12
13
поиски, иэеи,разрпБошки| | еамотря на появление многих принципиально новых решений, завтрашний .автомобиль, очевидно, не будет каким-то необычным. Скорее всего, он явится дальнейшим логическим завершением сегодняшних форм и конструкций. Можно предположить, что это будет преимущественно четырех-пятиместный «седан» или вмещающий семь пассажиров «универсал» умеренных размеров: длиной 4,5 и шириной — 1,8 м. Двери останутся прежними — открывающимися на петлях, а не сдвижными, которые в Девяти случаях из десяти встречаются в проектах «безопасного» автомобиля будущего. Такого типа двери как pas легче всего заклиниваются при аварии и, следовательно, являются опасными. Автомобиль должен стать действительно безопасным, поэтому предполагается, что сама конструкция кузова позволит лучше защитить пассажиров в случае аварии — стойки кузова станут прочнее и крыша при перевертывании машины перестанет продавливаться так свободно, как сейчас. Необходимую жесткость обеспечат так называемые дуги безопасности из стальных труб или специального тонкостенного проката. Первая дуга образуется стойками ветрового стекла, продолженными вверх (до соединения под крышей) и вниз, где они вливаются в основание. Таким образом, получается жесткое кольцо на уровне ветрового стекла. Аналогично образуются второе (стойками задник дверей) и третье (боковыми стойками заднего стекла) кольца; Пассажиры такого автомобиля окажутся в своеобразной жесткой клетке*, » Это — одно из возможных решений. Подобное — жесткий шестиугольник в средней части кузова — предложено, например, в итальянском экспериментальном автомобиле «Сигма» (см. «За рулем» *6 8. 1964 г.).которая надежно защитит их при аварии. Одновременно это упростит конструкцию кузова, избавив от необходимости усиливать его в различных местах. Безопасность повысится также благодаря тому, что пассажиры окажутся за высокими лонжеронами—бортами жесткого основания кузова (приблизительно как на автомобилях «Ситроен Д319»). Обязательным элементом оборудования станут и ремни безопасности, уже сейчас находящие широкое применение). Несущее жесткое основание кузова (именно таким оно и представляется) может быть единым для разных модификаций автомобиля одной базовой модели, как, например, «седан», «кабриолет», «универсал», «фургон» и т. п. Днище автомобиля сегодня загромождено поперечными балками, картерами, аккумуляторами, бензо- и гидропроводами, глушителями и т. п. У такого автомобиля, даже если ему придать веретенообразную форму, а ручки спрятать в дверцах, никогда не будет хороших аэродинамических качеств из-за днища. Значительного уменьшения коэффициента сопротивления воздуха можно достичь и при обычном кузове, если днище его сделать плоским или почти плоским. Для улучшения аэродинамики автомобиля необходимо решить и проблему отвода потока охлаждающего воздуха. Пройдя радиатор, он разбрасывается вентилятором ив поисках выхода наталкивается на различное оборудование, которого с каждым годом под капотом становится все больше. Два боковых 'радиатора с отдельными {воздухозаборниками и1 отводными раструбами помогут избежать этого и повысить максимальную скорость автомобиля. Внешнюю «одежду» кузова (крылья, капот, крышку багажника, крышу) образуют легкосъемные панели. Крылья будут состоять из двух частей: внутренней, привариваемой к кузову, и внешней — легкосъемной. Внутренняя панель двери в свою очередь послужит основанием для монтажа стеклоподъемника, замка, петель. Все это позволит в случае незначительного повреждения наружных панелей кузова быстро и .не затрачивая больших средств отремонтировать его, Не нужно будет больше «отстукивать» поврежденные крылья изнутри, отре-Автор статьи, с содержанием которой мы хотим познакомить наших читателей, французский специалист Рож е Вриу выразил в конце ее мысль, которая, пожалуй, годится и для начала: «Можно сказать, что в ближайшие годы автомобиль еще больше распространится. Несмотря на развитие общественного транспорта и, в частности, авиации, автомобиль станет все более необходим... Его будут покупать как обыденную вещь, без которой не обойтись». В разной степени это чувствуют сегодня уже миллионы людей. Неудивительно, что вопрос о том, К АКИМ БУДЕТ АВТОМОБИЛЬ ЗАВТРА, интересует многих. Этот вопрос задают, в частности, шофер В. Лысенко из Северо-Донецка («Я хотел бы прочитать о развитии автомобильной техники в будущем»), М. Плехов из Челябинска и другие читатели, принявшие участие в заочной конференции журнала. Не раз нам попадались рисунки, изображающие «автомобили будущего», где фантазия художника превращала их в ракеты с четырьмя колесами или другие не менее диковинные сооружения. Большая часть этих «проектов» не только не выдерживает серьезной критики , но и ничего не говорит по существу о перспективах автомобиля как сложного технического «организма». Думаем, что статья «Автомобиль через 10 лет», опубликованная в нескольких номерах французского жур ­ нала «Ревю техник отомобиль», в определенной степени удовлетворит законный интерес широких кругов автомобилистов. Но прежде, чем предложить сокращенное изложение статьи нашим читателям, хотим сделать несколько оговорок. Автор опирается в основном на примеры из французского автомобилестроения. В ряде случаев для более полного освещения вопроса сделаны (в сносках) некоторые добавления и разъяснения, а также изменена последовательность изложения. В данной статье отражены лишь основные тенденции развития мирового автомобилестроения. Частные вопросы по-прежнему будут освещаться на страницах нашего журна ­ ла в разделах «Поисни, идеи, разработки», «Техника за рубежом» и других.зать их при помощи газовой горелки, защищая соседние окрашенные части кузова и легковозгораемые детали. Кстати, такое решение одновременно упростит и окраску поврежденных мест и кузова в целом. Не исключено, что эти съемные панели будут делать из пластмассы. Но почему только панели, а не весь кузов? Каковы перспективы пластмассовых кузовов? На сегодня, несмотря на предпринятые несколько лет назад успешные попытки штамповать пластмассовые кузова в США и ГДР*, они все еще дороги. Дело в том, что современные пластмассы недостаточно прочны, чтобы к ним можно было крепить механические узлы, поэтому неизбежна заформовка в толщу пластмассы кузова большого количества металлических усилителей. Пока еще четырехдверный пятиместный автомобиль из пластмассы тяжелее и дороже своего собрата со стальным кузовом. Один из специалистов серийного кузорного производства по этому поводу сказал: «Если вы хотите получить тяжелый {и дорогой кузов — делайте его из пластмассы; если вы хотите кузов не очень дорогой и не очень тяжелый — делайте его из легких сплавов; если вам нужен легкий, прочный и недорогой кузов — его следует выполнять из стального листа». Возможно, что в более отдаленном будущем обработка пластических материалов новыми способами, например ультразвуком, внесет определенные изменения в эту область. Как «показывает опыт, человек все больше и больше 'времени будет проводить в машине, и ему нужен будет более комфортабельный автомобиль. Водитель расположится в удобном кресле с устройством для регулирования его высоты, наклона спинки и расстояния до руля. Пассажирское сиденье рядом с водителем станет похожим на диван с ровной спинкой, на котором смогут разместиться (в зависимости от ширины автомобиля) один или два человека. Щиток приборов как таковой исчезнет, а приборы разместятся на кожухе рулевой колонки, что освободит много места. Ветровое стекло будет выполняться из небьющегося безопасного стекла «триплекс» (средний слой из бу т тиролполивинила), с таким креплением, что при сильном ударе изнутри оно вылетит целиком. Общая поверхность остекления кузова еще более увеличится, а это создаст проблему обогрева стекол. Уже сейчас делаются попытки обогрева заднего стекла либо потоком теплого воздуха («Памар 24»), либо встроенным « стекло электрическим сопротивлением («РоллсРойс»( «Ягуар» и др.). Появится также обдув боковых стекол. Отопление тесно связано с вентиляцией кузова!, В этой области достигнуты значительные успехи. У же применяется безсквозняковая вентиляция, при кото* См. «За рулем» № в, 1864 г. и № 1, 1965 г. # Такими предположительно будут общие линии кузова автомобиля 1975 года. Обратите внимание на идущий по всему периметру защитный резиновый пояс, окрашиваемый в тон всему автомобилю. Передний и задний буферы образуют как бы нижнюю часть кузова. Фары и задние фонари хорошо видны водителям автомобилей, движущихся в поперечном направлении. Лучшая обзорность достигается за счет большой поверхности остекления. Стойки дверей, ветрового и заднего стекол образуют «дуги безопасности», позволяющие предотвратить продавливание крыши при перевертывании автомобиля.рой в дверях нет ветровых форточек, а воздух поступает через отверстия на щитке приборов и удаляется, как, например, на моделях «Форд» немецкого производства, через отверстия, расположенные по сторонам заднего стекла. У последней модели «Рено» («Рено-16») воздух засасывается над 'ветровым стеклом, проходит между двойными стенками крыши и удаляется в области заднего стекла, обогревая его*. Возможно, что завтра автомобили станут передвигаться с поднятыми стеклами < поступающий внутрь кузова и воздух будет предварительно очищаться и охлаждаться или нагреваться. Машины высшего и среднего классов получат климатизационные установки. В ближайшие 10 лет должна найти свое разрешение и проблема обогрева автомобиля при безгаражном хранении. В таких условиях очень важно иметь постоянно прогретый автомобиль, стекла которого не покрыты льдом и инеем, двигатель не требует разогрева перед пуском и после пуска, а внутри кузова температура все время на нормальном уровне. Решить эту проблему, видимо, поможет использование химических реакций в присутствии катализаторов. Актуальность we ее очевидна, если учесть, что уже сегодня от 80 до 90 процентов всех автомобилей проводят ночь под открытым небом, а > дальнейшем эта в цифра может вырасти до 95—99 процентов. Во внешнем оформлении автомобиля, которое также не будет забыто, никелированные и хромированные Декоративные детали уступят место пластмассовым, на которые вакуумным способом будет наноситься тонкий слой металла. Тонкими декоративными пластмассовыми накладками, легко заменяемыми при повреждении, «обрастут» и буферы, которые сами по себе останутся металлическими. К слову сказать, буферы современных автомобилей, как правило, не отвечают своему назначению — они расположены на разной высоте от дороги, непрочны и плохо защищают автомобиль. Необходимы единая регламентация их расположения (включая грузовики) и существенное усиление. Кроме того, с ростом интенсивности и плотности уличного движения растет потребность ив боковой защите автомобиля. Решить эту проблему поможет резиновый пояс (буртик), .расположенный по всему периметру. Итак, мы «построили» автомобиль недалекого будущего. Теперь надо привести его в движение. * См. «За рулем» Ли 11, 1965 г. Окончание следует.• Временное удлинение автомобиля с целью превращения пассажирского кузова в кузов утилитарного назначения. Выдвижная часть кузова позволит получить необходимое удлинение и даст возможность отказаться от плоской задней двери, обязательной для универсального кузова сегодняшнего автомобиля и придающей ему вид «бакалейного фургона». Для облегчения погрузки и выгрузки нижняя часть легко может быть опущена до земли или вынута совсем. Подвижно и заднее стекло. Для боковой защиты будут применяться пластмассовые боковинни-вставки. • Все приборы и переключатели будут располагаться на рулевой колонне. Переключатели, клавишного типа, разместятся на неподвижных рычагах справа и слева от рулевой колонки. На конце правого рычага будет избирательное устройство автоматической коробки передач, на конце левого — переключатель освещения. Рычаг, изображенный справа, позволит регулировать колонну в зависимости от роста водителя.