БУДУТ ЛИ КЖОВЬНЕ ПРИЦЕПЫ К «ТУЛЕ»?Многих читателей журнала интересует вопрос о производстве боковых прицепов к мотороллерам «Тула». Р едакция адресовала эти вопросы на завод. Вот ответ завода. «Конструкция бокового прицепа к мотороллеру разработана еще в 1960 году. Далее проводились отработка и длительные всесторонние испытания этой конструкции. В конце 1961 и начале 1962 года была изготовлена первая опытная партия мотороллеров Т-200К с боковыми прицепами. В дальнейшем эти машины больше не выпускались. Выпуск боковых прицепов к мотороллеру «Тула» планом производства и на 1966 год не предусмотрен из-за отсутствия надлежащих условий производства. Н икакие другие заводы эти прицепы не производят. Что же касается частных заказов на изготовление боковых прицепов, то, естественно, завод их не принимает. Именно дЛя того, чтобы восполнить этот пробел, и были своевременно помещены в журналах сведения о конструкции бокового прицепа с тем, чтобы мотолюбители могли изготовить прицеп своими силами. И пользоваться в этом случае следует только материалами, помещенными в ряде номеров журнала «За рулем»: № 2 (1961 г.), № 4 (1962 г.), № 4 (1965 г.); никаних дополнительных сведений и тем более чертежей завод не высылает». От редакции . Нам известно, что на заводе, выпускающем мотороллеры «Тула», сейчас нет надлеж ащих условий для производства боковых прицепов. Тем не менее нельзя признать нормальным такое положение, когда боковые прицепы вообще не выпускаются. Редакция считает, что мотопромышленность должна найти возможности, чтобы удовлетворить требования мотолюбителей.еще с большим усилием, то ось изогнется и ротор будет заедать в подшипниках. Обязательно следует вовремя чистить центрифугу и заливать чистое масло, иначе грязь попадет в подшипники. А если уж такое случилось, надо промыть втулки и оси в бензине или керосине. Из-за сильного затягивания гайки бар ашка может повредиться ее торец или произойти остаточная деформация кожуха центрифуги. В итоге — изгиб оси в зоне упругих деформаций и заедание ротора в подшипниках. Чтоб этого не случилось, гайку-барашек надо затягивать только от руки . Деформация отражательного щитка, запрессованного в корпус масляных фильтров, возникшая от удара при монт аже или демонтаже, может привести к забросу под кожух струй масла, выходящих из сопел. А это резко тормозит центрифугу. Надо восстанавливать форму щитка или заменить щиток. При чистке центрифуги гайкукрышки ротора надо отворачивать и затягивать свечным ключом. В исправной же центрифуге отворачивать гайку оси и снимать ротор с оси не рекомендуется, ибо может появиться какой-либо из дефектов.Дизельное масло ДС-11 (ГОСТ 8581—63) может иметь присадки ЦИАТИМ-339, ВНИИ НП-360 и МНИ НП-22. Применять для смазки двигателя «Запорожца» дизельное масло ДС-11 с присадкой МНИ НП-22 категорически запрещается.КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ДЕТОНАЦИИ«Можно ли избавиться от детонации в мотоциклетном двигателе, уменьшив момент опережения зажигания?» — спрашивает А. Демин из Орла. Попытка применить такой способ обычно приводит к «вялой» работе двигателя. Смесь будет сгорать не только в камере сгорания, но ив цилиндре (во время такта расширения). Двигатель начнет перегреваться, мощность упадет, расход топлива увеличится. Более верный путь борьбы с детонацией — не уменьшение момента опереж ения (у большей части двухтактных двигателей он подобран оптимально для всех режимов работы, и в процессе работы двигателя изменять его невозможно), а либо уменьшение степени сжатия (установка более толстых прокладок под головну цилиндра), либо применение бензина с более высоким октановым числом (например, А-76 вместо А-72). Не следует при этом допускать чрезмерных нагрузон двигателя. Кроме того, надо поднять дозировочную иглу карбюратора, чтобы несколько обогатить горючую смесь. И обязательно периодически удалять нагар отовсюду, где он образуется.СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕЧитатель Н. Бондарчук из Ростовской области хочет узнать, какие мотоциклы марки «Паннония-250» имеются в Советском Союзе икакаяразница между моделями ТЛФ, ТЛД, ТЛБ и ТЛТ. В СССР в основном ввозится лишь одна модель мотоцикла «Паннония» — ТЛФ. Небольшая партия машин модели ТЛБ была ввезена несколько лет назад. Различаются они внешним оформлением. Модель ТЛБ имеет красивый декоративный кожух, раздельные сиденья и встроенную фару. Окрашена в желтый и оранжевый цвета «пастельных» тонов. Инструментальный ящик вмонтирован в топливный бак. На модели ТЛФ источник тока — маховичное магдино (генератор переменного тока), а на ТЛБ установлен генератор постоянного тока, то есть система зажигания динамо-батарейная. Модель ТЛД ничем не отличается от модели ТЛФ, но на ней — генератор постоянного тока. Модель ТЛТ снабжена генератором переменного тока и лишь незначительно отличается от модели ТЛФ некоторыми деталями ходовой части и системы питания и выпуска.СКОЛЬКО СЛУЖИТ МОТОЦИКЛ?Читателя Н. Адамова из Саранска интересует, сколько могут проработать различные мотоциклы без капитального ремонта. Официальных норм пробега дорожных мотоциклов без капитального ремонта нет. Можем сообщить примерные цифры, сложившиеся в практике, конечно, при условии правильной эксплуатации машины. Мотоцикл с четырехтактным нижнеклапанным двигателем (типа М-72 и К-750) — 45 — 50 тысяч километров, с четырехтактным верхнеклапанным двигателем (М-61, М-62, М-52) — 4 0 — 4 5 тысяч километров, с двухтактным двигателем рабочим объемом 350 смз (Ижевского завода) — 30 — 35 тысяч километров, с двигателем 175 смз («Ковровец») — 25 — 30 тысяч ки лометров, с двигателем 125 смз — 2 0 — 25 тысяч километров. Чехословацкие мотоциклы «Ява», «Чезет» и венгерский «Паннония» (при эксплуатации на нашем топливе и масле) могут пройти без капитального ремонта столько же , сколько и машины Ижевского завода. Еще раз хотим предупредить, что цифры эти приблизительны.КОГДА ВОЗНИКАЕТ ПРОСТОЙ«Как начисляется заработная плата водителю, направленному в дальний рейс, если вследствие бездорожья он простоял в пути?» — с прашивает Л. Соловьев из Мурманска. Когда движение автомобиля становится невозможным из-за стихийного бедствия (наводнение, заносы и т. п.) и водитель не может своевременно выполнить задание по перевозке грузов- или пассажиров, но продолжает работу по обслуживанию и охране автомобиля, его труд оплачивается повременно — он получает тарифную ставку за фактически отработанное время, но не более чем за количество рабочих часов в день, предусмотренных графиком работы в данном месяце.НЕСКОЛЬКО ОТВЕТОВ ВЛАДЕЛЬЦУ «ЗАПОРОЖЦА»ДЕФЕКТЫ УСТРАНИМЫЧитатель И. И. Мокан из Одесской области интересуется, почему выходит из строя центрифуга фильтра тонкой очистки автомобиля ЗИЛ-130. Отвечают ему работники завода. Причин может быть несколько. Если выходит из строя резиновое кольцо крышки , из-под крышки вытекает масло, не попадает в картер и скопляется под кожухом, тормозя центрифугу. Выход — замена кольца. Износ по торцу верхней упорной шайбы приводит к увеличению осевого люфта (максимально допустимого) сверх размера 0,7 мм. В результате при подводе к центрифуге масла под давлением корпус фильтра тонкой очистки масла (ротор) всплывает вместе скрышкой на величину осевого люфта, гайка крышки ротора начинает выступать над гайкой оси и трется о дно кожуха , останавливая центрифугу. Переверните упорную шайбу или замените ее — трение исчезнет. Если при чистке центрифуги гайка крышки ротора отворачивалась и затягивалась не свечным, а гаечным ключом да«Как додается масло к коромыслам клапанов, что сделать, чтобы оно не подтекало между цилиндрами и картером? Как надо измерять темпер атуру масла? Можно ли пользоваться маслом ДС-11 с присадкой МНИ НП-22?». Эти вопросы задает В. Морозов из Новосибирска. На них отвечают заводские конструкторы. К коромыслам выпускных клапанов первого и второго цилиндров двигателя «Запорожца» масло подается только по штангам этих клапанов (ближайшие со стороны вентилятора); к коромыслам выпускных клапанов третьего и четвертого цилиндров — по полому валику коромысла, а к коромыслам впускных клапанов — самотеком, вдоль пружин на их валиках. Чтобы масло между цилиндрами и картером ноленчатого вала не подтекало, необходимо при сборке двигателя тщательно очистить сопрягаемые места этих деталей от оставшихся частиц старых прокладок и только после этого ставить новые. На автомобиле «Запорожец» с сентября 1964 года устанавливается датчик температуры ТМ-3 (на «Москвиче 402, 407» этот датчик показывает температуру воды) в комплекте со щитком приборов КП211 , имеющим указатель температуры. Для контроля за давлением масла можно установить датчин типа ММ-9 с соответствующим импульсным указателем давления масла.СОВМЕЩЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ГРУЗЧИКАМ. Казакова из Владивостока интересует вопрос, может ли водитель по просьбе организации-заказчика выполнять погрузочно-выгрузочные работы икак они оплачиваются. При перевозке грузов, погрузка и выгрузка которых не требуют большого физического напряжения (в противном случае это может сказаться на безопасности движения), водителю разрешается совмещать свою работу с обязанностями грузчика. В этих случаях администрация автохозяйства издает соответствующий приказ и проводит при необходимости специальный инструктаж. Оплата такого труда производится по сдельным расценкам, установленным для грузчиков, если сам водитель сдельщик, или в размере 30 процентов ставки грузчика, если водитель находится на повременной оплате. Начисляет и выплачивает заработную плату водителю то автохозяйство, где он работает. Заказчик автотранспорта возмещает автохозяйству эти расходы одновременно с оплатой перевозки груза.•25-