nopmuBKbiuчекГЛОБУСТехкомиссия свирепствует'иШведское ралли в этом году входило в зачет командного чемпионата Европы. Первые два места в абсолютном зачете занялиэкипажи А. Андерссона и С. Лампинена. Пат МоссКярлссон со своей напарницей выиграла женский кубок. Все они выступали на автомобилях «СААБ-Спорт». «Ралли Цветов» в Италии было третьим этапом европейского чемпионата. Из 130 стартовавшихэкипажейфинишировалолишь 39, хотя протяженность маршрута составляла всего 1325 км . Первое место в абсолютном зачете завоевал английскийэкипаж — В. Эльфорд и Д. Дейвенпорт — на автомобиле «Форд-Кортина-Лотос». Однако его результат был аннулирован , так какв коробке передач у одной из шестерен оказалось 27 зубьев вместо 28, к ак значилось в регистрационной карточке ФИА. По такой жепричине не получил зачета экипаж , ш едшийна «Лянча-Флавия». Диаметр выпускных каналов в головке двигателя был на) миллиметр меньше , чем это зарегистрировано в ФИА. В итоге победителями ралли оказались итальянцы Л. Челла и Л. Ломбардини («Лянча-Фульвия-ХФ»); четвертое место в абсолютном зачете завоевали поляки С. З асадаи К. Осиньский на крошечном 650-кубовом «Штейр-Пух». Итак, ФИА в этом году строго прид ерживается требования: конструкции серийных автомобилей (группа 1) должны полностью соответствовать данным регистрационной карточки. В ее 200 пунктахи 16 фотографияхотражены все конструктивные особенности автомобиля и предусматрив ается подтверждение того, что за год такихмашин было выпущено заводом не менее 5тысяч . Технические комиссии ралли имеют право после финишасамым тщательным образом осмовреть машины. Обнаруженные при этом несоответствия конструкции тому, что записано в карточке, караются аннулированием результатов.м ериканский автомобильный журнал «Кар Лайф» в 1966 году присудил свою ежегодную медаль за наиболее интересную модель новому легковому автомобилю «Олдсмобиль-Торонадо», выпущенному фирмой «Дженерал Моторс» (США). Это четырех-шестиместный спортивный седан. Интересен он прежде всего своей компоновкой с приводом на передние колеса. И хотя в последние годы такая компоновка приобретает в Европе все новых сторонников, в США продолж али стойко придерживаться «классической схемы» — двигатель спереди, зад-АИз общеизвестных преимуществ, котор ые дает привод на передние колеса (устойчивость автомобиля на поворотах, увеличение полезного объема кузова при заданных габаритах, возможность создания полноценной грузопассажирской модификации), в конструкции «Торонадо» наиболее четко проявляется использование первого преимущества. Пов ышенная устойчивость на поворотах у автомобиля спередним приводом за счет постоянного совпадения тягового усилия снаправлением движения управляемых колес особенно важна для новой модели, м аксимальная скорость которой около«Т0Р0НАД0» ГОНИТСЯ ЗА ЕВРОПОЙзубчатая передача^ ^ гидротран^ | г » — — — ^ | 200 км/час. Уменьшение склонности кзаносу обеспечивается и тем, что 60 процентов веса автомобиля приходится на передние колеса (это увеличивает силу сцепления их с дорогой). На «Торонадо» продольно установлен карбюраторный V-образный восьмицил индровый двигатель рабочим объемом 6964 смз и мощностью 385 л. с. (показатели мощности приводятся по американскому стандарту SAEи несколько завыш енывсравнениисевропейскими стандартами), Интересно, что средняя мощность двигателей у европейских автомобилей с приводом на передние колеса составляет лишь около 60 л. с , а наиболее мощный из них — итальянского автомобиля «Лянча-Флавия» -чь имеет 100 л. с. Установка двигателя мощностью 385 л. с. н а переднеприводном автомобиле «Торонадо» в какой-то мере опровергает установивш еесяв Европе мнение о том, что мощность 100 л. с. я вляется практически максимальнойдля автомобиля стакой компоновкой. Крутящий момент передается от двигателя сначала назад к гидротрансформатору, а яатем через зубчатую цепь — вперед, н атрехступенчатуюпланетарную коробку передач, расположенную слева от двигателя, далее, ч ерез главную передачу идифференциал — к полуосям с шаровыми шарнирами равных угловых скоростей (см. рисунок). Из конструктивных особенностей следует отметить цепную передачу от гидЕотрансформатора к коробке передач. убчатая цепь шириной 50 мм и длиной 1180 мм состоит из 124 звеньев ивыпол нена без натяжного устройства. Межцентровое расстояние между ведущей и ведомой шестернями равно 280 мм. Ведущая шестерня имеет резиновый гаситель колебаний. При компоновке с приводом на передние колеса, когда двигатель и трансмисс иясгруппированыв один узел, под капотом в моторном отсеке очень тесно и из-за нехватки места для размещения пружин передней подвески ее пришлось сделать торсионной. По этой же причине вместо обычного дифференциалас крестовиной был установлен цилиндрический планетарныйдифференциал , зан имающийменьше места. Естественно, что все это значительно усложнило конструкцию.Начало полошеноЧемпионат мира по мотокроссу в классе 250 смз открылся соревнованиями в Испании. Этот этап проводился на очень трудной трассе с каменистой поверхностью. Даже самыенадежные мотоциклы не выдерживали ударных нагрузок. В результатев первом заезде оставляет трассу эксчемпион мира Ж. Робер, затем сходят успешно стартовавшие советские гонщ ики Л. Ш инкаренкои Г. Драугс. Однако чемпион 1965 года Виктор Арбеков блестяще справился со всеми трудностями и вне конкуренции был первымв обоих заездах. Второе место занял швед Т. Халльман на «Гускварне», третье — англичанин Д. Р икмэн на «Бультако». Второй этап чемпионата проходил на юге Франции, близ Авиньона. Первый заездв отличном стиле выиграл Виктор Арбеков, оставив позади двух экс-чемпионов — Т. Халльм анаи Ж. Робера. А во втором заезде ему не повезло. Сразу же после старта он попал в массовый «завал» и не смог продолжать гонку. В итоге места на этапе распределились так: Т. Халльман, Ж. Робер и П. Добрый (оба на «Чезете»). Чехословацкий спортсмен П. Добрый выступал на модернизированном «Чезете» с одним глушителем. Он на 2 л. с. мощнее машин Робера и Арбекова. В Швейцарии состоялся первый этап 3чемпионата мира в классе 500 см . Победу здесь одержал прошлогодний вице-чемпион Пауль Фридрихе (ГДР) н а «Чезет-360». Лучший результат из советских гонщиков у И. Григорьева — 7-е место. кпереднин капееам % Схема передачи крутящего момента от двигателя до дифференциала . Я Вверху: компоновка «Олдсмобиль-Торонадо». автомобиляние колеса — в едущие . Правда, американцами ещев 1936 году был пущен пробный шар . Тогда фирма «Корд» выпустила автомобиль с приводом на передние колеса, который, однако, не получил дальнейшего распространения . Поэтомуто возвращениечерез 30 лет к этой компоновке ивызываетинтерес . Выпуск автомобиля «Торонадо» с практически новой для американской автомобильной промышленности компоновочной схемой, естественно, потребовал немало времени для подготовки производства. Н а проектирование, постройку опытных образцов, и хиспытания , н а изготовление технологической оснастки и освоение производства ушло семь лет. После конструктивной проработки и постройки опытных образцов автомобиля «Торонадо» • были проведены испытания . Все «экзаменуемые» автомобили в общей сложности «набегали» около 2,4 млн. километров на испытательном полигоне и непосредственно по дорогам.вял «ХОНДА СВ-450»БАЛНАН МД - 5 0тот элегантный мопед, который вы видите на фото, выпущен в Болгарии. Двигатель его одноцилиндровый, ёвухтактный, рабочим объемом 49 смЗ. тепень сжатия 7. Максимальная мощность 2,3 л . с, п ри 5500 об/мин. Сцепление и коробка передач — в блоке с двигателем. Зажигание и освещение — от маховичного магдино. Коробка передач трехступенчатая суправлениемна левой стороне руля. Р ама мопеда штампованная. Передняя вилка рычажного типа. В качестве упругого элемента используются резиновые кольца. З адняя подвеска рычажная, пружинная. Размер шин 2,25—23. Максимальная скорость 60 км/час. Расход топлива 1,8 лна 100 км пути. Вес мопеда 60 кг . о сообщениям иностранной печати, я понскаяфирма «Хонда» подготовил ак выпуску новую двухцилиндровую модель СВ-450. Двигатель у этой модел и — с двумя параллельно расположенными цилиндрами, рабочим объемом 455 смз. Диаметр цилиндра и ход поршня 70x57,8 мм. Мощность 43 л. с. п ри 8500 об/мйн, скорость — 177 км/час. Цилиндр и головка отличаются сильно развитым оребрением; у картера двигателя с горизонтальным разъемомпо линии коленчатых валов большой объем Для масла в оребреиной нижней части. Двигатель оснащен двумя карбюраторами «Кейхин». Система зажиганияи освещения — 12-вольтовая. Пуск осуществляется электростартером — р ешение довольно редкое. Конструкторы установили два прерывателя в отличие от прежних двухцилиндровых моделей с одним прерывателем, в ызывающим ненужную дополнительную искру в конце выпуска. Наибольший интерес в двигателе представляет привод клапанов с двумя верхними кулачковыми валиками, в котором вместо клапанных пружин применены торсионные стержни. В современной мотоциклетной практике это редкость — торсионы использовались лишьв 1920 году в мотоциклетном двигателе Мартинсайда. . Механизм привода клапанов показан на рис. 1: он виден такженаразрезе двигателя (рис. 2). Кулачковые валики приводятся в действие цепью (рис. 3), расположенной между цилиндрами. Система паразитных зубчаток и роликов включает натяжной шкив (натяжение регулируется в коробке механизма газораспределения). При первом взгляде на расположение механизма кулачков и коромысел кажется, что это система «десмодромик». Каждый клапан имеет два коромысла: одно — управляемое кулачком и опирающ еесяна верхнюю часть стержня клапана, другое — опирающееся на клапан, посредством втулки, которая крепится к его стержнюпри помощи сухариков. Второе коромысло имеет шлицыпод поllJEMHUKa Pitt рГЕ ОЯ ЧБ ЖАкПЗНАННОНИЯ в ближайшембудущемскими амортизаторами идентичны применяемым фирмой на моделях серии «Спорт». Р азмершин : 3,25—18 (передняя) и 3,50—18 (задняя). Топливный бак новой формы имеет емк ость 16 л. Основные размеры мотоцикла: д лина — 2032 мм, ш ирина — 787 мм, высота — 1067 мм, база — 1471 мм, дорожный прос вет — 140 мм, конструктивный угол бокового крена мотоцикла — 64 градуса. Весит мотоцикл около 177 кг.1Имодель мотоцикла П10, отличающуюся новыми линиями, в частности оригинальной формой бензобака. Двигатель мощностью 18 л. с. (рабочий объем 249 смз, диаметр и ход поршня — 68 мм) по-прежнему одноцилиндровый. -Разрезные охлаждающие ребра создают благоприятные условия для теплового расширения цилиндра. Для лучшего использования преимуществ полусферической камеры сгорания конструкторы расположили свечу в центре головки. Седло с продольными пружинами И прокладкой из пенорезины, а также гидравлические амортизаторы сделали машину удобнее. Венгерские инженеры разработали еще одну конструкцию мотоцикла класса 250 смз — П20. Двигатель этой модели — двухцилиндровый, мощностью 23 л . с. Мотоцикл динамичен, быстро набирает скорость свыш е 120 км/час. Этому способствует пятиступенчатая коробка передач. П ятая передача — ускоряющая. • Двухцилиндровый двигатель модели П20. У каждого цилиндра свой карбюратор.году на международной ярВ прошлом Будапеште венгерская промарке в мышленность показала перспективнуюР ис . 1. Механизм привода клапанов. Р ис . 2. Двигатель в разрезе. Р ис . 3. Цепь, приводящая в действие кулачковые валики.л ый вал, состоящий из двух частей, ь который входит торсионный стержень, имеющий в свою очередь шлицы на обоих концах. Более длинная часть полого вала, к которой крепится коромысло, свободна, другой конец вала зафиксирован неразъемным наконечником. Таким образом, п ри открытии клапана скручивается торсионный стержень . В коромысле, в той его части, по ко торой работает кулачок, есть закаленный вкладыш, а в кулачке сделаны сверления для прохода масла в нерабочие зоны его поверхности (см. рис. 3). Конструкция с торсионными стержнями имеет то преимущество, что упругий элемент максимально удален от нагревающегося клапана, это дай!о возможность укоротить стержень клапана. Передняя передача мотоцикла — шестеренчатая, з адняя — цепная; сцепление — семидисковое, в масляной ванне; коробка передач — четырехступенчатая. Передаточные числа: 6,95; 7,95; 10,8 и 18.5. Одинарная трубчатаярама мотоцикла, телескопическая передняя вилкаи рыч ажнаязадняя подвеска с гидравличе-•Я-