МалолитражкаМодели 1966 годаНа крупнейших автомобильных выставках в Париже и Франкфурте, Лондоне и Турине на этот раз было особенно многолюдно. Их всегда устраивают в конце года, чтобы показать публике модели года наступающего. На этот раз новинок было больше обычного, что и вызвало такой приток посетителей.ПАРИЖ, ФРАНКФУРТ, ЛОНДОН, ТУРИНПЕРЕДНИЕ ВЕДУЩИЕ. Когда шесть лет назад на рынке появилась массовая малолитражка «Остин-Мини», мало кто предполагал, что с нее начнется серьезное «наступление» автомобилей с передними ведущими колесами. И если в появлении новой модели «Ауди» завода «Ауто-Унион» (ФРГ), давнишнего приверженца переднего привода, нет ничего неожиданнного, то полным сюрпризом оказался английский «Триумф-1300». У этой малолитражки крутящий момент двигателя передается на коробку передач через набор шестерен, «гитару». Стартер «переселили» в другое место, чтобы его зубчатый венец не мешал посадить мотор на коробку передач как можно ниже. На переднем конце коленчатого вала сидит шкив с зубчатым венцом стартера. Американский концерн «Дженерал Моторс» тоже попал под гипноз переднего привода и выпустил на рынок модель «Олдсмобиль-Торонадо» с семилитровым 385-сильным мотором. Из года в год снижая высоту своих пяти-шестиместных машин, американские конструкторы поняли, что, например, снизить сиденья мешает туннель над карданным валом, и на новом «Олдсмобиле» этой трудности уже не возникло. Вообще передний привод дает массу выгод. Например, удается сделать очень вместительную модификацию базовой модели с грузо-пассажирским кузовом — ниже пол. И это немедленно использовала фирма «Пежо», показав на Парижской выставке разновидность модели «204» с кузовом «универсал». И наконец, в Англии небольшой завод «Дженсен», строящий мощные (330 л. с , 6270 смЗ) и легкие (1600 кг) машины, показал первый спортивный автомобиль с четырьмя ведущими колесами. Эта модель «ФФ» имеет самоблокирующийся межосевой дифференциал, распределяющий на переднюю ось 37 процентов момента двигателя и 63 процента на заднюю и позволяющий свести пробуксовку колес к минимуму. ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЕЙ. Многие из экспонировавшихся моделей 1966 года имели двигатели с верхним кулачковым валом: БМВ-2000С, «Глас-У8», НСУ-110, «Опель-Рекорд» и «Опель-Капитан» (все четыре —. ФРГ) и даже «Понтиак». Эти двигатели благодаря меньшей инерции клапанного механизма более быстроходны, отличаются лучшим наполнением цилиндров смесью и, в конечном итоге, более высокой мощностью. Американские заводы всегда отличались некоторым консерватизмом, и потому большинство технических новинок зарождалось в Старом Свете. Но теперь даже за океаном оценили достоинства схемы с верхним кулачковым валиком, впервые примененной в Европе еще в 1903 году. Интересно, что кулачковый валик моторов «Глас-У8» и «Понтиак» приводится во вращение зубчатым ремнем, армированным стальной проволокой. Английский филиал «Форда» на свои модели «Корсар» и «Корсар ГТ» 1966 года начинает ставить V-образные четырехцилиндровые двигатели рабочим объемом 1,66 и 2,0 литра и мощностью 76 и 88 л. с. с уравновешивающим механизмом, подобным примененному на нашем «Запорожце». Вообще V-образные «шестерки» и «четверки» («Лянча», «Бюик», «Форд-Кельн», «Запорожец») благодаря своей компактности начали теперь больше интересовать конструкторов. А вот неэкономичные и недолговечные двухтактные моторы отмирают. «Ауто-Унион» сохранил лишь одну модель ДКВ с таким двигателем, а новая «Ауди» имеет уже четырехтактный двигатель. Намерен в будущем проститься с двухтактным двигателем и шведский завод СААБ. КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ. Новые модели отличаются синхронизаторами на всех передачах («Триумф-1300», «Глас-У8», «Ауди»). Рычаг переключения опять размещают в полу: это позволяет сделать более короткими и жесткими тяги привода и, следовательно, облегчает «нахождение» передачи. Все более широкое распространение получают на дешевых, малолитражных машинах автоматические трансмиссии. Этот агрегат ставится по заказу не только на 1,5-литровую «Симка», но и на «Остин-Мини» (850 смЗ) и «Остин-1100». ПОДВЕСКА, ШИНЫ, ТОРМОЗА. Заметно возросло число автомобилей с независимой задней подвеской — от «Триумфа-1300» до «Роллс-Ройса». Интересную новинку на Па,—w», рижской выставке преподнес JV* м уЩ совместно с шинной фирмой «Мишлен» завод «Ситроен». ЭтоДвигатель автомобиля «Понтиак» (6 цилиндров, 3,8 л, 165 л. с. при 4700 об/мин.) |В низу : схема трансмиссии автомобиля «Триумф-1300».шины с несимметричным рисунком протектора, улучшающие управляемость на поворотах. Всеобщее признание получили теперь дисковые тормоза передних колес («Триумф-1300», «Роллс-Ройс», «МерседесpviБенц-250», «Ауди», «Глас-У8»), а в 1966 году сдается даже «Фольксваген», который долго избегал этого новшества. Для повышения безопасности некоторые заводы начали ставить два главных тормозных цилиндра: один связанный с передними колесами, другой — с задними. Так сделано на новой модели «Мерседес-Бенц-250», показанной во Франкфурте. Кстати, на30-