рок движется по максимально крутой траектории, а противник атакует со стороны мяча. При этом туловище значительно выносится в сторону виража. Удар направлен на внутреннюю часть мяча, благодаря чему он облетает по дуге переднее колесо противника (рис. 21). Прием можно выполнять и сидя в седле и стоя на подножке. Ведение мяча непрерывным подталкиванием внутренней стороной стопы (рис. 22) — наиболее простой и Не требующий специальной подготовки прием. Однако он выполняется только по дуге; завершающий удар затруднен. Игрок сидит на передней части седла, бедро отведено в сторону, стопа развернута кнаружи. Мяч находится в постоянном соприкосновении с ногой, задней частью переднего колеса и выпускной трубой (или специальной дугой, соединяющей переднюю точку крепления двигателя с подножкой). На крутом вираже мяч может соприкасаться с головкой цилиндра). Произвести ударв этом случае можно так: 1) резко притормозить — мяч выкатится вперед, и игрок энергичным махом бедра и голени пошлет его в нужном направлении; 2) толчком внутренней стороны стопы послать мяч вперед и сразу же резко пробить; 3) резким движением руля отвести мотоцикл от мяча и коротким ударом ноги послать мяч вперед. Ведение мяча мотоциклом выполняется на небольшой скорости и по малому радиусу (рис. 23). Мяч находится между задней частью переднего колеса и глушителем (или специальной дугой). В этом положении он удерживается центробежной силой, прижимающей его к мотоциклу. Чем больше руль Повернут в сторону, тем легче выполнить этот прием. Для удара резко выпрямляют руль, мяч отходит от мотоцикла, и игрок посылает мяч вперед.Еще раз отуристахи дорогепродолжаетЧитатель разговорТысячи путешественников — автомобилистов и мотоциклистов — уже катят по дорогам страны на юг и на север, на запад и на восток. Разными маршрутами отправились они в дальние и близкие путешествия, на разных машинах, но всех их объединяет одно стремление: увидеть новые края, познакомиться с чудесными уголками нашей страны, побывать в памятных для каждого советского человека местах. Автомототуризм — одно из лучших средств познания Родины, воспитания любви к Отечеству. И, конечно, каждый, кто странствует на автомобиле или мотоцикле, вправе рассчитывать на внимание в пути. Однако не всегда и не везде встречает он радушный прием со стороны работников кемпингов, автопансионатов, станций техобслуживания, АЗС и т. д. О том, что портит настроение автотуристам, рассказал в своих заметках «Турист и дорога» общественный корреспондент журнала, кандидат технических наук А. Дмитриевский (см. № 4, 1966 г.]. Возвращаясь к этой теме, мы помещаем письма наших читателей об обслуживании на трассах туризма. нания оставили у нас сотрудники ГАИ, обслуживающие трассу Москва — Симферополь. Они всегда были любезны и внимательны, объясняли нам маршрут, предупреждали о состоянии дороги. А вот от общения с работниками станций техобслуживания остался неприятный осадок. Если произошла поломка — обращаться на СТО бесполезно. Везде один ответ: «Мотоциклистов не обслуживаем». Разве это правильно? У нас в стране миллионы мотоциклистов и мототуристов. Чем же они заслужили такую немилость? В. МАЛЬГИНОВ„Автотуристов не принимаем'/Было время, когда автопансионаты Крыма и Кавказа оказывали особое гостеприимство тем автолюбителям, которые заранее сообщали администрации о сроке своего прибытия. По опыту прошлых лет я связался с пансионатом в Джубге и попросил сообщить, можно ли будет провести там отпуск. Оказалось, теперь предварительных заказов не принимают. Но самое удивительное мы узнали в пути: от Новороссийска до Сухуми все места в пансионатах и кемпингах в основном занимали люди, прибывшие туда по обычным путевкам. Автотуристов же , среди которых много пожилых людей, водворили на «дикие» стоянки, где большая снученность, нет элементарных удобств. Да и стоянок этих, кстати, тоже очень мало. Само название «Автопансионат» говорит о том, для кого он предназначен, и надо вернуть дома автотуристов их законным хозяевам. К. СТАНКЕВИЧ г. ТамбовФинт — это обманное движение, •в скрывающее истинное намерение А игрока. Для того чтобы скрыть от про|«я гнвника направление движения с мячом, применяют финт «мотоциклом» (рис. 24). В трех — пяти S метрах от мяча игрок делает резкий поворот влево, к ак бы пытаясьв подойти к мячу слева. Преследующий его противник стремится приблизиться к мячу по наикратчайшей траектории справа. В метре от мяча' следует резкий маневр в обратную сторону и подход к мячу справа. Противник оказывается отрезанным от мяча мотоциклом. В тех случаях, когда выполняют удвоенный и даже утроенный финт, вместо поворота применяют резкий наклон мотоцикла. Игрок, стоя на подножках, поочередным давлением правой и левой руки на руль создает крены то в одну, то в другую сторону. Туловище в этом случае остается в вертикальном Положении. Финт «остановка мяча». Игрок равномерно движется по прямой или по виражу, а противник атакует сбоку. Игрок неожиданно притормаживает и поднимает ногу, будто бы пытаясь остановить мяч: резко тормозит и противник. Но в последний момент игрок с мячом переносит ногу назад, в первоначальное положение, посылает мяч вперед и увеличивает скорость. Противник остается сзади (рис. 25Г Для резкого изменения направления движения на 90 и 180 градусов используют финт «разворот влево» или «разворот вправо» (рис. 26). Игрок ведет мяч мотоциклом, двигаясь по виражу влево. Противник атакует с параллельного курса. Игрок резко тормозит, чтобы заднее колесо начало идти юзом, и одновременно быстро наклоняет мотоцикл влево, страхуясь от падения левой ногой. Корпус необходимо вынести вперед, чтобы максимально разгрузить заднее колесо. Мотоцикл разворачивается вокруг вертикальной оси, а мяч оказывается прижатым к переднему колесу и раме мотоцикла. Противник не успевает затормозить и проскакивает вперед, игрок продолжает движение уже в новом направлении. Л . ГУСЕВ, Э. ЦЫГАНКОВ, аспиранты Центрального Ордена Ленина института физической культурыг. Копейск Челябинской областиДля кого же все-таки автопансионаты?О пансионате «Приморье» в Планерсном мы узнали из справочников. И вот мы перед прекрасным зданием с красивой вывеской «Автопансионат». А рядом объявление: «Мест нет». «Наверно, здесь разместилась колонна автопутешественников», — решил я. Ничего подобного. Главный администратор пансионата объяснил, что имеет указание предоставлять места всем желающим — и никаких преимуществ авто- и мототуристам. С аналогичным положением мы столкнулись ив Москве, в мотеле на Симферопольском шоссе. Б. СТАРЫХ ЛенинградXВот та» „порядки"!Мне, бывалому туристу, случалось останавливаться во многих автопансионатах и кемпингах. Путешествовал я на мотоцикле ив прошлом году. Маршрут большой, а времени мало, поэтому на одном месте жил не больше двух-трех дней. И только в Феодосии пришлось задержаться на пять суток — дирекция пансионата не продает путевок на Меньший срок. Думается, такой «порядок» следует отменить. Он не в интересах мототуристов. К. РОСТОМЯН г. Ростов-на-ДонуКак проехать кпляжуПроблема использования «диких» пляж ей вблизи курортных городов для стоянки автомобилей и мотоциклов туристов далеко не нова. Но решается она медленно и плохо, хотя возможности, к ак мне кажется, ничем не ограничены. Взять, к примеру, прекрасную зону между Туапсе и Лазаревским. «Эксплуатируется» она явно не по-хозяйски. А для начала сделать надо совсем немного: выбрать участок, оборудовать подъезды к морю, поставить дорожные указатели. К ак бы это разгрузило курортные города! В. ПОНОМАРЕВ г. Баку„Мотоциклистов не обслуживаем "Около девяти тысяч километров проехали мы на мотоцикле от Копейска до Крыма и обратно. Много интересного увидели в пути, много узнали, повстречали хороших людей. Самые добрые воспомиО тредакции : Публикуемые здесь письма — это только малая часть из тех, что каждый день приносит редакционная почта. И все они отражают действительное положение дел. Для того чтобы устранить недостатки в обслуживании на туристских трассах, потребуются усилия многих организаций, отвечающих за работу кемпингов, гостиниц, автопансионатов, станций технического обслуживания, АЗС, кафе, столовых и т. д. Представителей этих организаций редакция намерена пригласить на одно из заседаний «Круглого стола». Мы приглашаем принять в нем участие и наших читателей-туристов. Ждем, товарищи, ваших писем, предложений, советов.