Ннезапамятных времен, еще тогда, когда только появились первые экипажи и колесницы, запряженные лошадьми, людей стали занимать вопросы безопасности движения. Так, например, еще в Древнем Риме, чтобы отделить конницу от пешеходов, на дорогах устанавливали специальные колонны, которые, 1можно сказать, явились прототипом нынешних оградительных металлических решеток. И в то время на некоторые улицы коннице и повозкам был «въезд запрещен», большое внимание пересечениям в разных уровнях уделял в своих проектах Леонардо да Винчи. Вопрос, как сделать город безопасным местом для человека, одновременно создав все условия для беспрепятственного движения транспорта, приобрел неизмеримо большую актуальность в наши дни.отправляясь из дома на работу, мог купить газету, спички, табак, легкий завтрак именно по пути к остановке общественного транспорта,, пешеходному тоннелю, переходу. Если это сделать, то вряд ли у человека, которого «привели» к подземному переходу, возникнет мысль перейти улицу в другом месте. Более того, уже есть хороший, на мой взгляд, опыт не только размещения «торговых точек» на подходе к тоннелю, но и установки 'всякого рода торговых автоматов в нем самом. Некоторые тоннели Москвы служат одновременно входом в метро. А почему бы не сделать вход прямо из тоннеля в некоторые магазины? все это, несомненно, повысит безопасность человека в городе. С автором статьи «Город и транспорт» следует полностью согласиться в том, что в условиях возрастающей интенсивности движения транспорта на ушицахОбсуждаем статью „ГОРОД It ТРАНСПОРТ"движение надо отдать пешеходу. Наконец, следует ввести новое понятие — «пешеходная улица». Такую улицу, как правило, расположенную в центре города, надо отдать в безраздельное пользование пешеходам, исключив всякий проезд автомобилей, конечно, при условии, что в непосредственной близости будут стоянки для автомобилей. Система городских магистралей должна быть четкой и понятной каждому водителю. И достичь этого можно не только при помощи многочисленных дорожных знаков. Надо ввести такой элемент, как логическая ориентация. Находясь на той или другой улице, водитель или пешеход сразу же должен, не задумываясь, видеть, кто хозяин улицы — автомобиль или пешеход, кто из них пользуется большими правами, кто кому уступает дорогу. Средства такой ориентировки — соответствующая стандартная окраска мачт освещения, яркость и цветовые оттенки фонарей, частота размещения и сама конфигурация их опор. В таком случае целесообразным может оказаться и «свой» цвет маркировки проезжей части, бетонных плит, бортового камня. Разумеется, эти отличия должны быть заметными, не утомлять глаз человека и не отвлекать водителя от наблюдения за дорогой. Для освещения магистральных улиц можно принять, скажем, яркий белый Свет, цвет маркировки проезжей части — также белый, а ограждающих металлических решеток — красный. На жилых и промышленных улицах местного значения использовать слегка желтоватый свет, цвет маркировочных линий и ограждающих металлических решеток —- желтый, мачт освещения '— желтоватый. Сами по себе такие мероприятия не потребуют каких-то 'больших капиталовложений 'и могут быть проведены по-У ДОБСТВО Задача обширна, и решить ее можно только общими усилиями градостроителей, автоинспекции и местных административных органов, о чем справедливо пишут авторы статей «Город и транспорт» и «Автоинспектор и градостроитель»*. Как во всяком важном деле, здесь не должно быть мелочей, которыми можно было бы пренебречь. На этих «мелочах» мне и хотелось остановиться. Думается, что прежде всего надо постараться разгрузить от транспорта центры наших городов. Повышению безопасности движения в центральных районах города может послужить более четкая координация грузовых перевозок, а также вывод из центра города тех предприятий, которые создают большие грузопотоки. Вместе с тем для строящихся городов надо уже на стадии проекта предусматривать подземный коллектор с конвейером, который обеспечивал бы прямую связь мест массовой доставки грузов с местами их массового потребления. Скажем, железнодорожных 'станций и крупных универсальных магазинов, баз и т. д. Наиболее действенный метод 'разделения потоков пешеходов и транспорта — 'создание пешеходных мостиков и переходов. Однако надо заметить, что они не всегда используются эффективно. Виной тому зачастую неправильное размещение магазинов, предприятий бытового обслуживания и т. п. вдоль городских магистралей. Поэтому надо не только прокладывать пешеходные тоннели в уже сложившихся «фокусах пешеходного тяготения», но и искусственно создавать их там, где необходимо. Это в первую очередь касается размещения магазинов, киосков, торгующих предметами первой необходимости. Требуется так продумывать систему размещения пунктов розничной продажи в непосредственной 'близости от пешеходного тоннеля, чтобы человек, * «За рулем» № 1 и 2. 1966 г. настало время четко разделить сферу господства автомобиля и пешехода в городских районах. Все должны помнить, насколько сложен и ответствен труд водителя, управляющего, как говорят юристы, источником повышеннойСОЮЗНИКопасности. Дав такую четкую границу «водитель — пешеход», мы увеличим ответственность за безопасность движения и пешехода. Существующая классификация городских магистралей преду-БЕЗОПАоматривеет их разделение по классам только с точки зрения количества транспорта, а «правовые отношения» водителя и пешехода не учитываются. Очевидно, есть смысл, говоря о скоростных, магиютралыных ул*щах. 'города, добавить! слова «преимущественное движение транспорта». И всю ответственность за нарушение правил возложить на пешехода,. Если же речь идет о жилых улицах (местного значения), обеспечивающих транспортную и пешеходную связь микрорайонов, жилых кварталов и отдельных 'групп зданий с Магистральными улицами, или улицах промышленных и складских районов (местного значения), обеспечивающих транспортную и пешеходную связь отдельных промышленных предприятий и складов с магистралями, право на преимущественноесностистепенно, в процессе эксплуатации городских дорог. В то же время такая их дифференциация при помощи различных цветов подчеркнет характер данной улицы —• транспортный или пешеходный — и ааменит дорожные знаки простыми, логическими и легкоусваиваемыми элементами. Автомобиль — большая сила. Но надо умело использовать его возможности, свести на нет количество несчастных случаев на наших дорогах. Человек создал автомобиль, чтобы он служил людям в труде и отдыхе, сокращая расстояния, доставлял радость. Изолировав движение транспорта от пешехода, устранив помехи с дороги автомобиля, мы поможем всему этому полностью осуществиться. Ю. ФЕДУТИНОВ, аспирант ЦНИИ по градостроительству