ольшая часть автомобильных соревнований — будь то двоеборье, ралли, кросс или кольцевые гонки — содержит элементы «фигурки» — состязаний ,на мастерство вождения. С них^го, собственно, и начинается автомобильный спорт. Через ««фигурку» лежит путь к спортивному разряду. И все же никогда раньше эти соревнования не приобретали такого значения, как теперь, когда повсюду развернулась подготовка к сдаче норм на значок «Готов к защите Родины». Как на местах при помощи простейшего оборудования, несложного инвентаря организовать соревнования на мастерство вождения автомобиля? Об этом мы и хотим рассказать. Федерация автоспорта в свое время утвердила перечень из 29 упражнений по фигурному вождению. Первые десять предусматривались для классификационных соревнований низшей, V группы, где пробуют свои силы новички. Однако многолетний опыт показал, что некоторые из этих десяти упражнений не только не легче, но сложнее последующих, предназначенных для состязаний более высокой группы. К тому же первые упражнения требуют большого количества ограничителей, стоек и другого оборудования, а это осложняет организацию соревнований. Жизнь внесла поправку в рекомендации. Президиум федерации разрешил теперь в классификационных соревнованиях V группы применять любые десять фигур. Пользуясь свободой выбора, организаторы соревнований, конечно, должны ориентироваться на комплекс таких упражнений, которые были бы не слишком легкими и не слишком трудными для новичков ив то же время позволяли сохранить «фигурный» характер езды. Важно при подготовке состязаний правильно рассчитать площадку и установить последовательность фигур. Расстояние между ними регламентируется такими цифрами: не менее 10 м для легковых и не менее 15 м для грузовых автомобилей. Однако даже при соблюдении этого «метража» можно разместить фигуры так, что новичку пройти их будет очень трудно. И уж тем более нельзя в целях экономии места сокращать расстояние между фигурами. При подготовке площадки надо иметь в виду новый пункт правил (издание 1966 года) — разрешение маневрировать. Это значит, что спортсмен, выполняя упражнение, имеет право останавливать автомобиль и подавать его задним ходом (раньше это в ряде упражнений запрещалось). Например, при выполнении «змейки» водитель видит, что автомобиль не вписывается в ворота. Он может остановить машину, подать ее назад, выровнять для изменения направления. Он имеет право также сделать дополнительную, «петлю», чтобы преодолеть препятствие, не задевая ограничителей. Отсюда следует, что фигуры надо размещать с таким расчетом, чтобы участник имел возможность маневрировать и между ними, и внутри них. Разметка ряда упражнений, установка ограничителей некоторых фигур нередко вызывают трудности у организаторовНА ВКЛАДКЕ У2. «За рулем> N4 8и даже приводят к судейским ошибкам. Чтобы избежать этого, обращаем внимание на отдельные «тонкости» в подготовке трассы соревнований. «КРУГ». Практика показала, что снятие и установка ограничителей для въезда в круг и выезда из него во время упражнения практически неосуществимы. в этом упражнении ограничители .надо устанавливать с заранее предусмотренными въездными и выездными воротами, как это показано на 1-й странице вкладки. «ТОННЕЛЬНЫЕ ВОРОТА». На площадке, где устанавливается это препятствие, должен быть отмечен не только контур подпятников, «о и уровень концов ограничителей. Иначе в случае изгиба ограничителей нарушаются габаритные размеры фигуры и судья не может в ходе соревнования быстро восстановить их без замера. «ПРОЕЗД ПО ДОСКЕ». Часто устанавливают не специально изготовленную, а обычную доску (доски) соответствующих размеров. Это допустимо. Но если не сделать скосов на торцах или плохо соединить обе части между собой, то доска начинает «прыгать» и изменяет свое положение. Это иногда служит причиной невыполнения упражнения. Повторяем: концы доски должны быть скошены, а соединение элементов — прочно и 'Надежно. «ПЕНЕК». £сли в соревнованиях участвуют спортсмены на автомобилях с шинами размером меньше стандартного (например, типа «Р»), то надо устанавливать пеньки соответственно меньшей высоты. Разницу легко определить, замерив дорожный просвет у двух автомобилей со стандартными шинами ис шинами меньшего размера. ЛИНИЯ «СТОП». Обращайте внимание на ее расположение по отношению к оси движения автомобиля от предыдущей фигуры. В случае если они не будут взаимно перпендикулярны, то начинающий спортсмен не сможет выполнить упражнение: на линии окажется лишь одно колесо — со стороны водителя. Чтобы облегчить новичкам задачу, целесообразно девятым упражнением делать «пенек» или «контрольную линию». Мы приводим два варианта подбора упражнений и их размещения на площадке, в которых соблюдены основные требования — относительная легкость и небольшое количество оборудования при сохранении соревновательных элементов (см. рисунки на вкладке). И в заключение несколько советов по изготовлению самого необходимого оборудования для «фигурки». Простейшие ограничители для всех фигур (кроме «змейки» и «тоннельных ворот»), показанных на вкладке, можно сделать из проволоки-катанки толщиной 4—6 мм. Для этого ее разрезают на куски длиной в метр и концы закругляют. В качестве подпятников чаще всего используют обрезки металла толщиной 4—6 мм. Подпятники в зависимости от наличия материала могут иметь любую форму — квадрата, круга, прямоугольника. К ним приваривают бобышки (высота и сечение — от 10 до 15 мм) и просверливают их насквозь вместе с подпятником. Причем отверстие должно быть на 0,1—0,5 мм больше толщины ограничителя, чтобы он мог свободно входить в подпятник и держаться в нем. Бобышку надо приваривать ближе к одной стороне подпятника (в 60 мм отДЕСЯТЬ ФИГУРКак организовать сдачу норм ГЗР на мастерство вождения автомобилякрая), чтобы уменьшить возможность наезда на подпятник. Ограничители для змейки делают из проволоки толщиной 6 мм и длиной 1,5 м. Стойка «эстафеты» с подпятником должна быть более массивной и устойчивой. высота кронштейна стойки от площадки 1,2—1,5 м. Он может быть прямым или слегка изогнутым вниз, но так, чтобы кольцо легко снималось. Кольцо имеет диаметр 20 см и делается из проволоки толщиной 4—5 мм. Ограничители для «тоннельных ворот» могут быть такими же, как и для «змейки», но только согнуть их надо под прямым углом, на уровне наибольшей ширины автомобиля. Чтобы концы не царапали автомобиль, на них надевают резиновые наконечники. Доска имеет следующие размеры: для грузовиков — 8 мX 35 см, для легковых автомобилей — 8 мX 20 см; толщина 40—50 мм. Но доску такой длины подобрать трудно и транспортировать неудобно, поэтому ее делают из двух частей, обеспечив надежное соединение. Все оборудование «фигурки» должно быть окрашено в яркий цвет, на концы ограничителей желательно надевать флажки. Во всяком случае, они обязательны в упражнении «змейка» и на всех ограничителях, обозначающих въезды и выезды. И наконец, о количестве оборудования. В расчете на ГАЗ-51 для первого варианта комплекса упражнений необходимо 114 проволочных стоек-ограничителей с подпятниками, 4 стойки, изогнутые для «тоннельных ворот» (с подпятниками), стойка для «эстафеты», доска и пенек. Для второго варианта соответственно потребуется 150 ограничителей, 4 изогнутые стойки, 2 стойки для эстафеты, доска и пенек. Для упражнений на «Волге» количество инвентаря по первому варианту составит соответственно 104; 4; 1; 1; 1; а по второму — 130; 4; 2; 1; 1. В. ПОЛЬГУЕВ, член комиссии массовых видов спорта ФАС СССР•9-