т.поиски, цэем, разработкиНадежный союзникДВИГАТЕЛЯВ последнее время задача фильтров резко облегчилась—появились масла с диспергирующими* свойствами, например АС-8 с присадкой ВНИИНП-360. При работе двигателя с таким маслом, в отличие от автола и СУ, загрязняющие частицы не слипаются и находятся во взвешенном состоянии. Удалить их значительно проще, чем продукты загрязнения автола и СУ, слипающиеся в крупные асфальто-смолистые частицы. Эти частицы быстро загрязняют даже фильтр грубой очистки, у которого, как известно, проходные каналы большого сечения. При этом проход масла через фильтр резко сокращается, и он пропускает лишь незначительную часть потока, идущего в главную магистраль для смазки подшипников. С использованием высококачественных масел с присадками появилась возможность подвергать тонкой очистке все масло, идущее в главную магистраль. Этот способ называется полнопоточной фильтрацией. Полнопоточный фильтр (см. рисунок) состоит из корпуса и фильтрующего элемента тонкой очистки. Масло нагнетается насосом в корпус, проходит через фильтрующую перегородку элемента, подвергаясь очистке, и затем поступает в главную магистраль двигателя. При загрязнении элемента или при работе на вязком масле (например, во время пуска и прогрева двигателя) часть масла может пройти в главную магистраль через перепускной клапан, минуя фильтр. После загрязнения элемент необходимо заменять новым. * Д исперсность — тонкое или жидких тел в данной среде. измельчение твердыходной в Водном комнате, или, как принято здесь говорить,друбоксе — большие стеклянные шкафы, в гой — работающие двигатели. Этап за этапом идет поиск. Исследуются различные конструкции масляных фильтров и сорт» бумаги, из которой они изготовляются. Надежная очистка масла — необходимое условие нормальной работы двигателя. Она же в огромной степени определяет срок его службы. Поэтому так важно создать наиболее совершенную систему фильтрации. Во всех современных отечественных автомобилях эта «миссия» возложена на фильтры грубой и тонкой очистки. Первый отбирает из масла загрязняющие его частицы неорганического происхождения размером больше 120 микронов. Его «коллега» занят тем, что вылавливает очень мелкую примесь из частиц менее 5 микронов. У фильтра тонкой очистки с' пористой перегородкой есть серьезные недостатки: первый — в малой пропускной способности, второй — в том, что очищенное масло сливается в картер, а не направляется в главную магистраль. Исследователи установили, что примеси, состоящие из углеродистых частиц размером до 1—2 микронов, составляют 90 процентов всех загрязняющих примесей в масле. Они не являются врагами двигателя, а наоборот, заполняя микронеровности поверхностей поршня, препятствуют его непосредственному контакту с другими деталями и уменьшают их износ. Лишь остальные 10 процентов, имеющие неорганическое происхождение и размер выше 15 микронов, необходимо скорейшим образом удалять из циркулирующего в двигателе масла. Именно они «враг номер 1» двигателя, они вызывают его абразивный износ.РОТОРи мотоциклопытный образец роторно-поршневого двигателя (РПД) внутреннего сгорания *, предложенного немецким инженером Феликсом Ванкелем. Появление его на технической арене вызвало бурные споры в инженерных кругах. Одни превозносили новый двигатель как достижение века, другие, оценивая по достоинству множество заманчивых преимуществ, указывали на его ненадежность. Период «младенчества» миновал более или менее благополучно, и сейчас двигатель такого типа привле• См. журнал «За рулем» № 2 за 1960 г. и № 12 за 1965 г.десяти лет с того Прошло около был испытан первый времени, каккает пристальное внимание многих конструкторов. Его все чаще используют для лодок, газонокосилок, в качестве привода электрогенераторов, насосов и даже в мелкосерийном производстве автомобилей. Спрашивается: а почему бы не поставить РПД на мотоцикл? Ведь налицо такие преимущества, как небольшой вес и высокая мощность, отсутствие возвратно-поступательного движения и полная уравновешенность вращающихся частей, значительно меньшая, чем у поршневых двигателей (особенно одноцилиндровых), неравномерность крутящего момента, меньшее количество деталей. Все объяснялось очень просто. Корпус двигателя Ванкеля охлаждается водой, а ротор — маслом. Это значит, что необходимы водяной и масляный радиаторы и насосы, системы трубопроводов. На автомобилях, имеющих такие агрегаты и системы, установка РПД благодаря его компактности и небольшому весу все равно выгодна. У мотоциклов же, как известно, двигатели имеют воздушное охлаждение (исключение составляет небольшое количество гоноч-Роторно-поршневой двигатель с воздушным охлаждением.ных мотоциклов с двухтактными двигателями). Поэтому если применить РПД, то необходимо дополнительное водо-масляное охлаждение. А это намного увеличит вес силовой установки, усложнит и удорожит машину. Кроме того, водяной радиатор на мотоцикле располагается за передним колесом и значительно ниже, чем у автомобиля, а значит, он более уязвим для механических повреждений, особенно при езде по бездо-•12- Не правда ли, хорошо заменить два фильтра одним? Но здесь возникает много трудностей, с которыми сотрудники Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) борются уже третий год. К полнопоточным фильтрам предъявляются жесткие требования. Есть два пути решения проблемы: делать тонкослойные фильтры с сильно развитой площадью фильтрующей перегородки или создать толстослойные элементы объемного типа с относительно небольшой поверхностью входа масла. Толстослойные фильтры делают из различных материалов волокнистого или зернистого строения, таких, как хлопчатобумажная пряжа, войлок, фетр, минеральная вата. Они намного дороже элементов, имеющих тонкослойную фильтрующую перегородку, у них хуже фильтрующие свойства. Поэтому мы решили остановиться на тонкослойных элементах из высокопористой бумаги толщиной 0,3—0,5 мм. Эта бумага должна быть очень прочной ив то же время пористой. Много образцов представил в НАМИ Всесоюзный научно-исследовательский институт бумаги, прежде чем нашли наконец то, что требовалось. Затем бумагу пропитали специальными смолами, повышающими ее конструктивную жесткость и сопротивляемость тепловому, химическому и гидравлическому воздействию. После исследований в тех самых боксах, о которых рассказывалось в начале статьи, когда в масло специально добавлялась кварцевая пыль, полнопоточные фильтры установили на две «Волги». Отличной очисткой масла и не менее хорошей работой двигателя эти машины еще раз «голосуют» за полнопоточную фильтрацию. За границей наиболее распространены элементы типа «Микроник», в которых бумажная фильтрующая перегородка сложена в виде многолучевой звездочки, соединенной по краям металлической скрепкой. С торцов перегородка приклеена к верхней и нижней картонным крышкам. Элементы задерживают лишь вызывающие износ деталей частицы, которые составляют незначительную часть продуктов загрязнения. Благодаря этому они служат, согласно данным испытаний, в течение 5000—10 000 километров пробега. Однако при работе на масле с плохими диспергирующими свойствами этот срок намного сокращается.Полнопоточный масляный фильтр: 1 — корпус; 2 — фильтрующий элемент.Сейчас у нас производятся масла достаточно высокого качества. Поэтому предусматривается включение в систему смазки новых моделей легковых автомобилей Горькоеского автозавода и Московского завода малолитражных автомобилей бумажного полнопоточного масляного фильтра вместо фильтров грубой и тонкой очистки. В. СОКОЛОВ, инженер Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного институтарожью. Наконец, немаловажно и то, что машина теряет присущую ей стремительность внешнего вида и становится «тупой». Все это в совокупности и наложило «вето» на роторно-поршневые двигатели в мотоциклостроении. Так было. Сейчас, однако, наметился перелом, вызванный тем, что нескольким фирмам удалось добиться неплохих результатов в разработке для подобных двигателей воздушного охлаждения. Например, фирма «Фихте ль и Сакс» (ФРГ) с конца 1964 гока начала серийный выпуск стационарного двигателя КМ-37, у которого корпус охлаждается воздухом, а ротор рабочей смесью. Рабочий объем одной камеры КМ-37 равен 108 см 1 , максимальная мощность — 7 л. с. при 6Q9Q об/мин. Вес двигателя — 13,5 кг. Примером РПД, применимого на мотоцикле, может служить двигатель НСУ — «Ванкель». Однако здесь возникают свои проблемы. Дело в том, что если сравнить РПД, ротор которого охлаждается маслом, с тем, в котором ротор охлаждается рабочей смесью, становится очевидным, что в последнем случае ниже коэффициент наполнения. Объясняется это уменьшением весовой плотности охлаждающей бензо-масло-воздушной смеси и необычным расположением впускного окна. Оно находится не на образующей поверхности (она имеет форму эпитрохоиды) рабочей полости двигателя, а на стенке одной из боковых частей корпуса. При такой конструкции впуском управляют стенки треугольного ротора, а не радиальная лопатка. Кроме того, фазы впуска по углу поворота эксцентрикового вала при боковом впускном окне меньше, чем при окне, расположенном на эпитрохоиде. Охлаждение ротора рабочей смесью значительно удлиняет впускной тракт РПД. Смесь из карбюратора поступает в канал, проходящий в одной из боковых частей корпуса, движется внутри ротора, охлаждая его, и попадает в рабочую полость двигателя через другой канал и впускное окно, находящееся в противоположной боковой части корпуса. Все это пока весьма сложно. Сейчас конструкторы ищут более простое и эффективное решение. Смазка подшипника ротора и коренных подшипников эксцентрикового вала в роторно-поршневом двигателе такая же, как ив двухтактном двигателе, только пропорция бензина и масла 1 : 50. Сокращение количества деталей, особенно в сравнении с четырехтактным двигателем, высокая мощность, малые габариты и вес РПД с воздушным охлаждением плюс низкий удельный расход, топлива делают его очень заманчивым для одноколейного транспорта. Благодаря тому, что при работе РПД на установившихся режимах практически нет вибрации, сидящий за рулем водитель почти не утомляется, а в ходовой части реже возникают поломки. Мейьшая же неравномерность крутящего момента в свою очередь увеличивает долговечность трансмиссии мотоцикла. ' Все эти преимущества и уже достигнутые параметры РПД показывают перспективность применения их на мотоциклах. Возможно, уже в скором времени мы станем свидетелями появления машин с таким двигателем. Б. КАРМАНОВ, инженер-конструктор г. СерпуховTff.