а®омащлх> на ovxЧеловек идет к врачу, когда у него появляются признаки болезни. Ему он излагает свои жалобы. А автомобиль) Он бессловесен. Но шумы и звуки, издаваемые им при движении, скажут опытному водителю не меньше, чем жалобы больного врачу. Надо только уметь различать их, и тогда вы все время будете знать, как «чувствует» себя ваш автомобиль. Ниже мы помещаем сокращенное изложение статьи на эту важную тему из швейцарской газеты «Автомобильное обозрение». о время движения водитель слышит бесчисленное количество различных звуков, к которым он сравнительно быстро привыкает. Однако, когда вдруг появляются новые звуки, он начинает прислушиваться к ним. Эти шумы являются симптомами неисправностей, которые могут возникнуть, или уже имеющихся дефектов. Их надо уметь оценивать, хотя это порой и нелегко. Слуховую тренировку для определения дефектов но звуку можно начать, пробуя разделить обычный шум нормально движущегося автомобиля на составные элементы. Это не так просто. Бывает, что один источник звука перекрывает другой. Например, при движении на большой скорости по ровной дороге шум мотора заглушается шумом встречного потока ветра, бьющего по кузову; при езде по плохой дороге на передний план выступает шум колес и стук подвески. Слух обращает наше внимание в первую очередь не на источник шума с высокой частотой колебаний, а на те звуки, которые надоедают и причиняют беспокойство. Бывает так, что трудно различимые стуки появляются только 'временами и держатся дольше при езде с постоянной скоростью по автостраде или на низшей передаче на подъеме. Такие явления — признак опасности, так как они означают, что частота колебаний одной из деталей автомобиля попадает в резонанс с колебаниями самого движущегося автомобиля. Эти колебания могут быстро привести к поломке и даже аварии. В первую очередь речь идет окреп лении колес к ступицам. Характерно, что такие явления исчезают, как только будет увеличена или уменьшена скорость движения автомобиля, изменены обороты двигателя или переключена передача. В большинстве случаев они связаны с вибрацией, которая проявляется на зеркале обратного вида, на педали акселератора, на рычаге переключения передач или на рулевом колесе, хотя действительные причины находятся не здесь. В таких случаях рекомендуется при езде по автостраде периодически менять скорость, учитывая, что к поломкам ведут резонансные колебания, которые можно даже не расслышать и своевременно не определить. В каждом автомобиле необходимо различать источники звуковых колебаний, появляющихся при использовании тормозов, рулевого управления и переключении передач. Главное внимание надо обращать не на общий скрип кузова, а на тот, что возникает при пользовании рулевым уп равлением и тормозами. Такие скрипы означают: в автомобиле что-то нарушено. Дефекты амортизаторов дают о себе знать глухими ударами и сильным шум ом при езде по узким кривым и неровным дорогам. А о дисбалансе колес водитель узнает несмотря на то, что рулевое колесо будет вести себя спокойно; признак его — сильное дребезжание всей передней части автомобиля. Барабанные тормоза при воздействии на них издают характерный звук работающих поверхностей, дисковые же тормоза благодаря колебаниям, возникающим в тормозных зажимах, издают при свободной езде свистящий звук. Глухой шум, который исчезает в барабанных тормозах при небольшом воздействии на них, может быть признаком того, что тормозные колодки либо ослабли в своих креплениях, либо разрегулировались. Резкий скрип тормозов (не надо путать со скрипом покрышек по дорожному покрытию при торможении)— не только явный признак того, что в тормозной системе возникают резонансные колебания или плохо приработались накладки, но и следствие загрязнения внутренних поверхностей барабанов. Не исключено также, что сами тормозные накладки износились и заклепки оставляют царапины на барабанах. Появляющийся при повороте рулевого колеса звук, который напоминает перемалывание или хруст, позволяет установить, что подшипники передних ко лес износились и неисправны. У автомобилей с передними ведущими колесами скрипящие звуки могут издавать шарниры приводных валов. Их легко определить, если заставить автомобиль двигаться попеременно назад и вперед, включив при этом передачу, и одновременно поворачивать рулевое колесо.охлаждают до комнатной температуры и помещают в герметически закрывающийся сосуд. В таком состоянии смесь может сохраняться при комнатной и пониженной температуре около года. Перед употреблением в состав мастики вводят при тщательном перемешивании полиэтиленполиамин. Отвердитель вводят небольшими порциями, чтобы избежать самопроизвольного разогрева смеси, в результате чего она может быстро отвердеть. Наполнители перед введением в смолу необходимо подсушить и проверить, чтобы не было посторонних включений, а полиэтиленполиамин до употребления предварительно нагревают до температуры 105—110 градусов для удаление влаги и выдерживают при этой температуре 3 часа. Время отвердения указанных эпоксидных составов при естественной температуре (-18—23 градуса) — 24 часа; с повышением температуры оно резко сокращается. Так, при 40 градусах время отвердения составляет 8—10 часов, при 60 градусах — 2—3 часа, при 80 градусах — 1—1,5 часа, а при 100 градусах — 0,5 часа. Для сушки отремонтированного участка можно применить передвижную рефлекторную установку. Подлежающую выравниванию (заполнению) поверхность тщательно зачищают до металлического блеска, шерохуют металлической щеткой или наждачной шкуркой зернистостью 60—80 (для лучшего сцепления мастики с металлом) и обезжиривают, протирая ветошью, смоченной в бензине Б-70, уайт-спирите, ацетоне или другом органическом растворителе. После 3—5-минутной выдержки при комнатной температуре на ремонтируемую поверхность шпателя наносят мастику. мастикой участок затем шлифовкой — наждачным пильником или наждачнойпри помощи Заполненный выравнивают кругом, нашкуркой.НАЛОЖЕНИЕ ЗАПЛАТ На рваные места, пробоины, отверстия и трещины можно наложить заплату из эпоксидной смолы в сочетании со стеклотканью или другой прочной тканью. Для этого ремонтируемый участок тщательно зачищают и шерохуют с обеих сторон. Надо также зачистить кромки металла в отверстиях. Чтобы получить после ремонта ровную поверхность (если заплата накладывается с лицевой стороны), надо углубить на 2—3 мм ударами молотка металл панели на расстоянии 20—25 мм по периметру вокруг то-•18- Редкая коробка передач работает бесшумно. В синхронизированных коробках почти все шестерни находятся в постоянном зацеплении (исключая не синхронизированные передачи и задний ход) и вращаются даже без нагрузки. Отсюда появляется поющий многоголосный звук, который издают кромки зубьев шестерен. Нормальным является слышимый гул муфты синхронизаторов во время включения рычага переключения передач. Разработаные карданные шарниры и большой люфт в дифференциале дают знать о себе глухими ударами при быстром нажиме на педаль акселератора и резком отпускании ее, а также при неплавном включении сцепления и движении задним ходом. У машин с независимой задней подвеской прослушиваются легкие удары приводных шарниров, как и при передних ведущих колесах. Порой у водителя возникают сомнения: где источник звука — в ведущих осях или в коробке передач? В этом случае повреждение — в приводе осей, если этот звук не исчезает при движении накатом, когда рычаг переключения передач находится в нейтральном положении. Иногда двигатель не тянет и глохнет. Причину часто надо искать не под капотом автомобиля, а в бензобаке. Если засорена вентиляционная трубка или маленькое отверстие в пробке бака, бензонасос не засасывает достаточное количество топлива. А кроме того, при большой откачке бензина в баке создается вакуум, затрудняющий работу насоса.Статью «Автомобиль на слух» комментирует и дополняет заведующий кафедрой техники и эксплуатации автомобильного транспорта Московского инженерно-экономического института имени Серго Орджоникидзе кандидат технических наук А. Т. Таранов. Водитель автомобиля, будь то профессионал или любитель, в большей или меньшей степени во время движения всегда слушает и «чувствует» машину. Всякие изменения динамики автомобиля, работы двигателя, давления в шинах, качества торможения, действия педалей тормоза, сцепления, осветительной аппаратуры и многое другое не остаются незамеченными для водителя. Вместе с этим и появление любых новых стуков и шумов во время движения автомобиля или пуска двигателя также привлекает его внимание. Ведь они могут быть сигналом, предупреждающим о необходимости остановиться, чтобы избежать поломки или даже аварии. В первую очередь необходимо определить причину появившегося стука и степень его опасности для движения автомобиля. Искать надо неисправности узлов двигателя, агрегатов и узлов ходовой части и кузова автомобиля. При этом стуки, как правило, вызываются ослаблением резьбовых соединений, износом или поломкой деталей. Иногда они могут быть следствием нарушения регулировки системы зажигания и питания двигателя. Причин, вызывающих дополнительные стуки во время движения автомобиля, такое множество, что рассказать в одной статье о них не представляется возможным. Очень часто бывает трудно на слух определить причину и характер стука. Для квалифицированного, объективного диагноза необходимы специальные приспособления и приборы. Но во многих случаях можно обойтись и той «аппаратурой», которую природа отпустила человеку.Стуки толкателя клапана определить и устранить несложно. Для этого надо проверить зазоры между толкателем и клапаном и отрегулировать, если они увеличены, пользуясь специальным щупом. Детонационные стуки (взрывы) топливной смеси часто называют стуками пальцев. Это определение неверно. Палец поршня не стучит, так как для появления стука необходим зазор между двумя деталями. А палец находится в подшипниках скольжения бобышки поршня и верхней головни шатуна с зазором, при котором исключается появление стуков. Чтобы установить причину детонационных стуков, надо проверить регулировку зажигания. После пуска двигателя, при работе его на установившихся малых оборотах, под нагрузкой резко нажимаем на педаль акселератора. Если в этом случае (при резком открытии дроссельной заслонки) стуки появляются — пробуем обогатить топливную смесь ручным приводом дросселя. Если стуки прекратились, это значит, что необходимо регулировать карбюратор. Если же при обогащении смеси детонационные стуки не прекращаются, следует установить несколько более позднее зажигание. Напомним, что для проверки регулировки карбюратора нужны специальные приборы, в том числе газоанализатор, а для установки зажигания — приборы, по которым определяется угол опережения или запаздывания. Любой появившийся в агрегатах и узлах автомобиля стук не должен остаться без внимания. Выяснить причину — это значит установить, не грозит ли опасностью движение автомобиля, и опреде^ лить, что надо делать. «Топография» шумов Опасные повреждения можно определить по шумам, исходящим от тормозов передних колес, передней подвески и рулевого управления (1). Неисправности коробки передач с ручным и автоматическим включением (2) можно определить по возрастающему шуму колес и подшипников. Повреждения в заднем мосту и неисправности карданного вала определяются в большинстве случаев по характерному стуку и шуму зубчатой передачи (3). Задние рессоры (4) сообщают об отсутствии смазки своим скрипом. В моторе можно различать стуки клапанов, подшипников и поршней (5). Скрипы кузова (6) надоедливы и отвлекают внимание. Запасное колесо, инструмент и багаж (7) легко создают побочные шумы.го места, где предполагается наложить заплату. Рекомендуется на границе осаживаемого металла панели подставить, как показано на рис. 8 (см. стр. 17), металлическую поддержку. Это дает углубление нужного размера и аккуратную осадку металла. Подготовленный таким образом участок обезжиривают, протирая ветошью, смоченной в ацетоне или другом органическом растворителе, а затем, чтобы не стекал эпоксидный состав, поврежденный участок с обратной стороны заклеивают изоляционной лентой или бумагой, которые после отвердения состава удаляют. Чаще всего заплаты делают из стеклоткани PC толщиной 0,2—0,3 мм или ленты из стеклянной ткани, перекрывающей разрыв, пробоину на 10—15 мм по периметру. Кистью или шпателем наносятслой эпоксидной мастики толщиной примерно 1 мм, накладывают предварительно промазанную эпоксидным клеем заплату и уплотняют стеклоткань роликом для удаления пузырей воздуха. Второй и последующие слои эпоксидного состава с промежуточными заплатами из стеклоткани - должны перекрывать предыдущие на 5—8 мм. Заплаты из стеклоткани лучше пропитывать клеевой пастой, приготовленной по рецепту состава № 1 (см. таблицу), но без наполнителя. Верхний, последний слой стеклоткани покрывают эпоксидной мастикой № 1. Каждый слой прикатывают роликом, рабочую поверхность которого рекомендуется делать с чередующимися впадинами и выступами. Число слоев стеклоткани должно быть не менее четырех, тогда покрытие составит 2—3 мм. •После наложения заплаты отремонтированный участок сушат в течение 24 часов при 18—29 градусах или 3—4 часа при 80 градусах. Поверхность заплаты шлифуют, зачищают напильником и наждачной бумагой. все работы с составами на основе эпоксидных смол производят в спецодежде ив медицинских резиновых перчатках или рукавицах, поскольку они вызывают раздражение кожи. Перед началом работы рекомендуется смазать лицо и руки вазелином или тонким слоем мыльной пасты (кремом для бритья). Если эпоксидный состав или отвердитель попадет на кожу, необходимо это место немедлено обмыть теплой водой с мылом и снова натереть мыльной пастой. Применяемую для эпоксидных составов посуду и инструменты по окончании работы надо промыть ацетоном.•19-