ICOНОВЫЕ ГОРИЗОНТЫчасе езды от столицы Белоруссии —по обеим сторонам просторной автомагистрали Москва—Минск раскинулся новый, пока еще небольшой, но уже широко известный в нашей стране и за ее пределами городок Жодино. С его именем, как ис такими, например, как Горький, Миасс, Кременчуг, Кутаиси, связано производство автомобилей. Машины этого завода с маркой БелАЗ — первенцы только что завершенной семилетки — прочно завоевали место в нашем народном хозяйстве, шагнули далеко за пределы страны. В пятнадцать государств экспортируются жодинские самосвалы. Уже в этом году поставки значительно возрастут. И это закономерно. БелАЗы становятся все более популярными. Так, 27-тонный самосвал БелАЗ-540, серийный выпуск которого начался в сентябре 1965 года, получил Золотую медаль на Лейпцигской ярмарке, но и он по силе уже далеко уступает новому потомству — 40-тонному БелАЗу-548, 45-тонному автопоезду БелАЗ-54рВ, "65-тонному автопоезду БелАЗ-548В, который испытываете?! сейчас на Токтогульской ГЭС. Наши корреспонденты встретились с директором завода, делегатом XXIII съезда КПСС, депутатом Верховного Совета БССР Иваном Романовичем СИДОРОВИЧЕМ и попросили его рассказать о перспективах предприятия в новой пятилетне.ВSiДиректор Белорусского автомобильного заводаИ- Р- С ИДОРОВИчЧто представляет собой новая базовая модель? 65-тонный самосвал будет двухосным. Мощность двигателя 750 л. с. Это на 230 л. с. больше, чем у 65-тонного автопоезда БелАЗ-548В. Скорость движения до 60 км/час. Вводится много узлов прогрессивной конструкции, которые существенно улучшают гягово-динемические качества машины. Так, на новой модели применены мотор-колеса. Подвеска передних и задних колес лневмогидравлическая, независимая. Она обеспечивает, если так можно сказать, приспособляемость машины к тяжелым условиям карьерных работ. А ведь нагрузка на каждую ось с учетом собственного веса машины будет доходить до 72—73 тонн! Автомобиль маневрен. Радиус поворота передних колес чуть превышает 9 метров, то есть приблизительно такой же , как у 25-тонного МАЗ-525 и значительно меньше, чем у КрАЗа. В новом пятилетии предполагается выпуск модификаций нового самосвала, в том числе для работы в разнообразных климатических условиях от севера до тропиков. Естественно, для этого потребовалось продумать многие технические, технологические и конструктивные решения. Они в основном уже найдены.i— Труженики завода, как и все советские люди, — сказал Иван Романович, — с огромным политическим и трудовым подъемом приступили к практическому выполнению решений исторического ХХШ съезда нашей партии. По Директивам съезда в начавшемся пятилетии нам предстоит освоить производство и выпустить несколько моделей, я бы сказал, уникальных автомобилей грузоподъемностью 65 тонн и выше... Впрочем, если перспективы завода изложить графически, то это будет выглядеть приблизительно так, как представлено на схеме. Как видите, речь идет о новом семействе богатырей. Они не просто пополняют парк 27- и 45-тонных машин. Это качественно новые модели самосвалов, предназначенных в основном для карьерных работ, вывозки скальных пород, руды, известняка, песка, гравия. «Отец семейства» — 65-тонный самосвал. Коллектив заводских конструкторов, возглавляемый 3 . . Л. Сироткиным, завершает подготовку технической документации для него. У него уже есть имя — релАЗ-549. На базе нового автомобиля предполагается создание самосвалов грузоподъемностью от 110 до 220 тонн. Вы видите их на схеме. Это машины завтрашнего дня.egCO***•В ПЯТИЛЕТКЕ1I ICOi5«2Iплывущий вдаль. Это Ярославский ордена Ленина шинный завод — крупнейшее предприятие подобного типа в Европе. Первую шину ярославцы пронесли на городской демонстрации 7 ноября 1929 года. А сейчас нет уголка в нашей стране, где не мчались бы автомобили с фирменным знаком «Я» на шинах. Продукция завода пользуется широким спросом и за рубежом. Улучшение качества шин, продление их пробега — вот главная задача, которую решает сейчас коллектив ярославских автомобильных «обувщиков». Уже в нынешнем году они организуют производство первых шин, по износостойкости не уступающих образцам, выпуск которых должен быть налажен к концу пятилетки. Корреспондент журнала «За рулем» беседовал с директором завода делегатом XXIII съезда КПСС Владимиром Петровичем ЧЕСНОКОВЫМ. Вот запись т этой беседы.ирь синего разлива Волги. А рядом Шогромныесловно сгигантский высоченцеха шеренгой ных труб — корабль,Директор Ярославского ордена Ленина шинного заводаС чем пришли ярославские шинники к XXIII съезду партии! К открытию съезда коллектив предприятия дал не один десяток тысяч шин сверх плана, в том числе 15 тысяч из сэкономленного сырья. На полную мощность идет изготовление известных шин 320—508 для большегрузных автомобилей Минского и Кременчугского автозаводов. Улучшив организацию производства, мы отрабатываем два варианта этого изделия: модели 241 и ИЯВ-12. Эти шины для тяжелых грузовиков рассчитаны на 70 тысяч километров пробега. Специалисты завода работают над улучшением конструкции шин 260-20 для автомобилей ЗИЛ-130, а новая мо ­ дель 150-20 будет в полтора раза долговечнее старой. Наконец, шины легковой «Волги» будут ходить не 30, а 45 тысяч километров. Директивами съезда партии предусмотрено увеличение срока службы шин в полтора раза. Что для этого делается на ярославском заводе! М ы считаем это боевым заданием для всего коллектива. Работа над резкимВ.П.ЧЕСН0К0В Конструкторы позаботились и об условиях труда водителя. Хотя кабина 65-тонного самосвала будет, как иу его предшественник©*, одноместной, но она на 200 мм шире, с большей обзорностью, целой системой зеркал, установкой для кондиционирования воздуха, тепловой и звуковой изоляцией, вентилятором. Для работы в холодных условиях усовершенствовано утепление кабины — это обогрев, двойные стекла. И конечно, большое внимание обращено на безопасность и облегчение управления автомобилем. Надежна система тормозов. При помощи различных автоматических приспособлений управлять этим большегрузным самосвалом будет так же легко, как, скажем, «Волгой». Какова роль нашей продукции в народном хозяйстве страны? Автомобили Белорусского завода побывали на многих крупнейших стройках Советского Союза — на перекрытии Енисея и на строительстве Токтогульской ГЭС, в приладожском городе Приозерске и на сланцевых рудниках Эстонии, в Каджаране (Армения) и на Ангаре. Всюду, где идут большие карьерные работы, где требуется вывозить тяжелые скальные породы, БелАЗы незаменимы. Отзывы о них самые благоприятные. Отмечается, что машины устойчивы, маневренны, удобны при загрузке и разгрузке — это как раз те качества, которые и нужны для бесперебойного обеспечения крупных новостроек пятилетки. Что касается экономической выгоды, то и она м'алицо. Д о ­ статочно сказать, что производительность нового самосвала по сравнению с 25-тонным МАЗ-525 увеличится более чем втрое, значительно снизится себестоимость перевозок. Завод наш, как известно, молодой. Но коллектив уже достиг многого. Выросли заводские корпуса, цехи, внедряется новая технология, создается поточность обработки деталей, сборки узлов, внедряется автоматика. Закладывается новая структура организации производства, обеспечивающая высокую производительность труда. Однако для выполнения нового объема работ, предписанных нам Директивами съезда, предстоит значительно расширить производственную базу. Этим мы заняты уже сейчас. Возводится новое здание основного корпуса, где разместятся главный конвейер, прессовые и другие цехи. Заканчиваем монтаж оборудования, реорганизацию цехов в соответствии с требованиями 'нового производства. Немало у нас и трудностей. Неоправданно велик, например, разрыв в объемах промышленного и жилищного строительства, который составляет 3 : 1 . Отсюда — текучесть кадров, постоянная нехватка рабочей силы. Встречаются неувязки плановых показателей с фактическими. Много предстоитсделать, чтобы повысить отдачу на каждый рубль основных и оборотных фондов, уровень рентабельности производства, добиться снижения себестоимости машин. Но все эти трудности преодолимы. Новые богатыри пятилетки, естественно, потребуют и нового сложного оборудования, которое мы получаем с других предприятий. Моторостроителям предстоит подумать о таких образцах двигателей, которые перешагнули бы по мощности за 1000 л. с. Ждем от работников электротехнической промышленности новых высокооборотных генераторов и электрических приводов принципиально новых систем. Мы тесно сотрудничаем с Московским и Кировоградским гидроагрегатными заводами — от них потребуется гидравлическое оборудование больших мощностей. Нужно решить проблему шин. Предлагаемые шинниками образцы пока нас не удовлетворяют. Таких проблем немало. Решать их придется сообща, попартийному, по-хозяйски, памятуя о тех грандиозных задачах, которые поставил перед промышленностью страны XXIII съезд нашей партии.2"1соСО1 Iсь о ся сь соСхема семейства автомобилей на базе БелАЗ-54965 т110 т160 т8*|220***••*v-*ч1£соулучшением эксплуатационных качеств шин — задача номер один. Это значит, что нам предстоит улучшить рецептуру резины, шире использовать отечественные синтетические каучуки, такие, как СКИ-ЗИ и СКД. Они превосходят по износостойкости лучший натуральный каучук. Другой рычаг улучшения качес тва — применение высокопрочных кордов из искусственных волокон. За счет чего будут достигнуты намеченные пятилетним планом экономические показатели производства! Повышение рентабелыности — наша важнейшая задача. По социалистическому обязательству нынешнего года коллектив взялся сократить непроизводительные потери. Например, при изготовлении резиновых смесей ив обрезинкё корда — не менее чем на 10 процентов. На столько же должен быть снижен брак. 'В целом меры по более рациональному использованию сырья, материалов, энергии дадут в этом году до 500 тыс. руб. сверхплановых накоплений. Как работники завода откликаются на нужды транспортников! Мне пришлось в свое время посидетьза рулем. И бедовать на обледенелых дорогах. Был случай — и перевернулся с машиной. Так что заботы водителей мне понятны. Водителям грузовиков знакомы серийные ярославские шины высокой проходимости. Они хорошо зарекомендовали себя на раскисших грунтовых дорогах. В течение пяти лет эксплуатируются и шины другого типа — арочные. Сейчас коллектив предприятия работает над таким рисунком по ­ крышек для легковых автомобилей, который будет препятствовать боковому заносу. Какой еще новой продукцией занят коллектив! Инженеры и рабочие завода упорно трудятся над организацией опытного производства шин типа Рс металлокордным брекером. Уже появились новые технологические'потоки. Довольно высокие эксплуатационные качества показала шина PC со съемным протектором. Отдельные «рекордсмены» проходят более 400 тысяч километров. Непрерывно идет процесс совершенствования производства, в том числе и шин PC, чтобы они отвечали всем требованиям автомобилистов. Главноеповысится их боковая устойчивость.Расскажите о передовых людях производства. Кого в первую очередь должны благодарить водители за прочную «обувь» автомобилей! На нашем заводе тысячи замечательных тружеников; не хватит всего жур ­ нала, чтобы перечислить их имена. Назову лишь некоторых из них. Это сборщик покрышек Ахмет Ахмеров. Сто сорок восемь месяцев трудится он без брака, перевыполняя нормы. Бригадир вулканизаторщиков Алексей Орлов — вожак комсомольско-молодежной бригады. Николай Иванович Семенов—заместитель начальника центральной лаборатории — крупнейший специалист по разработке резиновых смесей. Павел Антонович Шаркевич — создатель новых конструкций шин. В заключение В. П. Чесноков сказал: — Мне выпала огромная честь быть делегатом XXIII съезда, свидетелем монолитного единства партии и народа. Важнейшие вопросы жизни страны решил съезд Ленинской партии. Теперь все наши силы — на выполнение этих исторических решений!а1 Iсь8*с* сь соI