16
17
18
О зачистке контактовПока еще эту операцию приходится делать, несмотря на манящую и уже реальную перспективу электронного зажигания, где разгруженные от сильного тока контакты прерывателя практически не будут подгорать. Но и старая система работает надежно. В последнее время установлено, что в излишне частой зачистке мало пользыбыстрее изнашиваются контакты. Браться за них нужно тогда, когда значительно подгорели рабочие поверхности и на них различаются бугорок и раковина. Контакты лучше зачищать на мелком абразивном камне, предварительно сняв рычажок прерывателя и стойку. Не следует при этом до конца выводить углубление — достаточно достичь образования плоского кольца на одном контакте и удалить бугорок на другом. Важно лишь, чтобы контакты хорошо прилегали один к другому. Для проверки можно воспользоваться амперметром: при замкнутых контактах прерывателя его стрелка заметно отклоняется влево и резко колеблется при поворачивании вала двигателя. Этим приемом удобно пользоваться после зачистки «на ходу», когда между контактами остаются незаметные для глаза абразивные частицы и двигатель не удается пустить. Чтобы не тратить лишнее время, стоит во время пуска взглянуть на амперметр: если стрелка неподвижна — надо еще очищать. Кстати, оставшиеся после зачистки частицы можно выдуть насосом, надев наконечник. Не следует применять для подчистки монеты —• остающийся на поверхности контактов металл вызывает их обгорание. Для протирки контактов лучше выбирать такую ткань, которая не оставляет волокон. И последнее: устанавливая или проверяя зазор при слабой освещенности (когда распределитель находится на двигателе), полезно подложить под контакты бумажку.ЗАСЕДАНИЕДВАДЦАТЬВОСЬМОЕАпрель — горячая для автомобилистов пора: и подготовка к техосмотру, и общая подготовка машины к летнему сезону. Не секрет, что настоящий автолюбитель хочет все сделать сам. Интересно. К тому же , если покопаешься, сделаешь все тщательно — лучше узнаешь машину, состояние ее оборудования. На сегодняшнем заседании — обмен опытом подготовки систем питания и электрооборудования. Надеемся, кое-что (пригодится автолюбителям, а кое-что натолкнет на мысль прислать в «Клуб» свои предложения.А теперь — «ближе к делу» — советы инженера В. Е. ТАБАКОВА.течи (при неработающем двигателе) и пузырей (при работе) — признаки исправности отстойника. Следует оговориться. Если в местах соединений магистрали «бензиновый бак — насос» образовались неплотности (подсос воздуха), пузыри можно увидеть также через стекло колпачка отстойника, только они будут выходить не из-под краев стакана, а из входного канала. Во всех случаях, когда надо устранить течь бензина, не лишне вспомнить об обыкновенном мыле, оно не растворяется бензином и служит надежно. Хорошо помогает намыливание ниток, употребляемых для подмотки неисправных штуцерных соединений системы питания (как временная мера, конечно). Здесь мыло не только препятствует течи, но служит и смазкой, не давая нитке закручиваться и разрываться. Кстати, нитку надо наматывать в направлении по ходу вращения затягивающей детали. Тогда конец нитки не нужно закреплять. И последнее (мыло «напомнило»): бывает, что в дороге «прохудится» бензобак или старая канистра и бензин течет тоненькой струйкой. Можно выйти из положения так. Найти обойный шуруп, подмотать под его головку (обязательно по ходу) любую намыленную нитку и ввернуть его в отверстие. Возможно, потребуется перед этим увеличить отверстие. вертывается блок жиклеров. Поэтому ив автохозяйствах ив любительских гаражах скопилось немало бездействующих карбюраторов. Однако блок жиклеров можно вывернуть, применив слесарный прием—осадку резьбы. Об этом стоит поговорить, ибо один вывернутый блок жиклеровэто все равно что приобретенный без покупки карбюратор. В крупных автохозяйствах изготовляются специальные приспособления. Это обычно — винт в направляющей с лопаткой на конце и резьбой 2М18Х1 , как у блока. Самое коварное в поведении блока жиклеров в том, что почти всегда его удается стронуть и он «идет», а затем где-то останавливается, заедает, отвертка начинает соскакивать, а при большой настойчивости разбивается шлицевая канавка блока. Давайте же сначала вывернем блок, а затем разберемся. Если делать это без тисков — лучше стронуть его, когда карбюратор еще на месте (как в тисках), разумеется, отвернув сначала пробку с регулировочной иглой и осторожно вставив большую отвертку так, чтобы ее ось была как бы продолжением оси гнезда корпуса с блоком жиклеров. Операцию продолжаем на снятом карбюраторе. Когда блок остановится, надо его осадить, вставив в гнездо круглый металлический пруток (лучше алюминиевый или латунный) с ровным гладким торцом, диаметром примерно 15 мм. Теперь — удар молотком, и блок легко поворачивается на какой-то угол. Затем снова осаживаем и еще поворачиваем. Операция занимает несколько минут, и карбюратор возвращается в строй. В чем же дело? Начнем с того, что объяснение «от изменений температуры корпус карбюратора деформируется», которое иногда можно встретить, мало* убедительно. Интересно вот что: чаще блок заедает в конце, не доходя шесть-Очистка отстойникаПосле «зимней спячки» автомобиля каждый стремится почистить отстойник. Сняли стеклянный колпачок («стакан»), осторожно' извлекли прокладку. Лучше это. делать заостренной плоской деревянной палочкой. Пробковую прокладку имеет смысл распарить. После этого постараемся удалить грязь из корпуса отстойника. Пустяк — но неудобно. М е ­ шают и буртик и многочисленные «закоулки». «Проблема» решается просто: надо палочкой соскрести грязь и выдуть ее насосом сильными и резкими толчками. Не следует излишне затягивать колпачок — это сокращает срок службы прокладки. Проверка: отсутствиеКарбюратор К-22 бесплатноПосле бензонасоса сам «напрашивается» карбюратор. Почему речь пойдет о К-22? Пожалуй, карбюраторов К-22 намного больше, чем других. Семейство К-22 (от «А» до «Р») уже выпускается и служит 20 лет на «Победах», ГАЗах, «Волгах», УАЗах, Среди очень немногих недостатков у К-22 есть «ахиллесова пята» —- не вы•16' семь ниток до торца гнезда (всякие соринки в расчет не принимаются — их мы удаляем), что соответствует количеству ниток завинчиваемой в этом месте стальной пробки. При чрезмерной затяжке пробка немного сдвигает эти крайние несколько ниток мягкого металла гнезда. Из-за этого расстояние между сдвинутой и целой нитками Гнезда увеличивается — становится больше шаг резьбы. Вот с этой-то нитки начиная и дальше блок жиклеров «не хочет идти». Вывод прост. Пробку не следует излишне затягивать, а только с усилием, необходимым для предупреждения течи. Кстати, и прокладка дольше прослужит.Еще «болезнь» К-22При замкнутой системе вентиляции картера часто засмоляются два воздушных жиклера системы холостого хода, запрессованные в корпус поплавковой камеры. К ним можно добраться, сняв крышку поплавковой камеры. Теперь остается удалить смолообразования при помощи ацетона или растворителя. Чтобы снять крышку, приходится снимать весь карбюратор, отсоединять целую систему трубок, тросов и деталей управления. И все из-за одного винта (Мб) из двух завернутых снизу вверх. Если вместо этого (левого по ходу) при очередной сборке карбюратора поставить болт Мб с небольшой головкой — тогда можно, не снимая карбюратора, легко наладить холостой ход. Заметим, что чистить эти жиклеры приходится много чаще, чем весь карбюратор. Из-за одного пустяка в холодное время часто возникают немалые трудности с пуском двигателя. Дело в том, что, закрепляя конец оболочки троса привода воздушной заслонки в ее кронштейне, иногда оставляют настолько длинный конец оболочки, что в него упирается конец вильчатого рычага, в котором закрепляется конец тяги. Это не дает возможности заслонке прикрыться полностью.статочно прогретом (или непрогретом) двигателе, если это необходимо. Кстати следует заметить, что «длинные километры», которые мы теряем за один холодный пуск (согласно укоренившемуся за много, лёт мнению), не так уж длинны: в последнее время можно услышать цифру «15—20 процентов» — вот насколько больше износы двигателя при холодных пусках. И еще: многочисленными исследованиями точно... не установлено, когда больше износ — при длительном прогреве без нагрузки или при быстром с нагрузкой. А раз так, многие могут решить, что гораздо разумнее сократить всю процедуру. Так вот, чтобы двигаться на «недогретом» двигателе, не нужно вытягивать манетку подсоса до конца. Это можно сделать только при пуске во время сильных морозов и то, как только двигатель начнет работать, сразу же вдвинуть ее обратно, примерно на половину хода. Обычно ее и вытягивать достаточно на эти же полхода — вильчатый рычаг полностью освободит рычажок оси воздушной заслонки, и «автоматика» начнет действовать.Генератор без загадокСнимать »1 ставить генератор — дело довольно хлопотливое, и, конечно, каждому хочется после ремонта или профилактики проверить генератор перед установкой его на место. в «домашних» условиях проще всего проверить генератор на вращение, превратив его в электродвигатель. К сожалению, этот способ насколько прост, настолько и обманчив: часто вращающийся (и довольно резко) генератор после установки не работает. Дело может быть ив якоре, и в качестве прилегания щеток, и в неисправностях обмотки возбуждения. Для полной гарантии можно рекомендовать следующий способ проверки. Подключенный под напряжение исправный генератор вместе с обмоткой возбуждения (замкнуты между собой клеммы «Я» и «Ш») должен легко, уверенно и равномерно, но не быстро вращаться. Остановить его, притормаживая одним пальцем шкив, трудно. Далее убираем проводник с вывода обмотки возбуждения (клеммы «Ш») — и генератор должен резко увеличить скорость вращения. При небольших погрешностях вращение может усилиться, а потом замедлится вплоть до остановки. Нужно попробовать добиться ускоренного вращения частыми касаниями проводника к клемме «Ш». Если это удается — генератор можно смело ставить на место. Если потребляемый вращающимся генератором ток контролировать амперметром, то он должен быть не более 5—6а (с включенной обмоткой возбуждения) при равномерном вращении якоря со скоростью 500—700 об/мин, а при отключении обмотки возбуждения ток должен скачком увеличиваться.Карбюратор и генераторИногда кронштейн генератора ломается от давнишних трещин, образовавшихся от длительной тряски двигателя из-за плохой работы карбюратора на «холостом ходу», да еще при езде в городе с частыми остановками. Но и при хорошей работе двигателя генератор надо надежно закрепить. Нижние болты лучше окончательно затягивать после того, как установлено положение генератора — натяжение ремня. То есть, при слегка затянутых нижних болтах установить положение генератора, затянуть болт регулировочной лланкн, а затем уже накрепко затянуть нижние болты. Существует и другая практика: сначала затянуть нижние болты ив таком положении отклонять генератор. Может быть, так удобнее устанавливать натяжение ремня (об этом мы поговорим особо) — генератор не отходит назад. Но ведь цель — не удобство операции, а корошие результаты. Если перемещать генератор «туда и сюда» при затянутых-болтах, как нам мажется, плотность соединения ухудшается. Слабый ремень много не испортит, но ив покое не оставит. К примеру, «закапризничал» генератор: то есть зарядка, то — нет. При проверке неисправностей в нем не обнаружится. Сколько было таких «загадок» и как просто они решались — стоило всего лишь подтянуть ремень. Поведение генератора при этом характерное: вначале зарядный ток нормальный, но при увеличении числа оборотов — он уменьшается почти до нуля. А если ремень перетянут? — Он быстро износится. Нелегко при этом приходится и подшипникам генератора и водяного насоса. Это намного укорачивает их жизнь. Короче, не проще ли натягивать ремень, проверяя самое силу^ трения? Например: покачивая рукой лопасть вентилятора, одновременно натягивать ремень, пока не прекратится проскальзывание шкива. Пожалуй, это и есть необходимое натяжение. И проверка проста: покачать лопасть — если не проскальзывает, можно не трогать.Неиспользуемые возможностиВ приводе воздушной заслонки К-22 есть маленькая хитрость. Вытягивая на себя манетку, мы не прикрываем самое заслонку, а только освобождаем местодаем возможность пружине ее прикрыть. Эта пружина, действующая на ось заслонки, стремится удержать ее в закрытом положении. Ось заслонки заметно смещена от середины, из-за чего образуются две очень неравные по площади части. Если заслонка в закрытом положении удерживается только силой пружины, то при работе двигателя она приоткрывается воздушным потоком (разные давления по обе стороны оси) и занимает какое-то оптимальное для данного режима положение; необходимый состав горючей смеси при этом поддерживается автоматически. При увеличении числа оборотов коленчатого вала, когда усиливается напор потока входящего в карбюратор воздуха, воздушная заслонка приоткрывается больше, предотвращая переобогащение. Такое устройство позволяет без «выстрелов» и «чиханий» двигаться на недоСнятие проводов с батарейНаконечники проводов на выводных штырях аккумулятора не следует сильно затягивать: от этого часть свинца выдавливается между губками наконечника, и его будет трудно снять с конуса, так как не удастся повернуть. Если наконечник засел очень уж крепко, надо совсем вынуть стяжной болт. Между прочим, продукты окисления, препятствующие отвертыванию гайки, легко растворяются в обыкновенной воде—достаточно воспользоваться мокрой тряпкой. В тяжелых случаях полезно квадратную головку болта поддерживать исправным рожковым ключом. Когда болт вынут, вставляем в «зев» наконечника отвертку и, слегка нажимая, стараемся развести концы и одновременно повернуть на штыре наконечник. После нескольких осторожных попыток наконечник сдвинется и сойдет вверх. В данном случае полезно вспомнить слова из басни Крылова «А дуги гнут с терпеньем и не вдруг». Впрочем, автолюбитель может взять их и вообще на вооружение.•17- «ЗАПОРОЖЕЦ»работались кольца и зеркало цилиндров. В силу специфики конструкции двигателя и особенностей самого масла через некоторое время оно темнеет. Однако это не считается признаком непригодности, если отсутствуют признаки неисправности двигателя, например повышенное дымление через сапун. Не так давно появилось в продаже новое масло АС-8. И результаты испытаний двигателя МеМЗ на масле АС-8 позволяют нам рекомендовать его как Деловито жужжат на дорогах маленьосновную зимнюю смазку. В холодное контактами прерывателя и между элеккие, ю ркие « З апорожцы » . С каждым говремя известный эффект дает применетродами свечи. После проверки и необдом их становится все больше. Что и гоние масла АКЗп-10: оно позволяет пуходимых регулировок пускают и хорошо ворить, приятно путешествовать на автомобиле. Но вот случилось непредвиденскать двигатель при температуре до мипрогревают двигатель. А уже затем реное — м ашина остановилась впути . Вланус 20 градусов без подогрева. А летом гулируют работу его на малых обороделец ее лезет в моторный отсек, пыпри пониженном давлении в системе тах. Эта регулировка тоже существенно таясь установить причину неисправности. смазки двигателя можно использовать влияет на пусковые качества двигателя. Вопросов в процессе эксплуатацииу масла МК-16 и МС-14. автолюбителей возникает масса. Мы наМожно ли, слегка уменьшив диаметры деемся, что советы инженераЗапорож ­ Пользоваться маслом СУ совершенно ского автомобильного завода Л . Г. СПЕКкоренных и шатунных шеек коленчатого недопустимо — это неизбежно приведет TOPOBA помогут владельцам самых мавала, установить вкладыши от двигателя к аварии двигателя. И первым признал еньких автомобилей быстрее ставить «Москвича-402»? «диагноз заболевания» и применять верком ее будет низкое давление масла. ные средства «лечения». Выплавление вкладышей коленчатого ваs Некоторые водители «Запорожца» ла — вот в чем причина. Если не прекрапытаются таким способом продлить тить эксплуатации двигателя, возможны жизнь двигателя. Но он очень плох. еще более тяжелые последствия — обНередко, даже в теплую погоду, быДело в том, что по целому ряду причин рыв шатуна, пробивание картера двигавает трудно пустить двигатель. Отчего уменьшать диаметр коренных и шатунтеля и т. д. это зависит? ных шеек у коленчатого вала двигателя Автомобиль имеет два глушителя. Из МеМЗ-965 — значит заведомо сломать одного постоянно идет дым. В чем приЧаще всего дело заключается в вал. чина? отсутствии компрессии. Обычно это В двигателях МеМЗ-965 и МеМЗ-966 случается, когда после большого пробеприменены тонкостенные шатунные га автомобиля сильно изнашиваются До недавнего времени выпускались вкладыши со свинцовисто-бронзовой закольца. Теряется компрессия и при автомобили с двигателем, каждая ливкой вместо обычных баббита и олосхождении замков колец, и при пригопара цилиндров которого имела свой вянистой бронзы. Дело здесь не в прирании самих колец в канавках. глушитель. Дымление указывает на хоти конструкторов, а в необходимости, В последнем случае потере компреснеисправность в соответствующей групвызванной повышенными удельными насии сопутствует прорыв газов в картер, пе цилиндров. Специалисту вид дыма грузками на шатунные шейки. Именно а через него — в сапун. Неопытные воможет сказать о причине дымления. Сиэто и повышенная тепловая напряжендители, не обнаружив вовремя дефект, зый дым — свидетельство сгорания ность, присущая двигателям воздушного продолжают эксплуатировать машину. масла, то есть износов или неисправноохлаждения, привели к применению не А это, в свою очередь, может привести стей в цилиндро-поршневой и клапанавтотракторных, а дизельных масел. к задиру поршня. Значительное уменьных группах, Черный густой коптящий Установка же вкладышей от двигатешение зазора в паре цилиндр — пордым говорит о неполном сгорании топля «Москвич-402» с совершенно другим шень вызывает стук поршня в верхней и лива, обогащении смеси. Если дымление материалом заливки на «Запорожец» нижней мертвых точках. В подобной сисвязано с увеличенным расходом масла, приведет к их вымыванию и выплавлетуации следует принимать единственное причина может быть в износе поршнению. И в конце концов произойдет аварешение — менять все вышедшие из вых колец, поршнейТ цилиндров, направрия. строя детали, а после этого обкатывать ляющих клапанов. Такое дымление буКакое давление и какой расход масла двигатель. дет постоянным, оно не уменьшается св системе смазки двигателя «Запорожпрогревом двигателя. Но существует еще целый ряд более ца» считается нормальным? Какие мас«безобидных» причин, из-за которых Переобогащение смеси возможно тогла дают наилучшие результаты при эксда, когда не отрегулирован карбюратор. двигатель будет плохо пускаться. Одна плуатации двигателя? из них — неправильная регулировка заДымление в этом случае будет измезоров в клапанах. Уменьшение или же няться на различных режимах работы В «Руководстве по эксплуатации и полное отсутствие зазоров приводит к двигателя. Эту неисправность можно ремонту», которое прилагается к автотому, что клапаны полностью не закрыустранить регулировками. Дымление с мобилю, написано: «Давление масла при ваются. Как результат — отсутствие одной стороны, если причина в переобооборотах коленчатого вала 3000 об/мин и компрессии. В этом случае будут слышгащении смеси, говорит ио неравномертемпературе масла 80 градусов должно ны «выстрелы» в глушителе (если нет заности распределения смеси по цилиндбыть щ менее 1,2 кг/см*». зора в выпускном клапане) или в каррам. Оно частично устраняется регулиНа малых оборотах коленчатого вала бюраторе (если зазор отсутствует во ровкой карбюратора. На холостых ободавление в системе смазки не должно впускном клапане). Клапаны надо отреротах оно естественно для двигателей падать ниже 0,4 кг/см* (датчик аварийногулировать в соответствии с инструкМеМЗ. го давления масла ММ-102 срабатывает цией. при падении давления до 0,4—0,7 кг/см*), Обеднение смеси — также причина Как закрепить болты крепления полуи лампочка аварийного давления гореть плохого пуска двигателя. Надо обязаосей? не должна. тельно продуть все жиклеры и отрегуОсобенности теплового режима двигалировать уровень топлива в поплавкоНа автомобилях прошлых выпутелей воздушного охлаждения, к котовой камере карбюратора. Затем просков нередко отворачивались на ходу рым относятся и двигатели МеМЗ , — в верьте и при необходимости отрегулиболты крепления полуосей. Устранить повышенном тепловом и нагрузочном руйте установку зажигания. Важно и то, дефект просто: под болты следует порежимах. Это вызывает несколько почтобы правильными были зазоры между ставить новые пружинные шайбы. Затем вышенный, по сравнению с двигателями надо очень плотно затянуть болты. М о ­ водяного охлаждения, расход масла. У мент затяжки 5,5—6 кгм. некоторых двигателей он достигает 200 ги даже больше на 100 км пробега. Это Сейчас конструкторы учли эту недораобъясняется не всегда достаточно высоботку и увеличили диаметр болта до ким качеством поршневых колец. Увели10 мм. Если есть такая возможность, ченный расход масла у новых автомобипересверлите отверстия и сделайте резьлей — явление нормальное, пока не при- бу на М10 во фланцах полуоси.В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ•18-