Совсем недавно, кажется, наметанный глаз автомобилиста без труда выделял в потоке машин новенькие, сверкающие яркой окраской ЗИЛы-130. Стоило водителю остановиться — автомобиль тут же обступали любопытные, вопрос следовал за вопросом. Сейчас эти пятитонные грузовики хорошо известны в автомобильном мире. Они вовсю трудятся на дорогах пятилетки. Но конструкторы уже сделали следующий шаг. Завод готовится к выпуску более мощных, трехосных грузовиков ЗИЛ-133. Грузоподъемность основной модели — 8 тонн, а автопоезд, составленный на ее базе, способен поднять 14-15 тонн груза. Достоинство ЗИЛ-133 и его семейства в том, что они помогут работникам автомобильного, транспорта повысить производительность труда. Этим машинам с полным правом можно будет присвоить высокое звание «Техника пятилетки». В нашем журнале о новой машине, рассказывает инженер-конструктор Московского автозавода имени Лихачева В. Митрофанов. В предыдущем номере мы познакомили читателей с общей характеристикой базовой модели и ее модификаций, двигателем, сцеплением и коробкой передач. На этих страницах — продолжение статьи. В последней .части, которая будет напечатана в следующем номере журнала, речь пойдет о подвеске, колесах, об унификации узлов и деталей ЗИЛ-133 и ЗИЛ-130, о результатах испытаний новой машины.«зюиийвдяаюЕЯЮ^МОСТЫОбычно а трансмиссиях многоосных автомобилей применяются раздаточные коробки, распределяющие крутящий момент двигателя по ведущим мостам. Трансмиссия тягачей семейства ЗИЛ-133 выполнена по совершенно' иной конструктивной схеме, называемой «проходной». Здесь 'вообще отсутствует раздаточная коробка, а ее функцию выполняет средний мост с проходным редуктором (см. рисунок). Он состоит из ряда косозубых шестерен постоянного зацепления. Их назначение — обеспечить передачу крутящего момента от 'входного вала редуктора к 'ведущей шестерне главной передачи и сохранять направления вращения обеих этих деталей. Входной вал редуктора проходит сквозь балку среднего моста и оканчивает-' ся фланцем для присоединения карданного вала привода заднего моста. Главные передачи редукторов обоих мостов задней тележки — гипоидные, то есть такие, где ось «едущей шестерни смещена вниз. При таком расположении улучшаются условия работы передачи: когда автомобиль движется «перед, ведущая шестерня работает юна выталкивание». Этим предотвращается самозаклинивание гипоидной лары. При жесткой.кинематической связи ведущих мостов в приводе к ним возникают моменты, дополнительно нагружающие трансмиссию и вызывающие ее преждевременный износ. Причина — разница в радиусах качения колес мостов, которая мовкет возникнуть из-за несовпадения размеров колес (Отклонения при изготовлении покрышек), а также в результате неравномерного износа шин или различного давления воздуха а них. Чтобы предупредить появление этих моментов в приводе ведущих мостов, между ними устанавливают межосевой дифференциал. Б трансмиссии этот агрегат помещен в проходном редукторе и конструктивно объединен с ним. Однако в определенных условиях, например при движении по скользким дорогам, межосевой дифференциал может резко снизить тяговое усилие автомобиля и даже привести к его полной остановке. Поэтому он снабжен муфтой принудительной блокировки. Блокируется межосевой дифференциал водителем при помощи муфты, "управляемой краном. Кран этот подает сжатый воздух из системы пневматических тормозов в пневматическую диафрагменную камеру, установленную на проходном редукторе среднего моста и непосредственно воздействующую на шток муфты блокировки. Карданные валы — открытые с шарнирами на игольчатых подшипниках. Шлицевые втулки компенсируют изменение длины валов в те моменты, когда мосты перемещаются. Размеры трубы и шарнира карданного вала привода среднего моста увеличены '('по сравнению с ЗИЛ-130), так как вал передает двойной момент (на средний и задний мосты)На автомобилях ЗИЛ-133 и ЗИЛ-133Г карданный «ал привода среднего моста увеличен по длине, поэтому он сделан составным с промежуточной опорой.РАМЫ/ СЕДЕЛЬНОСЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВОРамы всех 'модификаций семейства ЗИЛ-133 — клепаные, со штампованными из листовой стали лонжеронами и поперечинами^ Лонжероны рамы автомобиля ЗИЛ-133Г имеют наружные усилители. На седельном тягаче ЭИЛ-133В установлено опорное седельно-сцелное устройство с двумя осями качания—' в продольной м поперечной плоскостях. Запорно-сцелной механизм седельного устройства допускает сцепку тягача с полуприцелом, имеющим сцепной шкворень диаметром 50,8 мм (по ГОСТ 9917-61).Нафото(сверху вниз):О Седельный тягач ЗИЛ-133В. О Эксплуатационные испытания длиннобазного автомобиля ЗИЛ-133Г. О Тягач ЗИЛ-133В с полуприцепом ОдАЗ-861 на испытаниях.< РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕЭтот агрегат полностью взят от автомобиля ЗИЛ-130. Добавлен лишь радиатор, включенный в систему гидроусилителя для охлаждения циркулирующего масла.вО =i гiп i : #АНЕгттдз атшТОРМОЗАКолесные тормоза — колодочные, с уширенными (по сравнению с ЗИЛ130) колодками. Привод их—-пневматический, от комбинированного двухсекционного тормозного крана.' Система тормозов однопроаодная и снабжена пневмовыводом. Он нужен для подключения пневматической тормозной системы прицепа или полуприцепа, выполненной также по однопроводной схеме. Но на заводе разрабатывается и вариант комбинированной тормозной системы, обеспечивающей раздельное торможение передних < задних колес автомобиля. и При этом будет возможно присоединять прицепы или полуприцелы, тормозная система которых выполнена как по однолроводной так ипо двухпроводной схеме. Для чего это нужно? во-первых, для повышения надежности тормозной системы. 'Во-вторых, для того, чтобы иметь возможность экспортировать автомобили ЗИГМ 33 в страны, стандарты которыхобязывают иметь на автопоездах двухпроводную систему тормозов. Ручной тормоз — колодочный, барабанного типа, установлен на вторичном валу демультипликатора и имеет механический привод. 'Включается он рычагом из кабины водителя. Привод ручного тормоза сблокирован с секцией тормозного крана, связанной с пневмовыводом и управляющей тормозами прицепа или полуприцепа. Поэтому при затягивании ручного тормоза тягача прицеп (полуприцеп) затормаживается, и при стоянке автопоезд удерживается на месте не только ручным тормозом тягача, но и тормозами' (прицепного состава. Таким образом, ручной тормоз можно использовать как аварийный, при повреждении основных тормозов.СИСТЕМА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯДвенадцативольтоаая, полностью унифицированная с системой электрооборудования ЗИЛ-130. Оригинальной является только система транзисторного зажигания *. Она включает транзисторный коммутатор, специальную катушку зажигания, ее добавочное сопротивление, свечи зажигания и 'прерыватель-распределитель с центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания, не имеющий конденсатора. Транзисторный коммутатор состоит из германиевого транзистора, специального трансформатора и блока защиты транзистора. Коммутатор резко снижает ток, проходящий через контакты прерывателя, а также ток самоиндукции, возникающий в момент их размьжания. Это предохраняет контакты от обгорания, увеличивает срок мх службы. Кроме того, применение транзисторного коммутатора позволяет -значительно улучшить характеристики зажигания: увеличить первичный ток и, следовательно, вторичное напряжение. Коммутатор и специальная катушка зажигания значительно повышают долговечность и надежность системы зажигания. В. МИТРОФАНОВ, инженер-конструкторОкончание щем номере.статьи см. в следую* Подробно о системах транзисторного зажигания рассказано в статье «Электронное сердце автомобиля» («За рулем» J* 3, 1966 г.).гпоО mСредний мост с проходным редуктором.5оо•