ЧЕМПИОНАТЫ ЗАВОДОВТехнические итоги первенства мира 1965 года по автомобильным и мотоциклетным гонкам| ервенство мира, как и всегда, I разыгрывалось для гоночных i автомобилей формулы I. Сощг стязания прошли под знаком ^=™превосходства английского завода «Лотос» и его гонщика Д. Кларка, ставшего чемпионом мира. «Лотос» первенствовал в шести этапах из десяти. Однако анализ конструкции гоночных автомобилей формулы Iи их динамических качеств дает основание считать, что результат чемпионата определился скорее мастерством гонщика, чем конструктивным превосходством автомобиля. Все современные гоночные автомобили выполнены по одной компоновочной схеме и обладают приблизительно одинаковыми эксплуатационными качествами. В 1965 году основными конкурентами «Лотоса» были английские БРМ, «Купер», «Брэбхэм», итальянская машина «Феррари» и японская «Хонда». Автомобили всех этих марок имеют узкий одноместный кузов, восьмицилиндровый, а последние два — двенадцатицилиндровый двигатель центральной установки, независимую подвеску передних колес на поперечных рычагах и задних — на продольных и поперечных, коробку передач, расположенную за задней осью, и топливный бак в центральной части кузова. Максимальная скорость их достигает 280—285 км/час. Тем не менее гоночные автомобили различных заводов существенно различаются в деталях. Конструкторы непрерывно ищут резервы скорости, и небезрезультатно. В истекшем году средние скорости увеличились на многих традиционных гоночных трассах. Если рассмотреть развитие внешней формы гоночных автомобилей, то нетрудно заметить, что в последнее время больше внимания уделялось уменьшению лобовой площади, а не обтекаемости кузова. Значительно упростилась форма задней части кузова: у многих автомобилей 1965 года силовой агрегат и трансмиссия прикрыты сверху капотом, а с боков, снизу, за сиденьем гонщика никаких кузовных деталей нет. Из двигателей, применявшихся в прошедшем сезоне, лучшие результаты показали V-образные восьмицилиндровые. А вот «Феррари-512» с двенадцатицилиндровым оппозитным двигателем и «Хонда V-12» оказались менее надежными и не подтвердили своих теоретических преимуществ. Кстати, двигатель I ,I Я «Хонда» был самым мощным — 230 л. с. Но этот японский автомобиль тяжелее европейских, у него недостаточно загружена ведущая ось, и потому ходовые качества оставляют желать лучшего. Рост средних скоростей в известной мере объясняется дальнейшей форсировкой двигателей. Двигатель V-8 «Ковентри-Клаймакс», установленный на автомобилях «Лотос», был снабжен четырехклапанными головками цилиндров. Это позволило повысить скоростной режим работы на 1250 об/мин и поднять мощность до 213 л. с. при 10500 об/мин. Та же фирма выпустила совершенно новый шестнадцатицилиндровый (54,1 XX 40,64 мм) двигатель рабочим объемом 1,5 л. Клапаны в полусферических камерах сгорания управляются двумя верхними распределительными валами. Коленчатый вал состоит из двух половин. В месте их соединения находится шестерня, передающая вращение распределительным валам и всем вспомогательным механизмам, а также ведущему валу трансмиссии. Такое устройство препятствует возникновению опасных крутильных колебаний в коленчатом и распределительных валах. Питание осуществляется впрыском бензина во впускные патрубки посредством дозаторов-распределителей. Система зажигания—транзисторная без механических прерывателей. Мощность двигателя — 240 л. с. при 12000 об/мин, вес — 147 кг. Работая над созданием наиболее компактного двигателя, позволяющего сократить лобовую площадь кузова, заводские конструкторы исследовали различные V-образные варианты, но отклонили их и остановились на оппозитном расположении цилиндров. Возможно, этот двигатель будет приспособлен к работе с наддувом для установки на автомобиль формулы I 1966 года. Дальнейшее распространение получили системы питания с впрыском бензина во впускные патрубки. Так, завод «Феррари» отказался от непосредственного впрыска бензина в камеры сгорания на своем новом двигателе в пользу системы «Лукас» с впрыском в патрубки. На «Хонде» топливо впрыскивается непрерывно, а не цикловыми дозами, как на всех европейских моторах. На V-образных двигателях с впрыском бензина теперь часто по-новому располагают газовые каналы в головках блока. Форсировка двигателей неизбежно приводит к сужению рабочего диапазона чисел оборотов. Поэтому конструкторы увеличивают число передач вДвухтактный двухцилиндровый двигатель гоночного мотоцикла «Ямаха» (125 смз). трансмиссии до шести-семи. Для высокофорсированного двигателя важно поддерживать почти постоянное число оборотов, а это требует трансмиссии с прогрессивно изменяющимся передаточным отношением. По-видимому, появление таких трансмиссий на гоночных автомобилях — дело недалекого будущего, тем более что формула I на 1966 год приведет к более мощным двигателям. Автоматическая трансмиссия может заметно улучшить динамику автомобиля. Кроме того, гонщику не нужно будет переключать передачи, и он сможет все внимание сконцентрировать, на управлении автомобилем. Продолжалось дальнейшее усовершенствование гоночных шин. Так, у шины «Денлоп» Р7 нового типа увеличена площадь контакта с дорогой. Важную роль играет выбор состава резины для протектора. Прежде гоночные шины выпускались в отдельных модификациях для мокрого и для сухого шоссе. Протектор с хорошим сцеплением на мокрой дороге быстро изнашивался при езде по сухой, а протекторы с высокой износостойкостью не обеспечивали хорошего сцепления при непогоде. Теперь найден рецепт «универсального» состава, пригодного для любой дороги. В этом году можно ожидать дальнейшего увеличения быстроходности гоночных автомобилей формулы I, поскольку мощность их двигателей рабочим объемом 1,5 л (с наддувом) или 3л (без наддува) будет приблизительно вдвое больше, чем у двигателей прежней полуторалитровой формулы.* * *Ш ее тнадцатицилиндровый гоночный двигатель «КовентриКлаймакс» (1,5 л). Вверху: гоночный автомобиль «Лотос» (формула I).В прошедшем сезоне борьба за первенство мира в кольцевых мотоциклетных гонках протекала с большим упорством: в двух классах из шести чемпион определился только в- последней (тринадцатой) гонке — на Большой приз Японии. Здесь, как и на других этапах чемпионата, лучшие результаты были показаны на японских мотоциклах. В классе 50 см 3 превосходство «Суэуки» и «Хонды» было настолько вели-26