оввв Пословица «Лучшее — враг хорошего» очень метко характеризует причины любви модернизации. Действительно, вряд ли можно подыскать пример конструкции, которая впоследствии не улучшалась. Многое подсказывает опыт эксплуатации, появляются новые материалы, а главное, непрерывно работает конструкторская мысль. Поэтому-то каждая модель автомобиля не только в период преодоления «детских болезней», но ив последующем непрерывно совершенствуется, а когда новых решений становится много и часть из них «не уживается» с существующей схемой — появляется новая модель. Эта участь всех машин не миновала и нашего «Запорожца». Пять лет, в течение которых он выпускается и совершенствуется, — достаточный срок, чтобы «подвести итоги» и рассказать обо всех изменениях сотням тысяч обладателей советской микролитражки. О том, какие они дают преимущества, как воспользоваться модернизацией владельцам машин первых выпусков, какие нужны для этого детали. Обо всем этом на заседании клуба «Автолюбитель» рассказывает инженер завода «Коммунар» К. С. ФУЧАДЖИ.феврале 1962 года на двигателе «Запорожца» улучшено уплотнение в соединении крышки и головки цилиндров. Крышки крепятся теперь не в двух, а в четырех точках шпильками. Новые крышки уже не литые, а штампованные; головки также изменены.НОВОЕ В «ЗАПОРОЖЦЕ»При желании произвести замену нужно приобрести комплект модернизированных деталей: две головки цилиндров (965-1003011), две штампованные крыш ки головок цилиндров (965-1003264-В) и две прокладки с четырьмя отверстиями (965-1003270пБ). В головках последующих выпусков (с апреля 1962 года) был изменен также угол наклона свечи (с 50 до 70 градусов), что улучшило пусковые свойства двигателя и повысило надежность свечей. Канавка к маслоналивному отверстию в головке выполнена наклонно. В марте 1962 года на балансирном валу изменены посадочные размеры и введен упор, что предотвращает перекос противовеса. Новый балансирный вал (965-1006278-Б) устанавливается на ранее выпущенном двигателе вкомп лекте с противовесом уравновешивающей системы, сухарем и шестерней. С октября 1962 года устанавливается коленчатый вал с уширенными второй и пятой щеками. Прочность этой ответственной детали благодаря такому улучшению значительно повышена. Установка усиленного вала возможна на ранее выпущенные автомобили. С июля 1962 года претерпел изменения ведомый вал сцепления, у которого число шлицев увеличено с четырех до шести, а высота их стала больше на 0,5 мм . Это повысило надежность шлицевого соединения ведущего вала ко робки передач с валом сцепления ис шестерней четвертой передачи. Чтобы заменить ведомый вал модернизированным, нужно приобрести ведомый вал сцепления в сборе (965-1601285-Б), ведущий вал коробки передач (965-1701030-Б) и ведущую шестерню четвертой передачи (965-1701035-Б). Начиная с октября 1962 года «Запорожец» «прибавил» сил благодаря увеличению рабочего объема цилиндров прежнего двигателя с 748 до 887 см3 . Теперь его мощность не 23, а 27 л. с. Такой двигатель имеет индекс «966». При модернизации изменились не только размеры, н ои .конструкция ци линдров, поршневых колец, головок цилиндров (конструкция оребрения). Улучшено уплотнение кожухов штанг: не делается проточка под резиновые уплотнители в чартере и введены втулки уплотнительных колец. Пружины уплотнителей соответственно укорочены. Повышено давление масла в системе. Изменена также конструкция редукци онного клапана; масло перепускается непосредственно в картер, а не IBO всасывающую полость насоса. Это привело к изменению 'крышки распределительных шестерен и оси ведомой шестерни. Заменой 'большей части деталей мож но переоборудовать двигатель МеМЗ-965 в МвМЗ-966, но этого делать не следует: собранный в незаводских условиях «смешанный» «двигатель .несмотря на большие затраты не будет по своим качествам и надежности равноценен двигателю МеМЗ-966. Целесообразнее старый двигатель, когда он потребует ремонта, заменить новым. Повышение мощности двигателя позволило уменьшить передаточное число главной передачи с 5,12 до 4,63 (апрель 1963 года). Благодаря этому сократилось число оборотов двигателя, приходящееся на километр пути (и при максимальной скорости), что увеличивает срок службы двигателя и уменьшает расход топлива. Ведущая шестерня главной передачи сохранила 8 зубьев, у ведомой вместо 41 зуба стало 37. Одновременно усилено крепление ведомой шестерни в крышке коробки дифференциала: теперь для этого используются болты диаметром 10 мм вместо прежних 8-миллиметровых. В мае этого же года для повышения надежности работы шестерен коробки передач завод изменил передаточные числа первой передачи с 3,83 на 3,73, а заднего хода — с 4,79 на 4,76. Теперь:«owo5ttfto«5№»*^tftow*raajtvejv«iu^Электронный прерыватель указателей поворотаМногие автолюбители, как и мотоциклисты, пытаются сконструировать электронный прерыватель указателей поворотов. Это и заманчиво («сам сделаю») и экономично (электронные устройства, как правило, потребляют меньшую мощность и меньше по размеру), а порой необходимо (нередко прерыватель РС-57 отсутствует в продаже). Предлагаемая ниже схема инженера Э. ИБАТУЛЛИНА из Казани — один из возможных вариантов. Принципиально она вполне работоспособна и проверена автор ом на практике. Тов. Ибатуллин считает, что многие любители смогут «принять за основу» его схему и доработать применительно к «местным условиям», тем более что изменением сопротивлений ее можно приспособить для любого напряжения. Тем, кто возьмется за изготовление прерывателя, напомним, что у нас принята частота мигания 90 ± 3 0в минуту.Схема работает следующим образом. При положении переключателя П1, например, «вправо» напряжение аккумуляторной батареи через нормально замкнутые контакты 3—5 реле Р1 и контакты 1—3 переключателя П1 приложится и лампам Л4, Л5, Л6 (шестивольтовая серия). Лампы Л4 и Л5 устанавливаются на правой стороне машины спереди и сзади. Лампа Лб устанавливается на пульте и служит для контроля. Одновременно напряжение аккумуляторной батареи через контакты 2—4 переключателя Ш приложится и цепочке R\— С1, и начнется зарядка конденсатора С1. Через некоторое время, которое определяется величинами /?1, R2, С1, напряжение на С1 достигнет такой величины, что срабатывает реле Р1, включенное в цепь эмиттера триода Т1. При срабатывании реле размыкаются его контакты 3—5 и снимается напряжение с ламп Л4 —Лб. Одновременно замыкаются контакты 3—4, и конденсатор С1 разряжается через сопротивление /}3. В процессе разряда напряжение на конденсаторе падает, той триода уменьшается, и реле возвращает-•18* шестерня привода первой передачи, изготовленная заодно с ведущим валом, имеет 11 зубьев, а не 12 как раньше; шестерня первой передачи и заднего хода — 41 зуб вместо 46. Соответственно число зубьев в блоке промежуточных шестерен заднего хода стало 18 и 23 вместо 20 и 25. Для того чтобы установить эту коробку передач и главную передачу на двигатели, выпущенные ранее, до модернизации, необходимы комплект шестерен коробки передач (966-1700101, в который входят детали 966-1701030, 966-1701080, 966-1701112) и дифференциал в сборе с «главной парой» (966-1400100-А). Возможна также установка коробки передач в сборе с главной передачей (9661700010 — коробка передач в сборе). В сентябре 1963 года на машину поставлен новый, более долговечный подшипник, заменивший прежний, комбинированный подшипник выключения сцепления. Графитовый подпятник нового подшипника скольжения не нуждается в смазке. Новый подшипник может быть установлен на автомобиле взамен старого. При модернизации конструкторы позаботились ио системе терморегулирования, чтобы автоматически поддерживалось оптимальное тепловое состояние двигателя. Для регулирования теплового состояния двигателя служат заслонка и термостат, которые установлены в раструбе крышки моторного отсека. Эту систему регулирования также можно устанавливать на машину, для чего необходимо иметь, капот задка в сборе (965А-5604010). Для улучшения охлаждения двигателя была разработана новая конструкция облицовки воздухопритока, к о жухов воздухопритока и брызговика двигателя, а также смещены со своего прежнего места отопительная установка и другие узлы. Чтобы установить новый кузов с модернизированным моторным отсеком на автомобили, выпущенные ранее, то есть с двигателем МеМЗ-965, необходимо на 9мм укоротить выпускные трубы 2-го и 4-го цилиндров и иметь: кузов в сборе (965А-5000010), брызговик двигателя всборе (965А-2802040-Б), глушитель в сбонадежности усилены рычаги передней ре (966-1201010), трубу выпускную треподвески; соответственно с увеличением тьего и первого цилиндров (965-1008160 сечения рычагов изменены и диаметры и 965-1008168), трубу коллекторную сопрягаемых с ними полиамидных вту(965-1008119), трубу промежуточную лок. К сожалению, новые рычаги с полиправую (966-1008135), трубу промежуамидными втулками не взаимозаменяеточную левую (966-1008140), два хомута мы с ранее выпущенными. Перед уста(966-1201070). новкой их в трубы передней подвески можно расточить внутренний диаметр Установка на автомобиль модернизитруб под наружный диаметр новых втурованного силового агрегата заставила лок. конструкторов изменить и систему выУлучшая комфортабельность автомопуска газов, а также заменить два глубиля, завод с июля 1964 года начал шителя одним. Модернизированный двигатель в соустанавливать передние сиденья с шарнирными спинками, удобными для авточетании с новым передаточным отнотуристов; откинутая назад спинка прешением главной передачи, улучшенным вращается в спальное место. Кроме тоохлаждением и терморегулированием го, водитель может установить ее р сапозволил повысить динамические камое удобное для себя положение. Ночества автомобиля и его экономичность, вые спинки взаимозаменяемы со стаособенно при езде в городе. Запас мощрыми. ности дает возможность теперь меньше С того же времени на приборном переключать передачи. щитке появилась полезная новинка. В сентябре 1963 года на смену мехаВместо контрольной лампы — индикатоническому приводу включения стартера ра температуры масла, которая загорапришел стартер с электромагнитным пулась при 105—108 градусах, установлен ском. Желающие установить новый стардатчик с указателем, фиксирующим темтер должны располагать стартером в пературы 40, 80, 100 и 120 градусов. / 966-3708010 \ Чтобы установить на приборном щитке сб еиреле ста те а такой указатель, нужны сигнализатор ° Р VCT351-3708000,/ Р Р /965-3808010 \ предохранительным в сборе температуры датчик ^ Т М 3-3808000 / /965А-3708015Ч и щиток приборов в сборе V РС-502 /' /965-3805010-6 \ Опыт эксплуатации заставил конструкЧКП211-3805000/' торов в августе 1963 года изменить узел «стойка и палец передней подвески». С января 1965 года «Запорожец» обоМодернизированный узел выгодно отрудуется тормозами с автоматической личается от прежнего тем, что специрегулировкой зазоров между колодкой альный колпачок, запрессованный со и барабаном. Для того чтобы переобостороны головки пальца в стойку, а с рудовать автомобили прежних выпусков, противоположной стороны — резиновое в которых колодки регулировались экскольцо защищают от пыли и влаги палец центриками, нужно установить новый стойки, втулки и регулировочные шайколесный цилиндр в сборе (965-Абы. Кроме того, колпачок и кольцо пре3501040) и расширить во всех колодках пятствуют вытеканию смазки. Для того овальное отверстие на 3ммв сторону чтобы модернизировать этот узел на обода колодки. При установке колодок «Запорожце» прежних выпусков, нужны с расширенными овальными отверстиястойки передней подвески правая и леми нужно обеспечить зазор между эксвая в сборе (965-2904054 и 965-2904055), центриками тормозов и стенкой овальпалец стойки передней подвески (965ного отверстия в пределах 0,5—1 мм . 2904068-Б), шайбы регулировочные Разумеется, колесные тормозные ци(386155-П), колпак стойки (965-2904072), линдры с автоматикой надо ставить защитное кольцо (965-2904076). только попарно, то есть на передние или задние колеса или на все вместе. В декабре 1963 года для повышения1о*>.тл}сдап*1^адч>*л*еллг»?%чгн7«^ся в исходное положение. Процесс повторяется снова. таким образом получаем мигание ламп Л4—Лб. Частота мигания зависит от величины сопротивлений Щ, R2 и емкости С1. Увеличивая их, получаем более редкое мигание. То же самое происходит при положении переключателя П1 «влево». Только в этом случае мигают лампы Л1, Л2, ЛЗ, устанавливаемые на левой стороне машины. Схема очень экономична: без учета ламп она потребляет всего 0,2 вт. Конструктивно схема выполнена на текстолитовой пластинке 40 х 40 мм. На ней установлены лишь лампы Л1 —Лб и переключатель П1. В схеме использован триод П16. Возможно также применение триода П104. Реле использовано типа РЭС —10 (РСЧ.524.308) с напряжением срабатывания 4,86 и током срабатывания 35 ма. Конденсатор С1 — типа ЭТО-2. Не исключено применение конденсаторов и других типов, но при этом увеличатся габариты. Сопротивления R1 и R2 — любого типа. Рекомендуем при наладке схемы поставить вместо ^ 1 и R2 переменные сопротивления, подобрать частоту мигания, а затем заменить переменные сопротивления постоянными.Эти параметры элементов схемы подобраны для работы при номинальном напряжении аккумуляторной батареи 6 вольт.Схема электронного прерывателя указателей поворотов.С1 300,0 + Z5 РЭС-102, Впекffijnpak- J 3S/77777777