КРУГЛЫЙстолЖУРНАЛА «ЗА РУЛЕМ»Спортивно-технический клуб — каким он должен быть! Вопрос этот на первый взгляд может показаться праздным. Ведь клубы живут и здравствуют во всех республиках не первый год. Цели, задачи, обязанности их определены специальным положением, утвержденным ЦК ДОСААФ. Да и на практике ими сделано уже немало. Во многих городских и сельских районах страны они стали одной из популярных форм организации спортивномассовой работы, хозрасчетной подготовки технических специалистов, широкого распространения технических знаний среди членов оборонного Общества. Но жизнь не стоит на месте. То, что было достигнуто вчера, не может нас удовлетворить сегодня. Решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС, его идеи заставляют думать о делах, которые предстоит решить, зовут к новым поискам. Полностью ли отвечают новым требованиям жизни наши спортивно-технические клубы! Все ли они делают для того, чтобы придать технической пропаганде среди молодежи самый широкий размах! Ответить на эти вопросы, поделиться своими мыслями, раздумьями, предложениями редакция за своим очередным «Круглым столом» попросила руководителей ряда спортивнотехнических клубов Российской Федерации. циклистов, автомобилистов, скутеристов, стрелков. Собрать вокруг себя энтузиастов и тех, кто имеет личные мотоциклы, автомобили, моторные лодки, пойти на предприятия, в школы, техникумы, заинтересовать молодежь. Победило второе направление. Должен сказать, инициатива наша всюду находила поддержку. Получили мы довольно приличное помещение, оборудовали учебные классы. Избранный совет клуба энергично взялся за создание различных спортивных секций, команд, подготовку тренеров, инструкторов, спортивных судей. Шло время. Наш актив пополнялся все новыми любителями мотоциклетного, автомобильного, водномоторного и Других видов спорта. За истекшие восемь лет спортивно-технический клуб окреп материально. Мы имеем восемь хорошо оборудованных учебных классов—автомобильных, мотоциклетных, мотолодок, радио, два теплых гаража, 23 автомобиля, 32 мотоцикла, 60 всевозможных лодок. • Основные материальные фонды составляют 152 тысячи рублей. Каждый год расходуем 25—30 тысяч рублей на приобретение техники и оборудования. Многие юноши и девушки называют клуб родным домом. Сюда приходят члены секций(их у нас семь), инструкторы, тренеры, судьи. Скольких молодых людей клуб отвлек от шатания по улицам! Не одна сотня юношей научилась в стенах клуба управлять автомобилем, мотоциклом, моторной лодкой, скутером. За последнее время 317 человек стали разрядниками по авто- и мотоспорту. Клубные команды теперь систематически участвуют в городских, областных соревнованиях по мотокроссу, гаревым, ледяным гонкам, автомобильному двоеборью. Минувшим летом были совершены мотопробеги по городам Сибири. Члены клуба постоянно встречаются с передовиками производства, участниками Великой Отечественной войны, устраивают военизированные игры, походы. Наш клуб шефствует над средней школой № 19. Большая группа учеников занимается в созданной при клубе секции картингистов, 60 школьников изучают мотоцикл. В этом году думаем человек 300 из числа допризывной и призывной молодежи подготовить к сдаче норм спортивного комплекса «Готов к защите Родины». Добиться, чтобы каждый спортивно-технический клуб стал по-настоящему родным домом для нашей молодежи,— в этом, по-моему, и заключается самая насущная наша задача.здесь объединились люди, связанные общими интересами. Для молодежи это могут быть массовые виды технического спорта. Рассуждение правильное, скажут мне, а как быть с материальной базой? Отвечу. Первоначально нам помогли районные организации, часть средств получили от платной подготовки технических специалистов. На вырученные деньги приобрели несколько мотоциклов. Дальнейшее зависело от нашего энтузиазма, инициативы. Активисты клуба — Виктор Бойков, Юрий Белое, ваш покорный слуга и Другие — пошли в первичные организации ДОСААФ средних школ, предприятий, поговорили с молодежью, поведали о своих задумках и трудностях. Откликнулось немало ребят; Они стали приходить в клуб, записываться в секции — мотоциклетную, автомобильную, стрелковую. И как-то сама собой возникла идея создать две мотобольные команды. По вечерам, в воскресные дни, вооружившись инструментом, юноши и девушки расчищали и выравнивали поле. Первая же встреча «Радуги» со «Сменой» привлекла около пяти тысяч зрителей. Перед вторым товарищеским матчем заранее оповестили население — расклеили по городу афиши, дали объявление пб радио. От продажи билетов мы получили столько денег, что их хватило на покупку шести мотоциклов! Сейчас к двум мотобольным командам прибавилась еще одна —«Юность». В ее составе 16-летние школьники. Наши мотоболисты стали известны в области. Разумеется, мотобол — лишь одна из форм привлечения молодежи к спорту. Всего при клубе действует 10 команд и секций. Мы подготовили 59 спортсменов-разрядников только из числа автомобилистов и мотоциклистов. Совершили несколько мотопробегов по местам боевой славы, ведем техническую пропаганду в 415-й и 417-й средних школах. А впереди у членов спортивно-технического клуба главная цель: сделать технические виды спорта более массовыми. Это и будет конкретным нашим вкладом в подготовку молодежи к обороне Родины.ДОМ РОДНОЙ— Лет восемь тому назад, — рассказывает председатель совета спортивно-технического клуба «Прогресс» города Кемерово Дмитрий Васильевич РЫБИН, — когда мы, активисты ДОСААФ, решили создать свой спортивно-технический клуб, именно над тем и задумались: а каким он должен быть? Разные были мнения. Одни утверждали: на первых порах надо все усилия сосредоточить на хозрасчетной подготовке технических специалистов, окрепнуть материально, а уж потом думать о развитии спорта, военно-технической Пропаганде, туризме. Нет, говорили другие, нужно то и другое делать одновременно: вместе с платными курсами создать секции мото-«Я — ЗА МАССОВЫЙ СПОРТ»Это сказал Юрий Сергеевич СТАМБРОВСКИЙ — руководитель спортивно-технического клуба Петродворецкого района Ленинградской области. — Ведь само название «клуб», — поясняет он свою мысль, — обязывает, чтобыСнгтшо-технчесш. КОГДА ЗА ДЕЛО БЕРЕТСЯ ОБЩЕСТВЕННОСТЬ— В нашей Калининской области насчитывается тринадцать спортивно-технических клубов,— начал Владимир Михайлович МАКАРОВ, руководитель Торжокского спортивно-технического клуба. — Не скрою, — говорит он, — порой приходится выслушивать немало нареканий на их деятельность: они-де и маломощны, и ютятся в неприспособленных помещениях, и, кроме подготовки технических специалистов, ничем другим не занимаются. Что ответить? Не так уж это мало, если клубы заняты обучением, скажем, водителей автомобилей, мотоциклов, тракторов, комбайнов. Но и для упреков в наш адрес есть много оснований. Мне думается, что не следует гнаться за количественными показателями. В чем же дело? Если нет прочной базы, а об открытии клуба поторопились объявить, то этим компрометируется хорошая идея. Решили открыть спортивно-технический клуб — надо, чтобы были созданы самые необходимые условия, чтобы молодежь шла к нам, зная, что в клубе можно приобрести технические знания, научиться водить автомобиль, мотоцикл, заняться спортом, сдать нормативы комплекса «Готов к защите Родины». Однако, ничто само собой не приходит. Опыт учит, что жизнь полнокровнее в тех клубах, где вместе со штатными сотрудниками работает общественность. Поделюсь некоторым опытом деятельности спортивнотехнического клуба в Торжке. С помощью обкома ДОСААФ , местных партийных, советских организаций мы получили помещение, оборудовали его,группы для подготовки автомехаников, — говорит начальник Балтийского городского спортивно-технического клуба (Калининградская область) Мария Ивановна ПОБЕРЕЖНИК, — На самостоятельный баланс мы перешли в позапрошлом году. Сразу, как говорится, вздохнули свободнее, хозрасчет помог укрепить материально-техническую базу клуба. Теперь у нас — три машины ГАЗ-51, одна ГАЗ-63 и «Победа». Появилась возможность изыскать средства на капитальный ремонт помещения. Для этого выделили 10 тысяч рублей. Быть рачительным хозяином важно для каждого руководителя спортивно-технического клуба. И значение хозрасчетной подготовки специалистов не следует умалять. Между тем кое-кто склонен считать, что ДОСААФ-де только тем и занимается, что «выколачивает» деньги с населения. Нет, дело обстоит далеко не так. Многие тысячи людей с благодарностью покидают наши курсы, давшие им квалификацию. Нужно вести речь о другом. О том, что хозрасчет — не самоцель. Главное — привлечь как можно больше молодежи к овладению техникой, спорту, оборонно-массовой работе. В последнее время мы стали уделять больше внимания молодежи призывного возраста: обучаем юношей управлять авНУЖДЫ «ГЛУБИНОК» томобилем, мотоциклом, организуем экскурсии по местам боевой славы, в воинские части. От имени дальневосточников Не можем пока похвастаться берет слово председатель соразвитием мотоспорта. А же вета Иманского спортивно-техлающих заниматься много. Д о нического клуба (Приморский УКРЕПЛЯТЬ ХОЗРАСЧЕТ бьемся в ближайшее время, край) Яков Харитонович ПАчтобы наш спортивно-техничеНИКАРОВ. — За три последних года мы ский клуб полностью оправдал — Многие наши клубы, — говорит он, — созданы недавно подготовили более 400 водитесвое назначение — стал очагом технических и расположены вдали от ценлей-профессионалов и около распространения тров, так сказать, в «глубинке». 100 любителей, 120 мотоциклизнаний и организации спортивВ Имане клуб образован, настов. Сейчас набираем две ных встреч. пример, немногим больше года назад. Оснастили его сравнительно неплохо — имеНа состоявшемся в начала года V пленума ЦК ДОСААФ паем 12 автомобилей, оборудорад организациями Общества были поставлены серьезные задаванные классы. В 1965 году чи по улучшению подготовки молодежи к служба в Вооруженных подготовили 97 шоферов-проСилах СССР и по устранению недостатков • работе ДОСААФ. В фессионалов, 72 автолюбителя, решении этих задач немалая роль отводится спортивно-техниче315 мотоциклистов. В основном ским клубам. это молодые люди из близлеУкрепить клубы инициативными кадрами, добиваться, чтобы жащих совхозов, леспромхозов. каждый из них стал подлинным центром спортивной, оборонноО юношах, получивших технимассовой работы среди молодежи — долг республиканских, краеческие специальности в нашем вых, областных и районных комитетов Общества. клубе и затем ушедших слуНадеемся, что разговор, начатый за «Круглым столом» журнажить в Советскую Армию, хола, продолжат руководители комитетов ДОСААФ, члены советов рошо отзывается командоваКлубов, преподаватели, инструкторы, тренеры, спортсмены — ние. Принимаем меры к вовлевсе, кто заинтересован а подъеме оборонно-массовой работы. чению молодежи в технические виды спорта.создав условия для учебной и спортивной работы. Избрали работоспособный совет клуба из 11 человек — в основном из специалистов автомотодела. Они приложили немало сил, чтобы привлечь больше молодежи. В каждой первичной организации Общества также имеются активисты клуба. Первоначально встречи наших общественников с членами ДОСААФ носили пропагандистский. характер. Мы разъясняли населению цели и задачи клуба. Одновременно принимали меры к созданию материально-технической базы, налаживали связи с предприятиями, колхозами, совхозами, комсомолом, профсоюзами. Конечно, клуб лишь набирает темпы. Но думается, что с помощью энтузиастов-общественников удастся сделать его жизнь полнокровной,Но в решении целого ряда вопросов приходится идти, как говорится, ощупью: нет опыта. Ряд трудностей испытываем в методической работе с преподавателями, в подготовке инструкторов, спортивных судей, в организации автомотосоревнований и т. п. Хочется, чтобы актив спортивно-технических клубов чаще обменивался опытом на сборах, на страницах печати, нужно, чтобы издательство ДОСААФ больше выпускало популярных брошюр, обобщающих опыт спортивно-технических клубов. Серьезную нужду мы испытываем в наглядных пособиях, различных плакатах по новинкам советской автомобильной техники и на военно-технические темы. Может быть, в областных, краевых, республиканских центрах они есть, но к нам попадают в последнюю очередь. А ведь задача у всех нас одна: активно нести военнотехнические знания в массы молодежи, воспитывать пламенных патриотов Родины.Запись вели А. Бабышев, И. БуТинКшмонюшнш?