В наши дни автомотоспорт становится спортом миллионов. И совсем юный мотоциклист и опытный водитель садятся за руль, чтобы соревноваться в умении, скорости, точном расчете. Все чаще мы видим авто- и мотоспортсменов на трассах соревнований, мы встречаемся с ними на экранах кино и телевизоров, слушаем по радио сообщения об их выступлениях. Читателям «За рулем» х орошо известны имена правофланговых нашего автомотоспорта, тех, кто одержал замечательные победы на международных и всесоюзных соревнованиях. Но они хотят знать о них больше: к аким путем пришли нынешние чемпионы в спорт, что было наиболее интересным в их спортивной биографии, а главное — как они добились высоких результатов. Идя навстречу пожеланиям читателей, редакция будет систематически предоставлять страницы журнала выдающимся советским спортсменам. В этом номере мы печатаем записанный нашим корреспондентом рассказ чемпиона мира ичем пиона Советского Союза по мотокроссу Виктора Арбекова. В канун нового года вжизни Виктора произошло два важных события: он первым из мотоциклистов был назван среди десяти лучших спортсменов года, и ему присвоили высокое звание заслуженного мастера спорта СССР.ВИКТОР АРБЕКОВ:Меня какчасто спрашивают: научиться хорошо ездить? Увы, н икаких готовых рецептов на этот счет дать нельзя. Но я все же хочу поделиться с читателями некоторыми соображениями, основанными на собственном опыте. Сила мотокроссмена определяется умением на предельной скорости преодолевать различные препятствия. Немалую роль в этом играют природные данные спортсмена: у одного они богаче, у другого беднее. Но, независимо от способностей, каждый может научиться водить мотоцикл так, чтобы без риска совершать прыжки , делать неожиданные повороты, быстро двигаться по пересеченной местности. Конечно, для этого придется не пожалеть ни времени, ни труда. Вы, наверно, не раз видели, к акгонщик еле заметными поворотами корпуса меняет направление движения, почти не сбавляя скорости. Лишь немногие знают, к аким трудом дается такая легкость. Л учшие гонщ ики мира Чижек , Биккерс, Смит, Тибблин отдавали и отдают тренировкам не меньше времени, чем пловцы, легкоатлеты, футболисты. Внешне мотоспорт — шумное, веселое, захватывающее соревнование. Но спросите у мастеров — сколько раз на тренировке приходится им повторять одни и те же движения, технические приемы! Больше того, в современном кроссе трудно рассчитывать на успех, постигнув лишь высшую технику вождения. Из десяти одинаково подготовленных кроссменов побеждает в конце концов тот, кто лучше владеет собой, чьи нервы крепче. Сколько раз мне приходилось наблюдать, к акгонщик проигрывал сопернику, не уступая ему ни в технике, ни втактике . Да что говорить о других! В прошлом я не раз встречался с чемпионом мира 1964 года бельгийцем Робером и всегда уступал ему, уступал потому, что робел перед его авторитетом. Немало времени ушло, прежде чем я смог поверить в себя, в свои силы. Самое трудное, к ак ни странно, это рваться к победе и внутренне оставаться спокойным. Вспоминается мне третий этап прошлогоднего чемпионата мира во Франции. Я настраивал себя только на победу и чувствовал, как внутри закипает спортивная злость. И в то же время я даже не думал о предстоящем поединке с Робером. Как и всегда, бельгиец на первых кругах развил ошеломляющую скорость. Стиснув зубы, собрав, к ак говорят, всю волю в кулак, я бросился преследовать его. И чемпион, обладающий удивительной способностью «осязать» происходящее у него за спиной, понял, что я на этот раз выдержу темп, понял и... стал ошибаться. Мне удалось выиграть этап. Правда, я был впереди Робера всего на полкорпуса машины, но гораздо важнее было другое — я навсегда излечился от робости перед грозным соперником. В минувшем году у меня было много радостных дней — победа в розыгрыше Больших призов Италии, Голландии, ФРГ, Польши, победа в чемпионате мира (золотую медаль мне вручали в Париже, на конгрессе ФИМ ) , и все же ни разу это чувство победы не было таким острым, к акв тот день,«У советских спортсменов есть все для того , ч тобы выигрывать мировые первенства»когда я понял, что могу одолеть Робера. Мотокросс требует силы и ловкости, скоростной выносливости, он в полном смысле слова атлетичен. И жаль, что многие кроссмены пренебрегают физической подготовкой. Они заранее обрекают себя на неудачу. Я тренируюсь не только на кроссовых трассах — играю в футбол, водное поло, баскетбол, занимаюсь плаванием и тяжелой атлетикой. При весе в 80 килограммов свободно толкаю 100-килограммовую штангу. Занятия этими видами спорта не просто полезны. Для меня это еще и разрядка, приятное времяпровождение. Несколько слов о том, что чаще всего интересует юных любителей спорта. Как я стал мотогонщиком? Мне шел десятый год, когда я впервые оказался в седле мотоцикла. Случилось это так. В Подольске по соседству с нами жил молодой гонщик Юрий Комаров. Както он посадил меня на мотоцикл и пустил с горки, не заводя двигателя. От радости захватило дух. С этого дня я решил во чтобы то ни стало научиться водить мотоцикл. После уроков я бежал из школы в Подольский автомотоклуб ДОСААФ и там чем мог помогал спортсменам: мыл мотоциклы, подавал ключи, открывал ворота. За это мне разрешали сделать несколько кругов по двору на чьейнибудь машине, т ак было почти каждый день. Со временем я научился водить мотоцикл, разбираться в его устройстве. Юрий Комаров, которому я многим обязан и который сделал из меня спортсмена, стал брать меня на тренировки. В 1956 году яуже стартовал в первенстве Подольска. Правда,было мне тогда 14 лет, и официально участвовать в соревнованиях я не мог, но Комаров помог мне и здесь. Потом я старался не пропускать ни одного соревнования. Два раза выигрывал первенство страны среди юношей, побеждал в московских и республиканских кроссах. Но настоящее мастерство пришло позже, когда я попал в дружный коллектив ЦСКА, где не прощают слабостей, где учат трудиться и побеждать. Моим тренерам, моим товарищам по команде я во многом обязан тем, что смог завоевать звание чемпиона мира. Я всегда и везде ощущал поддержку наших болельщиков мотоспорта, горячо желавших мне успеха на трассах чемпионата. И конечно, я глубоко благодарен нашим чешским друзьям, создавшим прекрасный кроссовый мотоцикл «Чезет», на котором выступали советские гонщикии многие другие сильнейшие участники чемпионата мира. Мне думается, сейчас у советских спортсменов есть все для того, чтобы , выигрывать мировые первенства. Немало молодых талантов выдвинула III Всесоюзная спартакиада по техническим видам спорта, все больше и больше юношей приходит внаш мотоспорт. Я знаю: многие из них мечтают стать чемпионами мира, и это отрадно. А пока надо взбираться по нелегким! ступенькам спортивного мастерства, набираться опыта, одним словом, упорно учиться. Сейчас я служу в рядах Советской Армии и тоже продолжаю учиться. В наше время без серьезных знаний невозможно овладеть техникой.•20-