32
33
Возвращаясь <—— и напечатанномуБЕНЗИН С .-ПРЕПЯТСТВИЯМИ Содержание статьи, опубликованной под таким названием в майском номере журнала «За .рулем», вряд ли стоит напоминать. Все неудобства описанной в ней системы продажи индивидуальным владельцам транспорта бензина и масел испытал на себе каждый автолюбитель и мотоциклист. Не однажды выступала по этому поводу печать. Сегодня мы можем обрадовать наших читателей. По представлению Прокуратуры СССР прежний порядок торговли го8юче-смазочными материалами отменен. б этом сообщил нам начальник отдела общего надзора Прокуратуры СССР А. Холявченко. По поручению Совета Министров СССР Государственный комитет Совета Министров СССР по материальнотехническому снабжению, Министерство финансов СССР и Государственный банк СССР разработали новые указания о порядке продажи автомотолюбителям бензина и масел. В чем они заключаются? На этот вопрос отвечает другое полученное редакцией письмо, которое подписали заместитель министра финансов СССР М. Рябова и заместитель председателя Правления Госбанка СССР В. Карабеков. Вопервых, аннулируются заборные книжки и вводятся талоны различной купюрности. Их можно будет приобрести не только на нефтебазах ив магазинах, но и просто у агентов, как, скажем, лотерейные билеты. Новая система позволяет владельцу автомобиля или мотоцикла купить такое количество бензина и масла, которое ему действительно требуется, и освобождает его от обязанности заполнять специальные «анкеты» и хранить, как было прежде, корешки талонов для отчета. Существовавший порядок вызывал недовольство и жалобы еще и потому, что ставил водителя, оставшегося по каким-то причинам без талонов, в безвыходное положение. И эта сторона вопроса учтена в новых «Указаниях». Разрешена продажа на отдельных автозаправочных станциях нефтесбытовых. организаций горюче-смазочных материалов за наличный расчет. Итак, препятствия устранены. В ближайшее время новый порядок продажи горюче-смазочных материалов будет введен в действие. Он, без сомнения, позволит улучшить обслуживание автомотолюбителей.книжных В Таллина,НЕДОСТАТКИ БУДУТ УСТРАНЕНЫ Читатель А. Саксин из Белгорода написал в редакцию о плохой организации технического обслуживания и ремонта автомобилей индивидуальных владельцев на городской станции технического обслуживания. Редакция направила письмо в Министерство бытового обслуживания населения РСФСР для принятия необходимых мер. Заместитель начальника главного управления по ремонту технически сложных бытовых машин, приборов, автотранспорта и металлоизделий Б. Фишман сообщил нам, что министерство дало указание начальнику управления бытового обслуживания населения Белгородского облисполкома устранить отмеченные в письме недостатки.— По письму приняты мерыШОФЕР ПОЛУЧИЛ ДОКУМЕНТЫ Читатель нашего журнала Л. Катков одно время работал в Сахалинской области и там сдал экзамены на права шофеЙачлюбителя, но до отъезда в г. Славянок раснодарского края не успел получить удостоверения из-за отсутствия в ГАИ бланков. Работники Госавтоинспекции Сахалинской области обещали выслать удостоверение, однако своего обещания не выполнили. Об этом Л. Катков сообщил в редакцию журнала. Письмо было направлено в ГАИ Сахалинской области. Начальник ГАИ А. Татарников уведомил редакцию, что удостоверение тов. Каткову выслано.В этомВсесоюзная летучка 1 П. С ырки н, В. Ж адае в. Горьковская «восьмерка» 3 П. Б ородин . От АМО-Ф-15 до ЗИЛ-130 5 В. П ольгуев . Десять фигур . . . 9 А. Х охлаче в. С новой меркой . . 10 М. Г иицбур г. Отправляясь в путь- 11 М. К оссо в. Турбина или цилиндр? 12 Клуб «Автолюбитель» В. Евланов. С «Москвича-408» на «Москвич-407» 14 Е. Воронов, П. С идоров , Р. С трашкевич , Б. Терский. 20-сильный «Вихрь» 16 Кавказское кольцо 4-я стр. вкладки Пустите в автомотоспорт! . . . . 17 Л. С пекторов . Поговорим о «Запорожце» 18НОМЕРЕ:Справочная служба «За рулем» . . Зеленая волна П. Р абинович . Почему шофер заснул за рулем? . , . . . Экзамен на дому . . . . . . . Энциклопедия «Зеленой волны» Советы бывалых Слово чемпионам На конгрессах ФИА и ФИМ . . . . В. Т имони н. «Ява-автоматик» . . А. Р ыжи к. Знакомство с ФИАТом Спортивный глобус v 20 21 22 24 25 26 27 28 30 -31Первая страница обложки — монтаж И. Марголина. Четвертая страница обложк и — Помощники авиаторов ФОТО Б. МещеряковаРедакционная коллегия: А. И. ИВАНСКИЙ (главный редактор), А. А. АБРОСИМОВ, Г. М. АФРЕМОВ, А. Г. БАБЫШЕВ, В. И. КОВАЛЬ, А. М. КОРМИЛИЦЫН, Д. В. ЛЯЛИН, Б. Е. МАНДРУС, В. И. НИКИТИН, И. В. НОВОСЕЛОВ, В. В. РОГОЖИН, С. В. САБОДАХО, Н. В. СТРАХОВ, А. Т. ТАРАНОВ, М. Г. ТИЛЕВИЧ, Б. Ф. ТРАММ, А. М. ХЛЕБНИКОВ. Корректор И. П. Замений. Адрес редакции: Москва, К-12, ул. Разина, 9. Телефоны: общий К 5-52-24; секретариат К 5-00-67; отдел военно-патриотического воспитания и обучения Б 8-77-63; отдел науки и техники Б 3-23-23; отдел спорта, туризма и массовой работы Б 8-77-63; отдел безопасности движения Б 8-77-63; отделы оформления и писем К 4-16-60. Сдано в набор 22.6.66 г. Подп. к печ. 26.7.66 г. Бум. 60х90'/8. 2,25 бум. л.=4 печ. л. Тираж 1300 000 экз. Г-32248. Цена 30 коп. Зак. 258. Оформление И. Г. Имшенник и И. П. Бурлака.магазинах и киосках Тарту, Пярну, многих других городов и «ел Эстонии маленькую книжечку «Правила движения» сейчас, как говорят, днем с огнем не найдешь. Срочным порядком печатают новый тираж. «Все ясно,— скажет искушенный читатель, — наверняка в республике проводилась переэкзаменовка водителей!» И не ошибется: пожалуй, так оно и было. Однако до чего же это был приятный и необычный «семинар»! Начать с того, что успешно выдержавших все экзамены ждали ценные призы, а лучшего из лучших — мотрцикл «Ковровец». А разве не любопытно, что хотя семинар длился целых шесть месяцев и шел на началах исключительно добровольных, от желающих участвовать в нем отбою не было. Но давайте расскажем обо всем по порядку. Идея проведения телевизионной викторины по правилам уличного движения принадлежала Госавтоинспекции 'республики. Однако организаторами ее стали не только ГАИ и студия телевидения. Специальные призы победителям учредили Совет Министров ЭССР, Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог, республиканские комитеты ДОСААФи Общества Красного Креста, Министерство здравоохранения и другие организации. В сентябре прошлого года газета «(Советская Эстония» опубликовала первые пятнадцать вопросов викторины. Ими начался первый тур этого интереснейшего и своеобразного состязания в понимании тех законов, которым подчиняется движение транспорта и пешеходов на наших улицах и дорогах. Тысячи писем-ответов пришли на телевидение. Авторами их были не только водители. Попробовать свои силы в викторине решили и люди, далекие от транспортных дел. Конечно, тягаться со «спецами» им было нелегко. Однако, забегая несколько вперед, скажем, что наиболее отражные |(и, разумеется, подготовленные) из тех, кто ни разу не сидел за ру-3-я типография Управления Военного издательства Министерства обороны Союза ССР. лем, пробились даже в финал викторины. А к нему вело три тура сложнейших испытаний. Второй тур викторины начался в один день и час во всех четырнадцати районных центрах республики. Четырнадцать представителей Госавтоинспекции доставили на места и одновременно вскрыли конверты с новыми заданиями и вопросами. Условия были таковы: в третий тур выходят четырнадцать победителей районных соревнований и еще тридцать четыре участника, набравшие наибольшее количество баллов среди всех 1006 претендентов, продолжающих борьбу. Телевизионная заставка на экранах TV '«Stoppl» стала хорошо знакома всем телезрителям, в перерывах между турами члены жюри викторины по телевидению анализировали ошибки, давали консультации по наиболее сложным разделам правил движения, разъясняли методику их самостоятельного изучения. А среди членов жюри, как и полагается, были специалисты самой высокой квалификации — заместитель начальника ГАИ республики в. Пыльтс, заведующий кафедрой эксплуатации и ремонта автомобилей Таллинского политехнического института Е. Соон•альд, заместитель директора профессионально-технического училища шоферов X. Кодрес, инженер по организации движения А. Калда, автор учебного пособия для мотоциклистов А. Палу. В третьем туре участники викторины встретились с ними уже лицом к лицу: 48 победителей второго тура приехали продолжать борьбу в Таллин. К этому времени викторина завоевала в Эстонии огромную популярность. За состязанием следили десятки и сотни тысяч людей, увлекательно поданный разговор о правилах движения нашел самую широкую аудиторию. Показательно, что уже в самый разгар викторины на телевидение стали приходить письма с пожеланиями проводить ее чаще и уж во всяком случае ежегодно. Ну как не вспомнить здесь унылых поклонников ежегодных и набивших всем оскомину «техминимумов по ПУД», что проводятся больше для «галочки» в отчете, как не осудить иных работников ГАИ, кто важную и интересную работу по пропаганде правил движения сводит к беглому и скучному пересказу их основных статей и суете вокруг выдачи всякого рода справок и талонов? Может быть, опыт эстонцев послужит для них хорошим примером? Третий тур потребовал особенно серьезной подготовки. На каждую из задач давалось весьма ограниченное время, все было так, как и бывает на дороге или улице, где на поиски правильного решения у водителя зачастую остаются считанные секунды. Да что там много говорить! Достаточно привести такой факт; тем, кто вышел в четвертый тур викторины,не имея удостоверения водителя, автоинспекция выдала права без сдачи экзамена по правилам движения транспорта. И вот — финал. Двенадцать «закаленных судьбою бойцов» на последнем рубеже. Заключительные десять вопросов. На этот раз самые сложные и совершенно не похожие один на. другой ни по своему характеру, ни то содержанию. Сможете ли вы, например, просмотрев три части специально отснятого фильма, определить с минимальной погрешностью скорость движения автомобиля во всех трех случаях? Или ответить на вопрос: какие тормоза эффективнее — задние или передние? Мы уже не говорим о том, что от каждого финалиста требовалось доскональное знание Правил. Наконец многомесячный спор завершен. Победитель первой в Эстонии телевикторины «Stoppl» — автолюбитель из Таллина Ханс Тенсон. Он стал владельцем призового «Ковровца». Совсем немного проиграл ему шофер совхоза «Виру-Ягупе» Е. Инно. На третьем месте мастер спорта тренер по велоспорту Р. Ныу. Но, по правде говоря, проигравших здесь не было, выиграли и те, кто был отмечен призами, и те, кто не получил специальных наград. Все приобрели отличные знания по вопросам безопасности движения. В итоге выиграло важное дело пропаганды правил движения среди населения. Г. ЗИНГЕР, спец. корр. «За рулем» г. Таллин Эти несколько фотографий познакомят вас с атмосферой, в которой проходил финал викторины, и характером некоторых заключительных заданий. Вопрос задай. «Кому и каким требованиям должен подчиняться любой участник движения?» В течение трех минут каждый обязан записать ответ ив знак своей готовности зажечь световой сигнал. А это «высокое жюри», которое оценит правильность каждого ответа. «Автомобильный слалом». На первый взгляд, упражнение для разрядки, но и оно требует совершенно необходимого для каждого водителя умения правильно и экономно проходить повороты.•ФПроверка реакции. Когда загорится световой сигнал, надо как можно быстрее нажать на кнопку регистрирующего прибора.•Заместитель начальника ГАИ Эстонии В. Пыльтс вручает победителю викторины X. Тенсону первый приз мотоцикл «Ковровец». Слева — один из авторов викторины и ее ведущий, корреспондент телевидения Р. Карэмяэ. Фото X. Вильмса