лубокая ночь. Звездное небо плотно зашторено низкими тяжелыми облаками. Темень такая, что в двух шагах ничего не видно. Но что это? По шоссе на большой скорости с потушенными фарами движется колонна машин. Водители уверенно выдерживают дистанцию, обходят выбоины, на безопасном интервале расходятся со встречными, так же без света идущими автомобилями. Что же дает такую уверенность водителям в столь сложных условиях? Кто помогает им видеть ночью, как днем? все это стало возможным благодаря применению приборов ночного видения, основанных на использовании инфракрасных лучей,Инфракрасные лучи, как и видимый свет и радиосигналы, представляют собой поток электромагнитных волн, характеризующихся определенной длиной. Например, видимый спектр цветов имеет волны длиной от 0,4 до 0,76 микрона. Длины волн инфракрасных лучей начинаются от 0,76 микрона (красный цвет) и простираются в сторону миллиметровых радиоволн примерно до 500 микронов. Благодаря ряду замечательных свойств инфракрасных лучей — невидимости, легкости генерирования, хорошей воспринимаемости тепловыми, фотоэлектрическими, фотолюминесцентными и другими приемниками — они нашли широкое применение в науке, технике ив военном деле. Источником инфракрасных лучей в приборах ночного видения, применяемых на автомобилях и бронетранспортерах, является лампа накаливания, помещенная в фару. Для выделения инфракрасных лучей из светового потока, излучаемого лампой накаливания, в фаре используется инфракрасный фильтр, который поглощает лучи видимого света и пропускает только невидимые инфракрасные лучи. Чтобы вести наблюдение ночью посредством приборов ночного видения, местность и расположенные на ней объекты надо облучить инфракрасными лучами. В этом случае не видимые глазом отраженные от элементов местности и объектов инфракрасные лучи попадают в приборы ночного видения, в которых вначале появляется изображение объекта в инфракрасных лучах, затем оно при помощи специального электроннооптического устройства преобразуется в изображение, видимое глазом наблюдателя. Схема устройства прибора ночного видения (рис. 1) включает: линзы объектива (инфракрасный прожектор — фара с фильтром), электронно-оптический преобразователь и блок питания высокого напряжения. Электронно-оптический преобразователь превращает инфракрасное изображение предмета сначала в электронное, а затем — в видимое. Линзы окуляра собирают видимые лучи и направляют их в глаз наблюдателя. Процесс превращения невидимого инфракрасного изображения в видимое основан на использовании фотоэлектрического эффекта. Инфракрасные лучи, отраженные объектом, попадают в объектив прибора наблюдения. В плоскости невидимого инфракрасного изображения предмета помещается фотокатод электронно-оптического преобразователя. При освещении фотокатода инфракрасными лучами его светочувствительная поверхность излучает электроны, которые распространяются в колбе преобразователя в виде пучка электронных лучей, направляясь от фотокатода « экрану. Количество электронов, освобожденных в единицу времени светочувствительной поверхностью фотокатода (то есть плотность электронного потока), в каждой точке ее будет пропорционально интенсивности падающих на нее инфракрасных лучей. Таким образом, интенсивность электронного потока в каждой точке фотокатода будет различна. Электронный поток, имея различную интенсивность по площади фотокатода, падает на люминесцирующий* экран. Экран под действием бомбардирующих его электронов испускает видимый глазом свет. .Благбдаря этому на экране невидимое инфракрасное изображение воспроизводится как видимое. Чтобы это изображение было достаточно четким, к катоду и аноду преобразователя подводят высокое напряжение (14—16 ты-Знакомьтесь о военной техникойлярную оптическую систему с электронно-оптическим преобразователем. Электронно-оптическая система состоит из верхней призмы, двух объективов, двух электронно-оптических преобразоавтелей, двух нижних призм и двух окуляров. Конструктивно основные детали прибора собраны в одном литом корпусе, к которому сверху крепится съемная головка. Для предупреждения засветки преобразователя от незатемненных •... фар встречных машин,- ракет, пожаров и т. п. предусмотрена экранирующая шторка, которая открывается и закрывается при помощи рукоятки. Блок питания вибрационного типа представляет собой преобразователь постоянного низкого напряжения в постоянное высокое напряжение. Прибор ночного видения, используемый для автомобиля, более компактен и легок, он устанавливается на шлем танкового типа. Для удобства в работе прибор сделан бинокулярным, то есть с двумя смотровыми устройствами, блок питания также крепится на шлеме, с противоположной стороны, и уравновешивает смотровое устройство. Надев и закрепив шлем, водитель включает штепсельную вилку блока питания в гнездо переносной лампы. Убедившись, что прибор работает (слышен шум в блоке питания), водитель опускает смотровое устройство в рабочее положение .(перед глазами), включает фары в положение «дальний свет» и, вращая окуляры прибора, добивается четкой видимости. В заключение рассмотрим особенности вождения бронетранспортера и автомобиля с прибором ночного видения. Эти особенности определяются в первую очередь условиями наблюдения: ограничен обзор, так как фары освещают только дорожное Полотно; кюветы и предметы, находящиеся на обочине дороги и за ней, водителю не видны, а это затрудняет ориентировку; дорога и предметы на ней при наблюдении в прибор окрашены в непривычный для глаза бледно-зеленый цвет, при котором надо уметь отличить один плоский предмет от другого по яркости свечения. Например, участок дороги, залитый водой, почти ничем не отличается от участка, покрытого зеленой травой. Чтобы уверенно водить автомобиль с прибором ночного видения, водителю, конечно, следует настойчиво тренироваться в самых разных условиях — по дорогам с различным покрытием, по проселкам и бездорожью. В результате тренировок водители уверенно управляют машинами ночью в колоннах и на больших скоростях. Е. ОРЕХОВ, инженер-полковникР и с. 1. Схема устройства прибора ночного видения: 1 — линзы объектива; 2 — электронно-оптический преобразователь; 3 — подвод питания от источника тока; 4 — окуляр.сяч вольт), получаемое в блоке питания высокого напряжения. В качестве примера рассмотрим общее устройство прибора ночного видения ТВН-2, устанавливаемого на бронетранспортерах. Комплект прибора ТВН-2 (рис. 2) состоит из прибора 1 наблюдения, высоковольтного блока 2 питания и двух фар 3с инфракрасным фильтром. Прибор наблюдения крепится на крыше от. деления управления против сиденья водителя. Блок питания установлен в отделении управления над педалью сцепления, фары — на крыльях машины в шаровых опорах, допускающих изменение положения фар. Прибор наблюдения представляет собой перископическую биноку* Люминесценция—явление холодного свечения, в ызываемое не накаливанием, а в данном случае — облучением экр ана электронами.Рис. 2. Комплект прибора ТВН-2: 1 — прибор наблюдения; 2 — блок питания: 3 — фара с инф ракрасным фильтром.