26
27
28
ЩЩ и мик •= н •= •=»*>••HI ы' отвЕчаштт ат•= л я aviемонт или замена вышедших из строя механизмов и деталей двигателя требуют его разборг ки, которую следует производить в стационарных условиях. В некоторых случаях простейший ремонт (далее в статье он специально оговаривается) м ожно делать ив пути. Но прежде чем подробно остановиться на ремонтных операциях, хотим дать один общий совет: разбирайте только то, что нужно вкаждом данном случае. Приступая к разборке, обзаведитесь съемниками. Необходимые приспособления показаны на рис. 1. Все они, кроме первого, изготовляются по месту. Первое, используемое для разъединения половинок картера, извлечения и установки коленчатого вала, наиболее сложно, поэтому его чертеж приведен отдельно на рис. 2. Самое простое Если у вашего мотоцикла неисправны передняя передача, сцепление, механизм пуска, то в случае крайней необходимости его можно отремонтировать даже в пути. Для этого необходимо вывернуть болты 3и8 (рис. 3) и снять педали переключения передач и пускового механизма. Затем, вывернув винты левой крышки 13 картера, снимают ее. Если надо заменить сальник, то вначале извлекают колпачок 10 и только потом выпрессовывают сам сальник 9. Разбирая сцепление, пользуйтесь крючком3 (см. рис. 1). Им нужно зацепить поочередно загнутые концы нажим-Это один из широко распространенных у нас мотоциклов. Верой и правдой служит он своим владельцам. Но вот наступает момент, когда нужен ремонт. У многих мотолюбителей нет опыта в атом деле, и они обращаются в редакцию за советом. Самые необходимые сведения о ремонте «Ковровца-175» можно почерпнуть из помещаемой здесь статьи инженера X. X. Миропольского.Р ис . 1. Приспособления: 1 — для разъединения половинок картера, извлечения и установки коленчатого вала; 2 — для разборки и сборки сцепления; 3 — крючок для разборки и сборки сцепления (его можно изготовить из спицы); 4 — съемник для ведущей звездочки передней передачи и ротора генератора.Р ис . 2. Универсальное приспособление для разъединения половинок картера, извлечения и установки коленчатого вала.ных пружин 24 (см. рис. 3), потянув их на себя, как показано на рис. 4, и, повернув влево, отпустить. Пружины должны проскочить через отверстия в наж имном диске 15. Затем вынимают нажимной диск и диски сцепления 17 и 18. Если срезались выступы на ведущих пластмассовых дисках 17, то замените диски. Может случиться так, что при движении двигатель самопроизвольно набирает обороты, а скорость мотоцикла падает. Одной из причин подобного явления может быть обрыв моторной цепи. Чтобы заменить сильно изношеннуюР ЕМОНТИРУЕЗотвФбУотвФЦ33К ОВРОВЕ ! *ййцепь и звездочки, нужна разборка. Для этого вынимают грибок 20, выравнивают и устанавливают отверткой стопорную шайбу 23, затем приспособление 2 (см. рис. 1), которое не допускает проворачивания внутреннего барабана сцепления. При этом наружные выступы приспособления должны войти в прорези наружного барабана 43 сцепления (см. рис. 3), а внутренние зубья — в шлицы внутреннего барабана 25. При ремонте в пути внутренний барабан можно застопорить грибком 20. Его шляпку упирают в один из шлицев внутреннего барабана, а торец — в валик 27 пускового механизма. Далее торцевым ключом 17 мм отвертывают по часовой стрелке гайку 22, как показано на рис. 5, и снимают стопорную шайбу. Но это половина работы. Надо еще отвернуть гайку 41 (см. рис. 3), не снимая приспособления, и только потом его мо ­ ж но убрать. После этого внутренний барабан извлекают из наружного. В заключительной операции для замены моторной цепи нужно сдвинуть с посадочного места звездочку 46. Для этого применяют съемник 4 (см. рис. 1). Лапки съемника подводят под зубья звездочки и вращением болта подают ее вверх, как показано на рис. 6, убирают съемник и одновременно наружный барабан сцепления, звездочку и цепь. Если нет съемника, м ожно использовать монтажную лопатку, устанавливаемую так, чтобы она концом касалась торца звездочки, а серединой — стенки картера. Затем наносят по свободному концу несколько резких ударов, следя при этом, чтобы не помять картер. Бывает так, что двигатель не заводится. Причина может заключаться в износе торцевых зубьев шестерни пускового механизма и сколах перемычек храповика. Возможна другая неприятность: пусковая педаль не возвращается в исходное положение. Это случается из-за поломки пружины. Для ликвидации неисправности продолжите разборку. Перед снятием шестерни 40 пускового механизма (см. рис. 3), сжав пружину 29, освободите доступ к стопорному кольцу 38, извлеките его, снимите шайбу 39, пружину и шестерню, а затем, срубив головки заклепок, разъедините детали. Теперь надо снять пружину 30, Наденьте педаль 2 на валик 27 и, придерживая рукой конец пружины, выдвините его до выхода пружины из прорези в картере. Валик вынимают вместе с сектором 28 и пружиной 30, а затем отделяют их от валика. Оставшиеся детали сцепления — шток 14 (рис. 7) и шарик из первичного валика, штифт и валик из корпуса 17 редуктора привода спидометра — извлекают при снятой правой крышке 20 картера. Чтобы разъединить половины картера, необходимо разборку продолжить. От-Разъединяют половинки картера (рис. 9) при помощи универсального приспособления 1 (см. рис. 1). На правую половинку устанавливают приспособление, отверстия в нем совмещают сР ис . 3. Передняя передача, сцепление, механизм пуска двигателя мотоциклов моделей А. В и В: 1 — резина педалей; 2 — педаль пускового механизма; 3 — болт; 4 — педаль переключения передач; 5 — стержень контроля уровня масла; 6 — винт; 7 — пробки; 8 — болт; 9 — сальник с пружинкой; 10 — колпачок сальника; 11 — винт; 12 — уплотнительное медное кольцо; 13 — левая крышка; 14 — гайка; 15 — нажимной диск; 16 — винт регулировки сцепления; 17 — ведущие диски сцепления; ведомые диски сцепления; 19 — опорный диск сцепления; 20 — грибок выключения сцепления; 21 — шарик; 22 — гайка М12Х1.5 с левой резьбой: 23 — стопорная шайба; 24 — нажимная пружина внутреннего барабана сцепления; 25 — внутренний (ведомый) барабан сцепления; 26 — регулировочная шайба; 27 — валик пускового механизма; 2В — сектор пускового механизма; 29 — пружина шестерни пускового механизпружина пускового механизма; 31 — регулировочная шайба; 32 — стопорное кольцо; 33 — сливная пробка с прокладкой; 34 — левая половина картера; 35 и 36 — регулировочные шайбы; 37 — втулка звездочки передней передачи; 38 — стопорное кольцо; 39 — шайба пружины; 40 — шестерня пускового механизма; 41 — гайка М12 X 1,5 с левой резьбой; 42 — волнистая шайба; 43 — наружный (ведущий) барабан сцепления; 44 — ведомая звездочка передней передачи; 45 — цепь передней передачи (моторная цепь); 46 — ведущая звездочка передней передачи; 47 — шпонка: 48 — регулировочная шайба; 49 — шарикоподшипник; 50 — шайба; 51 — сальник с пружинкой; 52 — шайба.5^соединив провода электропроводки, отвертывают винты 26 и извлекают статор 29, а потом, отвернув крепежный болт 24, снимают ротор 30. Для этого используют съемник 4 (см. рис. 1) с тонким болтом. Как это делается, показано на рис. 8. Вместо съемника можно использовать деревянный молоток. Самое сложное Теперь рассмотрим разборку Картера, необходимую при замене коленчатого вала, ремонте и регулировке Коробки передач и ее механизма переключения. За эту работу может взяться тот, кто имеет навыки в слесарном деле, притом под наблюдением специалиста. Из переднего и заднего верхних отверстий крепления двигателя надо выбить на половину длины направляющие втулки и отвернуть винты, скрепляющие половинки картера. Очень важно, чтобы были вывернуты все 12 винтов у модели К-175 и 13 у моделей «Ковровец-175» А, Б и В. отверстиями под болты крепления статора, а основание закрепляют барашковыми винтами. Винт съемника вращают по часовой стрелке. Лыски его войдут в зацепление с наконечником, а вставленный в него упорный винт должен будет давить на торец цапфы коленчатого вала. При разъединении половинок нужно следить за тем, чтобы просвет между ними увеличивался равномерно по всему периметру, без перекосов. Сначала снимают регулировочные шайбы (если они есть) с валика переключения передач, а потом и приспособление. После этого расправляют шайбу 11 (см, рис. 7) и отвертывают гайку 13 крепления звездочки; снимают уплотнительную 12 и стопорную 11 шайбы, звездочку 10, шайбу 9и вынимают вторичный вал (основную шестерню). Помните, что у моделей А, Б иВ извлекать вторичный вал нужно осторожно, чтобы не рассыпались ролики подшипника. Вслед за этим отвертывают винты 8, снимают корпус 7 сальника коробки передач, прокладку 6и шайбу 3. При необходимости из корпуса выпрессовывают сальник 4. Вывернув винты 31, снимают корпус 32 сальника коленчатого вала, прокладку 33 и шайбу 35. При замене сальника 34 его выпрессовывают из корпуса. При замене пружины 3 (рис. 10) вынимают валик переключения передач. У двигателя К-175 отжимают сектор фиксирующего механизма, а у моделей А, Б иВ выдвигают валик 9 вперед так, чтобы его поводок 4 вышел из корпуса 12 собачек, а затем повертывают валик по часовой стрелке. Для ремонта коробку передач наиболее рационально разбирать так. ВначалеРис.4. Разборка сцепления.Р ис . 5. Так отвертывают гайку крепления внутреннего барабана сцепления. Рис. 6. Снятие ведущей звездочки передней передачи. выпрессовывают промежуточный вал 17 вместе с шестерней 20 и неподвижной шестерней 19 второй передачи. У К-175 вместе с промежуточным валом извлекается только одна шестерня. Далее вынимают шестерню 15 первой передачи и подвижную шестерню у двигателя К-175 (подвижную шестерню 16 третьей передачи у моделей А, Б и В). Выпрямив стопорные шайбы 6, отвертывают десятимиллиметровым торцевым ключом болты 5 (у двигателя К-175) или болты механизма переключения передач и основания упора (у моделей А, Б и В). И только потом снимают основание 7. Затем вынимают фиксирующий механизм вместе с подвижной шестерней второй и третьей передач (у К-175) или механизм 8 переключения передач с подвижной шестерней 28 второй передачи (у моделей А, Б и В). Чтобы заменить или отремонтировать коленчатый вал, его необходимо вынуть из левой половинки 10 картера. Для этого на первичный вал 30 коробки передач уста-Р и с. 7. Механизм выключения сцепления, генератор двигателя мотоциклов моделей А, Б и В: I — прокладка; 2 — п равая половинка картера; 3 — шайба; 4 — сальник коробки передач с пружинкой; 5 — втулка звездочки задней передачи; 6 — прокладка! сальника коробки передач; 7 — корпус сальника коробки передач; 8 — винт; 9 — шайба; 10 — ведущая звездочка задней передачи; I I — стопорная шайба; 12 — уплотиительная резиновйя шайба; 13 — г айка звездочки задней передачи с левой резьбой: 14 — ш ток выключения сцепления; 15 — винт: 16 — п ружинная шайба; 17 — корпус редуктора привода спидометра в сборе; 18 — рычаг с вайиком выключения сцепления; 19 — пружина рычага: 20 — п раваякрышка картера; 21 — уплотнительное медное кольцо; 22 и 23 — винты; 24 — болт; 25 — п ружинная шайба; 26 — винт: 27 — пруж инная шайба; 28 — шайба: 29 — статор генератора; 30 — ротор генератора; 31 — винт; 32 — корпус сальника коленчатого вала; 33 — прокладка сальника; 34 — сальник коленчатого вала) с пружинкой; 35 — шайба; 36 — ш арикоподшипник . навливают съемник 1 (см. рис. 1), пропустив его через отверстие во втулке и зафиксировав специальной гайкой. Затем закрепляют его скобой и двумя винтами, пропуская их сквозь резьбовые отверстия для крепления левой крышки. Вращением винта съемника коленчатый вал должен выдвигаться из половинки картера (рис. 11). Полная разборка коробки передач заканчивается выпрессовкой первичного вала 30 (см. рис. 10). У моделей А, Б иВ снимают с промежуточного и первичного валов соответственно неподвижные шестерни 19 и 29. Но сначала надо удалить стопорные кольца 18. Затем вынимают фиксатор 11 и его пружину. Для замены шарикоподшипников, сальников, половинок картера разборка заканчивается выпрессовкой из левой половинки картера шарикоподшипника 49 коленчатого вала (см. рис. 3) во внешнюю сторону. В эту же сторону вынимают шайбу 50 и осторожно выпрессовывают сальник 51. Таким же способом, но внутрь картера, выпрессовывают из левой и правой половинок подшипники коробки передач, правый подшипник коленчатого вала и корпус фиксатора. У двигателя К-175 подшипники скольжения промежуточного вала выпрессовывать без нужды не следует. Заключительная операция разборки — извлечение стопорных колец из гнезда под подшипники.Сборка двигателяЕсли вы внимательно следили за разборкой двигателя и разложили детали в последовательности их разборки, сборка не представляет особых трудностей. Однако на некоторые моменты все же следует обратить внимание. При установке стопорного кольца в левую половинку картера в гнездо под подшипник коленчатого вала для всех моделей мотоциклов необходимо, чтобы разъем кольца был расположен против отверстия для смазки. Запрессовывая шарикоподшипник 49 коленчатого вала (см. рис. 3), не следует углублять его за плоскость картера более чем на 0,6 мм . Устанавливая вторичный вал, проверьте вращение шестерни 27 (см. рис. 10)— оно должно быть свободным. На внутреннюю полость шестерни и ролико-Р и с. 8. Снятие ротора генератора двигателя мотоциклов моделей А, В и В. 9. Р азъединение . п оловинок кар-Р и с. 10. Коленчатый вйл и коробка передач мотоциклов моделей А, В и В: 1 — стопорное кольцо; 2 — колпачок пружин ы : 3 — пружина; 4 — поводок валика: 5 — болт; 6 — стопорная шайба; 7 — основание упора; 8 — механизм переключения передач; 9 — в алик переключения передач; 10 — л евая половинке картера; 11 — ф иксаторв сборе; 12 — корпус собачек в сборе; 13 — стопорное кольцо; 14 — шарикоподшипник; 15 — ш естерня первой передачи; 16 — подвижная шестерня третьей передачи; 17 — промежуточный вал; 18 — стопорное кольцо; 19 — неподвижная шестерня второй передачи; 20 — ш естерня промежуточного вала; 21 — регулировочное кольцо; 22 — шарикоподшипник; 23 — обойма роликоподшипника; 24 — стопорное кольцо; 25 — сепаратор; 26 — ролик; 2 7 ' — вторичный вал (шестерня основная) с втулками; 28 — подвижная шестерня второй передачи; 29 — неподвижная шестерня третьей передачи: 30 — первичный вал; 31 — шарикоподшипник; 32 — стопорное кольцо; 33 — шарикоподшипник; 34 — маховик с левой цапфой; 35 — шатун; 36 — кривошипный палец: / $7 — кольцо; 38 — втулка верхней головки шатуна; 39 — м аховикс правой цапфой.Vis 5 Vt гзт19 /б*° h \г \ъ