18
19
Заборники рассчитаны и подобраны таким образом, чтобы это условие было выдержано. У автомобиля 3A3-96SA в моторном отсеке при скорости движеВ чем преимущества метода просасы- ния 80 км/час давление достигает 3 мм спиртового столба. вания воздуха через двигатель для его охлаждения, который применен в «ЗаБыла создана оптимальная конструкпорожце»? ция моторного отсека, обспечившая нормальный тепловой режим двигателя. Оба способа — нагнетание и просасыПосле испытаний на дороге ив аэрование — имеют свои положительные и динамической трубе воздухозаборники отрицательные стороны. Вот некоторые установлены там, где лучше условия для преимущества охлаждения просасываболее полного использования энергии нием: равномерность распределения охнабегающего потока воздуха. лаждающего воздуха по отдельным циДвигатель теряет мощность. В чем линдрам благодаря одинаковому давлепричина? Существует ли какая-нибудь нию и скорости его у входа в межрезависимость между потерей мощности берные каналы отдельных цилиндров; пробегом? минимальные потери энергии потока на Причин потери мощности двигателя удар о поверхности и на завихрение при очень много, и некоторые из них не завходе; более интенсивное протекание висят от пробега. Их можно разделить воздуха по узким и кривым межреберна две группы. ным каналам головок цилиндров; возможность полного использования скороВ первую войдут неправильные регустного напора при движении автомобилировки клапанов, зажигания, карбюраля; более простое использование энертора, дефекты в работе приборов систегии выходящего нагретого воздуха; помы питания и зажигания. догрев впускной трубы и простота терВторую составят износ клапанов, коморегулирования. лец, поршней, цилиндров, пальцев и обИногда ошибочно считают, что при разование нагара. 'Бывает, что зазоры такой схеме охлаждения в моторном отмежду клапанами и штангами не подсеке должно быть разрежение. Если в даются регулировке. Наиболее часто эта моторный отсек воздуха поступает больнеприятность случается, если пружины ше, чем может выбросить из него венклапанов теряют упругость. Отрегулиротилятор, то давление повысится. вать зазоры не удается также при больНа двадцать восьмом заседании «Клуба» («За рулем» № 4, 1966 г.) с ответами на вопросы читателей выступил инженер Запорожского автомобильного завода «Коммунар» Л. Г. Спекторов. Материал заслужил одобрение владельцев «Запорожцев». Одновременно они задают новые вопросы и просят продолжить беседы об этом автомобиле. Мы выполняем эту просьбу и снова предоставляем слово Л. Г. СПЕКТОРОВУ.ПОГОВОРИМ оших износах головок регулировочных болтов и гнезд - в штангах толкателей. Значительные износы направляющих втулок клапанов, их поломка, погнутость стержней клапанов — все это тоже не позволит отрегулировать правильно зазоры в клапанах и приведет к падению мощности. Чтобы выяснить причину падения мощности двигателя, надо прежде всего устранить стуки клапанов и правильно (по инструкции) отрегулировать зазоры. Затем проверьте зазоры и работоспособность свечей зажигания и прерывателя-распределителя, отрегулируйте опережение зажигания. и Кроме того, надо проверить подтяжку головок цилиндров, соединения впускной трубы и карбюратора, отрегулировать уровень бензина в поплавковой камере и проверить работу насоса-ускорителя, продуть жиклеры и проверить работу бензонасоса. Если после выполнения всех этих операций мощность двигателя не повышается, значит, он требует разборки и ремонта с заменой колец и других деталей.Какой развал задних колес считать правильным и как его проверить?Изменение развала задних колес автомобиля ЗАЗ-965А с изменением нагрузки совершенно естественно. Оно опре-sw»*«n«:*«K»w.ASiu«WbKtawttw»w»»4»c«,w^^ Окончание Начало на стр. 14.С «МОСКВИЧШ» НА «МОСКВИЧ-407»смещение, нужно помнить о необходимом запасе 'поворота рычага на оси не менее 90 градусов в каждую сторону. Резьбовые втулки 402-2904084 можно заменить втулками 403-2904084. Последние длиннее на 5 мм, поэтому надо либо подрезать торец втулки на наждачном камне, либо положить шайбы толщиной 5 мм между ее опорным торцом и плоскостью втулки, вваренной в верхний рычаг. металлические шарниры (так называемые сайлент-блоки) оси нижних рычагов — надежные и работоспособные узлы. Они подсобраны вместе с металлическими втулками с радиальным натягом резины, а не с осевым сжатием, как в шарнирах модели 402. Такая конструкция обеспечивает пробег порядка 100 тысяч километров. По принципу работы, а также нагрузке и углу закручивания эти сайлентблоки находятся в одинаковых условиях с резиновыми втулками оси нижних рычагов моделей 402 и 407 и поэтому могут быть установлены в передние подвески этих машин.МОДЕРНИЗАЦИЯ ШАРНИРОВ НИЖНИХ РЫЧАГОВПрименяемые в передних подвесках «Москвичей» моделей 403 и 408 резино-Р ис . 5. Наружная втулка сайлентблока. Р ис . 6. Сборка и установка сайлентблока оси (нижних рычагов: 1 — нижний рычаг передней подвески; 2 — наружная втулка сайлент-блока; 3 — резиновая втулка сайлентчблока; 4 — гайка оси нижнего рычага; 5 — упорная шайба; 6 — распорная втулка; 7 — ось нижних рычагов. Р ис . 7. Распорная втулка сайлентблока. Р ис . 8. Конусная оправка для сборки сайлент-блйка. Р ис . 9. Опорная опразка.5ш.•Д4или1щб) |оО8V41 £41.'9,• ^ —*>. „ <11\гОПОРНАЯ ПОВЕРХ;НОСТЬ ОСИITвm,3i?\ 95в*•18- «ЗАПОРОЖЦЕ»деляется кинематикой рычажной задней подвески. При увеличении нагрузки положительный до этого развал становится равным нулю, а затем — отрицательным. Когда в автомобиле четыре человека, задние колеса должны стоять почти вертикально или с небольшим отрицательным развалом. Если это не так, то, вероятно, погнуты рычаги или ослаблены пружины- задней подвески. Тогда следует снять и проверить пружины. В свободном состоянии пружина задней подвески должна иметь длину 285 мм. Длину замеряют между точками, отстоящими от начала крайних витков примерно на три четверти. Для усиления жесткости пружины под нее подкладывают вырезанную из старой покрышки шайбу. Разумеется, это временная мера. Рекомендовать ее можно, только если нет новой пружины. Когда будет нормальный развал, можно приступать к регулировке схождения задних колес согласно инструкции. Как заменить жидкость в амортизаторах? Прежде всего необходимо снять их с автомобиля и разобрать. Для этого следует отсоединить нижнее крепление амортизатора, поддомкратить автомобиль и опустить насколько можно до рычага задней подвески; затем сжать пружину струбциной (или другим приспособлением), вынуть ее из гнезда и снять амортизатор. Правила заполнения амортизатора подробно изложены в инструкции. Они те же, что и для заполнения амортизаторов «Москвичей» моделей 402 и 407. Устанавливают амортизатор в обратном порядке. Можно ли заменить тормозные цилиндры ЗАЗ-965 на такие же от ЗАЗ-965А с автоматической регулировкой зазоров колодок и барабанов? Такая замена возможна. Но для нормальной работы потребуется спилить регулировочные кулачки на тормозных щитах. Можно ли эксплуатировать автомобиль с постоянно надетым шлангом подачи нагретого воздуха в развал цилиндров? Этого делать нельзя. Вентилятор двигателя при работе создает под кожухом разрежение около 140 мм спиртового столба, а вентилятор электродвигателя отопителя — около 2—3 мм. Поэтому, если оставить шланг надетым, резко увеличится расход воздуха, проходящего через отопитель. Это, во-первых, приведет к переохлаждению теплообменника отопителя и прекращению теплообмена, во-вторых, сделает невозможным попадание теплого воздуха в салон кузова. К тому же возникнет вероятность обратного выпуска. А это может вызвать пожар. Горячий воздух, попав в двигатель, выведет из строя генератор. Чтобы отопитель работал нормально, патрубок, на который надевается шланг предпускового подогрева, должен быть при работающем двигателе закрыт, а заслонка поставлена в положение, когда весь воздух из отопителя поступает в кузов. Почему «оседает» передок автомобиля? Как устранить дефект? Исправный автомобиль «Запорожец» имеет достаточный дорожный просвет, так называемый клиренс, и обладает хорошей проходимостью не только по проселочным дорогам, но и по песку, по грязи. Об этом убедительно свидетельствуют результаты испытаний в пустыне Кара-Кум и других местах. Но вот автомобиль вдруг опустился, как говорят, «клюнул носом». Дело в передней подвеске. Она потеряла упругость. Это происходит при поломке листов торсионов или (у автомобилей первых выпусков) из-за проворачивания втулки в трубе подвески. Надо не поднимать кузов, вводя прокладки под подвеску, а немедленно ликвидировать неисправность: эксплуатация такого автомобиля приведет к более серьезным последствиям — деформации рычагов, трещинам в кузове, поломке амортизаторов. Для устранения дефекта необходимо сменить поломанные листы торсионов, сварив торцы уже собранных листов. Если на автомобиле раннего выпуска проворачивается втулка, надо установить ее на место и зафиксировать сваркой.с«-ч''^г.'«ч1*'<'л*>>;'»;<^.>.^'счлАу.я.^ Для переделки рычагов нужно четыре сайлент-блока (деталь 403-2904046). Остальные детали можно изготовить самостоятельно. Для замены металлических втулок, вваренных в рычаги, необходимо срезать сварочный шов на рычагах и удалить старую втулку. Посадочные отверстия диаметром 40,1 ммв рычагах должны быть сохранены. В них устанавливаются наружные втулки сайлент-блоков. Внешние размеры проушины нижнего рычага не позволяют применить целиком конструкцию крепления сайлентблока оси нижнего рычага модели 403, в которой он подсобирается предварительно в самостоятельный узел и после этого запрессовывается своей наружной втулкой во «тулку, вваренную в нижний рычаг. При постановке этого сайлентблока в нижние рычаги модели 402 приходится изготовить наружную втулку (рис. 5), которая заменяет упомянутые две и вваривается в нижние рычаги; тогда сайлент-блок собирают уже в рычаге. Сайлент-блок необходимо предварительно разобрать. Не рекомендуется выпрессовывать его резиновую втулку, так как можно повредить резину. Наружную металлическую втулку сайлентблока нужно аккуратно разрезать ножовкой или напильником, не затрагивая резиновой втулки. Наружную втулку сайлент-блока (см. рис. 5) устанавливают в отверстие про•пни] 111itvlllBllSl ушины рычага так, чтобы торец буртика упирался всей поверхностью в плоскость рычага, предварительно очищенную от следов сварки, оставшихся после срезания старой втулки. В таком положении втулку приваривают к рычагу, как показано на рис. 6. Можно и не срезать втулку старого рычага. В таком случае надо отверстие во втулке рассверлить до диаметра 35,5*W мм. Этот способ проще, но не обеспечивает той надежности в эксплуатации, поскольку рабочая длина резиновой втулки сайлент-блока получается меньше требуемой, что влечет увеличение удельного давления на нее. Но вернемся к основному варианту. Приварив втулку к рычагу, закрывают ее внутреннее отверстие от брызг сварки и зачищают от окалины. Затем в это отверстие устанавливают резиновую втулку сайлент-блока, которую для удобства монтажа следует смазать мыльной пеной. Резиновая втулка должна располагаться в наружной втулке без перекосов. Рычаг, подсобранный с резиновой втулкой, необходимо просушить в течение 10 часов при температуре 40 градусов. Затем его собирают с внутренней распорной втулкой сайлент-блока. Для этого втулку, изготовленную по размерам, указанным на рис. 7, устанавливают на цилиндрический хвостовик конусной оправки (рис. 8), смазывают мыльной пеной конус оправки, наружную поверхность . рдспорной втулки и внутреннее отверстие резиновой втулки сайлент-блока. Затем на прессе конусную оправку вместе с втулкой 6 (см. рис. 6) проталкивают через отверстие резиновой втулки. Для удобства сборки наружную втулку сайлент-блока необходимо опереть торцом на оправку, показанную на рис. 9. Конусная оправка, пройдя через резиновую втулку, должна выпасть из нее, а распорная втулка остается в резиновой втулке сайлентблока. В окончательно собранном сайлентблоке распорная втулка должна выступать за торцы наружной втулки 2 (см. рис. 6) на одинаковое расстояние. При перекосе внутреннюю втулку 6 можно передвинуть, установив конусную оправку обратной стороной. Распорная втулка в собранном рычаге должна располагаться своей фаской в сторону опорных торцов оси нижних рычагов. Дальше сборку нижних рычагов ведут в последовательности, обратной разборке. Гайки и контргайки на оси нижних рычагов должны быть только навернуты на резьбовые цапфы. Окончательно их затягивают на автомобиле при положении рычагов, соответствующем полной статической нагрузке. Если гайки затягивать при другом положении нижних рычагов, то угол закручивания в одну сторону может превысить 15 градусов, а это вызовет проскальзывание резиновой втулки сайлент-блока и ее преждевременный износ.•19-