тельный угол развала передних колес, Предпринимаемая в этом случае попытка восстановить его заменой всех .изношенных шарниров подвески также не дает положительных результатов. В таких случаях перед тем, как принимать какие-либо меры, необходимо выяснить причину, затрудняющую регулировку развала. Надо проверить расстояние между отверстиями в поперечине подвески под крепление верхнего штока амортизатора. Если этот размер (рис. 3) меньше .647 мм на 10 мм >и более, то угол развала может оставаться отрицательным.чугунных блоках цилиндров наН аружныеспособом, наиболее заделать трещины можно пайкой — доступным в «домашних» условиях. Обычно трещины блоков располагаются горизонтально. Наиболее характерные их места на примере распространенного у нас двигателя «Москвич-407» показаны на рисунке. Прежде чем брать в руки паяльную лампу, надо снять двигатель, зачистить трещину до металлического блеска напильником на ширину до 10 мм, по обе стороны. Концы трещины желательно засверлить. Если есть механический инструмент — еще лучше разделать фаску. После этого — протравить зачищенные места кистью, легко смоченной в травленой соляной кислоте. На этом подготовительные операции заканчиваются. Теперь надо прогревать паяльной лампой протравленные места, пока пруток при прикосновении к поверхности блока начнет плавиться, и на разогретую поверхность нанести припой (эта операция называется лужением), добавляя одновременно порошкообразный нашатырь, чтобы предотвратить окисление. Припой — ПОС-30, ПОС-40 (третник) надо слегка растереть заранее приготовленной металлической пластиной 2X15Х Х400 мм , добиваясь, чтобы он лег по всей трещине равномерным слоем. Во время лужения надо непрерывноР ис . 3. Проверка поперечины.Р нс . 4. Ось верхнего рычага.Р и с. 5. Фланец корпуса шарового шарнира.Восстановление первоначальных размеров в поперечине подвески — операция очень сложная, требующая специального 'оборудования. Поэтому такую поперечину лучше заменить. Но замена связана с значительными трудностями и расходами. Как же быть? Поперечину можно использовать, если для компенсации ее деформации «нести изменения в ось верхнего рычага. Для этого нужно заварить электросваркой отверстия в оси верхнего рычага или запрессовать в них металлические стержни и заварить (также электросваркой). Резьбовые концы юси необходимо предохранить (например, обернув мокрой тряпкой конец, возле которого заваривается отверстие), так как нагрев цианированных и термически обработанных резьбовых концов 'недопустим. Сварочный шов надо зачистить 'вровень с основной поверхностью детали, а затем «новь просверлить два отверстия диаметром 12,4 мм, сместив их с общей оси резьбовых концов на 5мм (рис. 4). На стандартных осях это смещение «оставляет 1,5—2 мм . Если окажется, что такого смещения недостаточно, то тогда необходимо ввести смещение ив корпусе шарового шарнира, для чего два отверстия во фланце его корпуса нужно заварить (электросваркой). Шарнир во время сварки необходимо хорошо защищать от нагревания. Его рабочая поверхность также подвергнута термической обработке, и при чрезмерном нагреве этот слой может быть разрушен. После заварки и зачистки сварочного места надо просверлить два отверстия диаметром 8,3 мм со смещением на 3мм от их прежнего положения (рис. 5). Помимо поперечины, должны быть проверены рычаги подвески. Для этого надо сравнить их с новыми рычагами. Если будет обнаружена деформация, рычаги следует заменить или выправить. Смещение резьбовых концов на оси верхнего рычага на 5 мм приближает на эту величину рычаг к брызговику переднего колеса, и фланец рычага может задевать брызговик или обойму верхней подушки крепления поперечины. Поэтому места касания на рычаге необходимо опилить напильником или отогнуть. Введение увеличенного эксцентриситета на оси верхнего рычага и дополнительного смещения во фланце корпуса шарового шарнира дает воэможност^увеличить угол развала примерно на 1 градус 20 минут для каждой стороны.ТРЕЩИНЫХарактерные места трещин цилиндров.вблоке)Конечно, размороженный двигательявление редкое, однако тому, у кого случилась беда, от такой «статистики» не легче. Из-за одной-двух трещин снаружи блока цилиндров надо устанавливать новый двигатель! С этим трудно смириться, тем более что попытки запаять паяльником оказываются безуспешными: место пайки не прогревается. И не случайно зимой в редакцию стали приходить письма — помогите советом, сообщите технологию: мотор разморожен) Мы обратились на 4-й Московский авторемонтный завод с просьбой рассказать о простейшем способе ремонта размороженного блока. Слово предоставляется главному технологу завода И. Г. ЧЕНСКОМУ.Е СЛИ РАЗМОРОЖЕН ДВИГАТЕЛЬподогревать место пайки паяльной лампой, но осторожно, чтобы не перегреть, иначе припой плохо ляжет на зачищенную поверхность. После лужения на слой припоя наносят припой большей толщины (до 3 мм). При этом паяльную лампу отводят дальше, чтобы уменьшить прогрев и сохранить толщину нанесенного припоя. Для разравнивания валика припоя и добавления нашатыря служит та же металлическая пластина. В случае, если на отдельных местах припой не ложится (из-за плохой зачистки с травлением или перегрева, когда поверхность приобретает темно-синий цвет), необходимо вновь зачистить поверхность и протравить ее кислотой, но только после охлаждения блока, так как на горячем блоке от кислоты образуются трещины. Такой процесс пайки несложен. Главное — для прогрева применяется паяльная лампа, а не паяльник, как это делается при распространенных видах пайки. Пайка трещины размером до 150 мм занимает 15—20 минут. Предложенный здесь способ проверен на практике и служит надежным средством восстановления блоков.•17-