Полировка продлевает жизнь покрытияС течением времени на окрашенной поверхности может появиться сероватый налет — омеление. Это результат старения лакокрасочного покрытия. Под старением понимают нарушение структуры и разрушение (деструкцию) покрытия, в результате чего существенно меняются его физические и химические свойства. Старение покрытий происходит главным образом под влиянием кислорода воздуха, которое усиливается воздействием света, тепла и воды. Устойчивость пленкообразователей в атмосферных условиях от 10 до 50 раз меньше, чем в помещении, так как пленка при этом сильно разрушается еще и под действием ультрафиолетовых лучей, воды и частой перемены температуры. Эффективными средствами, замедляющими старение лакокрасочной пленки, а также восстанавливающими ее блеск, являются периодическая полировка и втирание в окрашенную поверхность специального профилактического состава- При полировке с покрытия удаляются мельчайшие, невидимые для невооруженного глаза трещинки, которые, оставаясь на красочной пленке, могут расширяться и образовать сетку трещин в виде крокодиловой кожи. Паста заполняет эти трещинки и таким образом предохраняет поверхность от дальнейшего разрушения. До того как приступить к полировке или нанесению профилактического состава, поверхность кузова необходимо тщательно промыть водой и протереть фланелью или замшей. Берясь за полировку, надо помнить о нескольких запретах. Нельзя полировать машину на площадке, где есть или может появиться пыль; летнее солнце, нагретая поверхность кузова — тоже противопоказаны при полировке; не надо охватывать сразу большие участки поверхности, так как пасты быстро засыхают и плохо растираются. 'При хорошем состоянии лакокрасочного покрытия в качестве профилактического средства применяют восковую полирующую пасту № 2. Ее состав (в процентах): воск карнаубский — 22,72; парафин — 6,82; церезин — 6,81; керосин осветительный — 54,55; уайт-спир ит — 9,1. Если паста затвердела, ее надо поместить прямо в банке в горячую воду, а когда она размягчится — добавить в нее уайт-спирита или скипидара — 10—12 процентов от ее веса. Пасту № 2 наносят на фланель тонким слоем и растирают круговыми движениями по поверхности кузова. Она образует прозрачный защитный слой, предохраняющий покрытие от действия дождя и пыли. Эта паста частично восстанавливает также блеск покрытия.Разное состояние покрытия — различные пастыКогда окрашенная поверхность частично потеряла блеск, хорошо обработать ее жидким восковым полирующим составом № 3. Это тонкая смесь окиси алюминия со специальной воскосодержащей эмульсией, которую наносят на поверхность тонким слоем тампоном из фланели и растирают круговыми движениями. После этого дают составу высохнуть (это три-пять минут) и протирают по верхность фланелью до зеркального блеска, а затем дополнительно полируют восковой пастой № 2. Синтетические эмали можно обработать также пастой № 6/7. в том случае, когда лакокрасочное нитропокрытие теряет блеск настолько, что не поддается полированию восковым составом № 3, для восстановления блеска применяют пасту № 290. Ее состав (в процентах): окись алюминия — 66; вазелиновое масло — 19,9; касторовое масло — 8,5; вода — 5,6. Есть и другой способ обработки нитроцеллюлозных покрытий. Сперва шлифуют поверхность шлифовочной пастой № 289 (77 процентов алундового порошка и 23 процента смеси № 93 — 10 процентов парафина и 90 процентов вазелинового масла) или пастой № 4/13 до получения полуглянцевой поверхности, а затем окончательно полируют кузов полировочной пастой № 290 до глянца; 'Прежде чем наносить пасту № 290, поверхность, обработанную пастой № 289, протирают мягкой тканью или _ фланелью до полного удаления пасты, чтобы ее остатки не смешались с пастой № 290. Нельзя, однако, злоупотреблять пастой i№ 290. Она содержит абразивное вещество и частично снимает слой нитропокрытия. Поэтому рекомендуется применять ее не чаще двух раз в год, а в процессе работы полировать участки не больше, чем требуется. Для обработки покрытия из синтетических эмалей пользуются полировочной пастой № 6/7, а также пастой № 290. В отличие от нитроцеллюлозных покрытий, поверхности, окрашенные меламино-алкидными (синтетическими) эмалями, нельзя шлифовать. Это вызвано тем, что меламино-алкидные эмали имеют только поверхностный глянце-МОДЕРНИЗАЦИЯ ВИБРОПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯРадиоприемник в автомобиле — удовольствие. И не только на привалах. В дальних поездках по однообразному прямому шоссе приемник уменьшает утомляемость, в меру отвлекая от однообразия, «разгружает» психику водителя. Как всякое оборудование, преобразователь напряжения изнашивается. Более уязвим механический, в котором может выйти из строя вибратор. Поскольку век наш становится все более «полупроводниковым» (в последнее время и блок питания наших автомобильных приемников выпускается уже на полупроводниках], лучше, пожалуй, модернизировать преобразователь. Этим мы значительно увеличиваем надежность блока питания. Один из заслуживающих одобрения вариантов переделки вибропреобразователя предлагает автолюбитель из Свердловска С. КУРЧАВОВ. Основным потребителем энергии акное преимущество ее в том, что в ней кумулятора является не преобразоваиспользуются почти все детали передетель, а собственно приемник. Экономия лываемого блока питания, в том числе энергии аккумулятора, если применить силовой трансформатор. полупроводниковый преобразователь Для переделки блока питания ВП-9 вместо 'механического, не превышает необходимо приобрести: триоды П4А 200 ма, что составляет 7 процентов об(Б,Г) — 2 штуки; щего расхода энергии приемником. Поэлектролитический конденсатор 20Х этому переделывать вибратор только ХЗО в — 1 штуку; ради столь незначительной экономии сопротивление 47 ом — 1 штуку; энергии аккумулятора не имеет смысла. сопротивление 490 ом — -1 штуку; Другое дело, *что полупроводниковые провод ПЭЛ 0,30 — 5—6 погонных преобразователи обеспечивают более метров. продолжительный срок службы по сравнению с Схема полупроводникового вибропреобразователя. механическими, устойчивее и надежнее в работе. После выхода из строя механического вибратора я переделал блок питания ВП-9 приемника на полупроводниковый. Из нескольких прове+ 200 в ренных схем я остановился на схеме, привеQ/+1ZB денной на рисунке. Глав-20 выи слой, который при шлифовке составами, содержащими абразивные вещества, снимается, после чего невозможно восстановить первоначальный глянец покрытия. Пастами № 290 и № 6/7 поверхность полируют вручную мягким фланелевым тампоном или специальной полировочной машинкой. Можно пользоваться также электродрелью с кругом из цигейской шкурки, а потом — фланелью. Полировка не только обеспечивает хороший блеск лакокрасочного покрытия. Она делает поверхность совершенно гладкой; на такой поверхности не удерживаются (или удерживаются в значительно меньшей степени) пыль, вода и грязь, вызывающие появление царапин на красочной пленке. В зарубежной практике широко применяются полирующие составы на основе силиконового масла. Они включают (в весовых частях): силиконовое масло1,5, микрокристаллический воск с высокой температурой плавления — 5, уайтспирит — 93,5. После полировки этим составом на поверхности образуется блестящая и прочная пленка, с которой хорошо стекает вода '(силиконовое масло отталкивает воду) и к которой меньше пристают грязь и пыль.Варианты храненияПри консервации автомобиля его окрашенная поверхность лучше сохраняется в чистом, сухом утепленном и темном помещении с температурой воздуха не ниже плюс 5 градусов. Если в помещение проникает солнечный свет, то кузов нужно накрыть брезентом. Нельзя оставлять автомобиль дли-тельное время на открытой стоянке под прямыми солнечными лучами или в местах, где только часть поверхности кузова находится в тени, — это грозит выцветанием покрытия. Существуют определенные правила подготовки кузова к длительному хранению автомобиля. Надо прежде всего тщательно вымыть машину и вытереть кузов насухо, а места, в которых повреждена краска, — подкрасить. Если автомобиль будет стоять в гараже, нанесите на очищенную поверхность восковую полирующую пасту № 2 или жидкий восковой состав и закройте кузов чехлом из легкой ткани. Готовя автомобиль к открытой стоянке, нанесите на окрашенную поверхность состав ПС-7 (раствор лакового полимера бутилметакрилата и уайт-спирита с добавкой железоокисного пигмента) или ПС-40 (раствор хлорвиниловой смолы ВХВД-40, железоокисного пигмента с добавкой касторового масла). Оба эти состава используют также для защиты хромированных деталей. Их наносят методом распыления. Состав ПС-7 наносится тонким слоем (примерно 12—18 мк каждый слой) при рабочей вязкости 15—16 секунд по вискозиметру ВЗ-4*. Он высыхает при 1823 градусах в течение 25—30 минут. Для разбавления пользуются уайт-спиритом. Состав ПС-7 можно снять, с окрашенной поверхности ватой или мягкой ветошью, смоченными в бензине, а затем слегка заполировать поверхность чистой фланелью. Состав ПС-40 наносят толщиной 0,10—0,12 мм, также кистью при рабо* Способ определения вязкости лакокрасочных материалов будет приведен в последующих беседах.чей вязкости 65—68 секунд в три слоя. Каждый слой необходимо сушить при 18—23 градусах в течение часа. Защитная пленка состава ПС-40 имеет высокую твердость и легко снимается с поверхности кузова, если ее подрезать. Для защиты хромированных деталей от воздействия внешней среды можно применять состав из строительного битума IV иV (20 процентов) и бензина Б-70 (80 процентов). Залив битум бензином, надо выдержать состав сутки, а затем нанести на детали тампоном в одном направлении. Он легко удаляется с поверхности тампоном, смоченным бензином, уайт-спиритом или керосином. При хранении автомобиля на открытой стоянке нельзя укрывать кузов чехлами из материалов, пропускающих влагу: на нем могут появиться пятна (участки более светлого тона или местное помутнение),. не исключено даже разрушение лакокрасочного покрытия. Чехол рекомендуется изготовить из водонепроницаемого материала и сшить отдельные его части так, чтобы в процессе длительного хранения автомобиля на окрашенной поверхности не появились потертости краски от швов и складок чехла. Кромки деталей чехла вдоль швов надо отогнуть кверху. Лучше всего между чехлом и поверхностью кузова подложить прокладку так, чтобы оставалась воздушная прослойка. Один раз в два месяца рекомендуется снять чехол и осмотреть автомобиль. Участки, пораженные ржавчиной, следует очистить и закрасить или смазать. Если не удается натянуть чехол так, чтобы он не повредил лакокрасочное покрытие в ветреную погоду и не пропускал влагу, то при хранении на открытой площадке лучше оставить автомобиль без чехла.-*~силового трансформатора рекомендую (для железа УШ-19, толщина , набора 28 мм): коллекторную обмоткуСЦ (ПЭЛ 0,80) 55 + 55 витков; базовую fJZ (ПЭЛ 0,30) 30 + 30 витков; вторичную (выходн ую ) ^ (ПЭЛ 0,20) 1330 витков. При использовании схемы полупроводникового блока питания, выпускаемого в настоящее время нашей промышленностью, приведенные параметры силового трансформатора будут непригодны. В этом случае он должен быть выполнен в соответствии с параметрами блока питания.Переделка блока литания заключается в следующем. На существующую обмотк у трансформатора наматываем базовую обмотку Ог (выводы 4; 5; 6) — 30 + 30 витков провода ПЭЛ 0,30. Обмотки d< (1; 2; 3) n d3 ( 7 ; 8) трансформатора остаются без изменений. Далее — монтаж: на место, освободившееся после удаления вибратора, при помощи алюминиевого уголка крепим гетинаксовую плиту, на которой размещаются триоды Л4, а вместо конденсатора С-102 устанавливаем электролитический конденсатор С20Х30 в. Если при включении преобразователя не будет прослушиваться легкое гудение, надо поменять местами концы выводов в точках 4и6 или 1и 3. Нормально работающим блоком питания можно считать тот, в котором анодное напряжение при включении приемника будет в пределах, указанных на схеме, или отличаться от них не более чем на 10 Процентов. При больших отклонениях необходимо изменить величину одного из сопротивлений смещения (на схеме они обозначены R = 4 7и R=490). Переделанный мною по приведенной здесь схеме преобразователь работает безотказно в течение трех с лишним лет, в том числе и зимой. На случай полной замены обмотокНесколько слов инженеру-электронику Н. СЕРГЕЕВУ Переделка вибропреобразователя на полупроводниковый вариант действительно оправдана только в случае порчи вибратора и затруднений с его приобретением. При переделке по схеме С. Курчавова необходимо обращать внимание на качество и идентичность параметров транзисторов. Пробивные напряжения транзисторов между коллектором и эмиттером и между базой и эмиттером должны быть не менее 50 е. Поэтомунаиболее желательно использование триодов типа П4Г и П4Д. При проверке работы преобразователя на полупроводниках необходимо обратить внимание на температуру корпусов транзисторов. После часа работы она не должна подниматься выше 40 градусов. Нагрев транзисторов должен быть одинаков. 'Перегревающийся следует заменить. На корпуса необходимо надеть радиаторы для охлаждения.. Это защитит их в трудных условиях работы при повышенных температурах (например, на юге). Радиаторы привинчиваются к транзисторам и должны быть изолированы от корпуса и один от другого. Обычно радиаторы делаются из алюминия с оребрением площадью 8050 см 2 . Через один-два месяца эксплуатации (и перед каждой дальней поездкой) рекомендуется проверять нагрев триодов.•21-