18
19
Покажи мне кузов — и я узнаю, в каком состоянии твоя машина. Так мог бы перефразировать старую восточную пословицу автолюбитель. Ухоженная машина и выглядит отлично. Запущенный же автомобиль и вида не имеет, и отказать может в любой момент. Кузов — самая дорогая часть легкового автомобиля, и ухаживать за ним, за его красочным покрытием нужно сразу же, с первых дней. Но... поначалу все блестит, настроение — приподнятое. Заглянуть в инструкцию и то не хочется. А надо! Восстанавливать кузов трудно и накладно. Гораздо легчеего сохранить. О том, как это делается, и пойдет речь в наших беседах. На заседаниях «Клуба» выступит старый автомобилист, ремонтировавший еще в тридцатых годах первые «газики», автор книг по вопросам окраски и ремонта кузовов кандидат технических наук Анатолий Моисеевич КАЦ. Сегодня он расскажет о покрытии и правилах ухода за ним. Последующие беседы будут посвящены операциям подготовки кузова (выколотка, рихтовка, сварочные работы) и поверхностей к окраске, способам ее нанесения, технологии восстановления различных покрытий.•••ЛАКОКРАСОЧНОЕ ПОКРЫТИЕ АВТОМОБИЛЯ И УХОД ЗА НИММеталлический кузов автомобиля, подвергающийся в процессе эксплуатации воздействию солнечной радиации, жары и холода, ветра и пыли, дождя и влаги, абразивов, поднимаемых с полотна дороги (брызги, содержащие растворы солей, гравий и др.), нуждается в надежной защите от разрушающего действия внешней среды. Такой защитой служит лакокрасочное покрытие, которое наносят на поверхность кузова и оперения автомобиля. Оно предохраняет их от коррозии и одновременно придает автомобилю красивый внешний вид. К лакокрасочному покрытию предъявляются высокие требования: необходимо, чтобы пленка краски хорошо прилипала к окрашиваемой поверхности, обладала стойкостью к воздействию внешней среды и механической прочностью. Эти качества достигаются применением соответствующих лакокрасочных материалов и соблюдением определенного порядка при окраске автомобиля. с последующими, наносимыми на него, слоями. Этот слой называется грунтом. Для грунтования применяются материалы, которые обеспечивают прочный антикоррозийный (водонепроницаемый) слой непосредственно на металле, хорошо прилипающие к нему и обладающие достаточной сцепляемостью с материалами, наносимыми на загрунтованную поверхность. _, Поскольку поверхности, подлежащие окраске, обычно имеют шероховатости, риски и другие неровности, после грунтования их выравнивают шпаклевкой. Применяемые для этой цели шпаклевки должны прочно сцепляться с грунтовочным слоем ис последующими слоями покрытия, а высохший слой шпаклевки должен быть твердым (надрезываться ножом с большим трудом, не иметь пузырей и волосяных трещин). От слоя шпаклевки требуется также, чтобы он хорошо шлифовался, но не набухал и не выкрашивался под действием воды при мокром шлифовании. На загрунтованную и зашпаклеванную поверхность кузова наносят внешние слои краски. Эти слои называют покрывными, а количество их зависит от марки применяемых материалов, от способа их нанесения и от заданной толщины лакокрасочной пленки. Покрывные слои эмали должны быть стойкими против действия окружающей среды, обладать механической прочностью, выдерживать кратковременное воздействие масла и бензина и придавать автомобилю необходимый Цвет.Родословная автомобильных красокЛакокрасочные материалы изготовляют из различных компонентов, основными из которых являются смолы или асфальты в смеси с высыхающими маслами или эфиры целлюлозы. Эти вещества после нанесения на окрашиваемую поверхность и высыхания образуют защитную пленку и, кроме того, связывают порошкообразные частицы (пигменты), входящие в состав краски. Поэтому их называют пленкообразующими или связующими. В лакокрасочных материалах, применяемых при окраске автомобилей, в качестве пленкообразователей широко используются алкидные смолы, различные синтетические смолы (меламино-формальдегидные и др.) и нитроцеллюлозы. Эти пленкообразователи обладают блеском, способностью быстро высыхать и хорошо прилипать. Эфироцеллюлозные пленкообразующие вещества получают в результате обработки смесью азотной и серной кислот древесины или древесных очесов, содрежащих в своем составе целлюлозу. Чтобы придать нитроцеллюлозной пленке эластичность, однородность, свето- и теплостойкость, в ее состав вводят льняное или касторовое масло, эфиры фосфорной или фталевой кислот. Эти вещества называют пластификаторами (мягчителями). Однако пленкообразователи в чистомТрио: грунт, шпаклевка, краскаЛакокрасочное покрытие состоит из нескольких слоев, каждый из которых обладает определенными техническими свойствами и выполняет свою роль. Первый слой должен хорошо сцепляться с окрашиваемой поверхностью иЗАСЕДАНИЕДВАДЦАТЬДЕВЯТОЕ виде для нанесения покрытий не применяют. Чтобы придать, пленке краски определенный цвет, «укрывистость» (способность краски при нанесении делать невидимым цвет окрашиваемой поверхности) и атмосферостойкость, в пленкообразующее вещество вводят сухие краски — пигменты. Пигменты не растворяются в воде, растворителях и пленкообразующих веществах. В состав красок, применяемых для окраски автомобилей, чаще всего включают следующие пигменты: белые — цинковые и титановые белила, литопон; желтые — охру, цинковый и свинцовый кроны; красные — мумию, железный сурик, свинцовый сурик, органические и синтетические пигменты; синие —• ультрамарин, лазурь, органические пигменты; зеленые — хромовую и цинковую зелень; коричневые — умбру; черные — сажу. Для удешевления лакокрасочных материалов часть пигментов заменяют наполнителями (мелом, тальком, каолином и др.). В состав лакокрасочного материала вводят растворители. Они растворяют смолы и лаковую основу, обеспечивают такую вязкость, при которой краски можно наносить тонким слоем, Чтобы , ускорить сушку, в состав некоторых лакокрасочных материалов включают также сиккативы.Автомобильные краски — это эмалиВ зависимости от состава пленкообразующих веществ лакокрасочные материалы бывают масляными, смоляными и эфироцеллюлоэными. Масляные краски для окраски автомобилей не применяются, так как их механические качества невысоки, они медленно высыхают, набухают в воде и бензине, имеют мягкую пленку. Их нельзя шлифовать, и полировать. При растворении пленкообразующих веществ органическими растворителями получают лаки га при введении в лаки пигментов — эмалевые краски, или эмали. В зависимости от типа лака, на котором изготовлена эмаль, различают эмали нитроцеллюлоэные, меламиноалкидные и другие. Нитроцеллюлоза представляет собой смесь сложных эфиров целлюлозы с азотной кислотой. Глифталевые эмали изготовляют на основе алкидных смол. Материалы, которые получают совмещением алкидных смол с другими пленкообразующими (например, меламиноформальдегидными смолами), условно называют синтетическими. Эмалевая краска на смоляной основе обладает хорошим естественным блеском и не требует полировки. По признаку высыхания эмалевые краски подразделяют на эмали горячей сушки, которые высыхают только при высоких температурах (110 градусов и выше) и эмали холодной сушки, которые высыхают и при естественной температуре окружающей среды (1823 градуса). К последним относятся нитроэмали. Синтетические "и глифталевые эмали являются эмалями горячей сушки. Выпускаемые в последние годы нашей промышленностью автомобили окрашены синтетическими эмалями. Находящиеся еще в эксплуатации автомобили М-20 «Победа», а также «Чайка» и ЗИЛ-111 окрашены нитроэмалями, автомобили «Москвич», выпущенные до 1956 года, — глифталевыми эмалями. Нитроэмалевые покрытия отличаются твердостью, эластичностью, удовлетворительной атмосферостойкостью и стойкостью к кратковременному воздействию бензина и масла. Однако они имеют невысокую устойчивость, против действия повышенных температур, легкую воспламеняемость и недостаточную стойкость к свету, недостаточную механическую прочность. При высококачественной отделке они требуют значительного времени на шлифование и полирование поверхности. Покрытия на основе синтетических эмалей обладают устойчивым естественным глянцем (не требуют полирования), хорошей твердостью, большей эластичностью, атмосферостойкостью и механической прочностью, чем нитроэмали; они также устойчивы к кратковременному воздействию масла и бензина. Покрытие на основе синтетических эмалей более долговечно, чем нитропокрытие. Глифталевые эмали не нашли широкого применения для окраски автомобилей: они склонны к усадке, а с течением времени расслаиваются. В процессе эксплуатации автомобиля краска теряет свой первоначальный глянец, тускнеет, в лакокрасочном покрытии могут появиться трещины и другие дефекты. Для поддержания хорошего внешнего вида автомобиля и продления жизни лакокрасочного покрытия необходим постоянный технически правильный профилактический уход за окраской в процессе эксплуатации автомобиля и во время его длительного хранения (консервации). Уход за окраской включает очистку поверхности от всяких видов загрязнений, нанесение профилактических составов и восстановление глянца.кой. Необходимо удалить все загрязнения также с низа пола кузова и оперения — с поверхностей автомобиля, обращенных к полотну дороги. После промывки кузов протирают сухой фланелью или марлей. Места, труднодоступные для протирки, рекомендуется (если есть возможность) продуть, сжатым воздухом для удаления влаги. Чтобы избежать разрушения лакокрасочной пленки, нельзя мыть кузов горячей водой или струей воды под большим давлением, содой, керосином, минеральными маслами или растворителем и пользоваться для протирки поверхности тряпками и концами. Вредно для покрытия мыть кузов на солнце или на морозе: в первом случае на поверхности остаются пятна от высыхающих капель воды, во втором — замерзающая вода вызывает растрескивание лакокрасочного покрытия. Жир удаляют с поверхности кузова, протирая ее сухой фланелью или марлей. Можно слегка смочить фланель в бензине, но тогда надо еще насухо протереть обработанные места, Можно смочить 2—3-процентным раствором жидкого мыла в теплой воде (3540 градусов) губку или чистую ветошь. В этом случае очищенное место следует промыть чистой водой и протереть насухо фланелью. Точно так же смываются с окрашенной поверхности кузова налеты или небольшие пятна, напоминающие точки коррозии и не поддающиеся воде. Для этого можно вместо жидкого мыла применить нейтральное (например, хозяйственное) или мыльную стружку.Еще один помощникРечь пойдет о полировочной воде № 1. Она помогает снять с поверхности кузова, окрашенной нитро- или синтетическими эмалями (при хорошем состоянии лакокрасочного покрытия), незначительные загрязнения, не поддающиеся удалению обычной водой. Полировочная вода № 1 состоит из инфузорной земли (8,2 процента), вазелинового масла (17,8 процента), касторового масла (5,8 процента) и воды (68,2 процента). Полировочную воду перед употреблением хорошо перемешивают. Для получения удобной консистенции ее можно разбавить обычной водой. При обработке кузова полировочной водой соблюдается такая последовательность операций: на окрашенную поверхность при помощи тампона из фланели или марли наносят тонким слоем полировочную воду и растирают круговыми движениями; нанесенный слой полировочной воды оставляют сохнуть на несколько минут до появления белого налета; протирают поверхность кузова круговыми движениями фланелью или байкой до блеска.Прежде всего — мойкаОчень важно содержать, машину в чистоте не только из эстетических соображений, но и для сохранения лакокрасочного покрытия, ибо находящиеся на поверхности пыль и грязь усиливают, ускоряют процессы разрушения покрытия. При движении автомобиля, когда кузов вибрирует и претерпевает различные деформации, твердые частицы действуют как абразивы. Кроме того, пыль и грязь являются аккумуляторами влаги. И хотя многие рекомендации о мойке как будто общеизвестны, не лишне повторить их здесь. Машину следует мыть после каждого возвращения автомобиля в гараж или на стоянку. Иначе грязь засохнет и смыть ее будет труднее. Нельзя вытирать грязь тряпками или соскабливать какими-либо предметами — могут образоваться царапины. Мыть кузов легкового автомобиля следует губкой или мягкой волосяной щеткой, холодной или слегка теплой водой из шланга, слабой струей, на чистой деревянной или асфальтированной площадке (иначе на мокрую поверхность снова осядет пыль). Можно пользоваться и ведром или маленькой лей-•19-