. Кругом сопки, непроходимая тайга, занесенная снегом. Д орог ' нет. Далеко впереди по руслу замерзшей реки тащатся розвальни. Через минуту-две наш зимний скороход вихрем обходит их. Не мудрено — скорость 70 км/час. В кабине тепло, водитель и его напарник сидят в пиджаках. Они предельно внимательны. Скорость большая, а впереди ни дороги, ни дорожных знаков, Правил движения (писаных по .крайней мере) пока тоже нет. Да еще снежный покров скрадывает неровности, маскирует препятствия. Белая скатерть русла сливается с берегом. Но водитель опытен — он прошел на аэросанях уже десятки тысяч километров, а его напарник буквально на ходу набирается знаний, которых не почерпнет, к сожалению, ни в одном учебнике. По изгибу реки, по оттенку снега, по валунам на берегу водитель вовремя угадывает опасность. То это надувы песка — если .въехать на них на малой скорости, сани остановятся, и тогда их уже не сдвинешь. То промоины, в ко торых вместо снега или льда — вода: не свернешь вовремя — купанье обеспечено. То мощные снежные заструги. Нужно остановиться и расчистить путь лопатой. Часто торосы — острые, нагроможденные в беспорядке льдины, перегораживают все русло и тянутся на сотни метров. Водитель сбавляет газ, медленно подводит машину к торосам, тщательно выбирает «дорогу», и аэросани влезают на льдину высотой почти до метра, «шагая» и «шлепая» лыжами. Но вот торосы кончились. Газ — и сани мчатся по снежной целине глубиной в полтора метра. Из-под лыж, к ак изпод носа торпедного катера, — пена, фонтаны снега. Вихрь за винтом образует облака снежной пыли, в которой красиво играет радуга. Полчаса езды — и впереди группа людей радостно машет руками, встречая машину с почтой и посылками. Как приятно водителям видеть радость людей и чувствовать их благодарность. Минутная остановка — и дальше. Впереди еще сотни километров пути и много поселков, с нетерпением ожидающих наши аэросани. Возвращаться приходится затемно. Но мощные фары, а при тумане и противотуманные фары плюс управляемый из кабины поисковый прожектор по-MibMJ'lHliMzU^bl'l^NlIMN: