28
29
Самая маленькая площадь в Москвеплощадь Куйбышева — в один из июньских вечеров стала самой большой стоянкой мотоциклов «Ява» и «Чезет», прописанных в столице. Не случай, конечно, привел сюда в один день и час столько чехословацких машин. Информация в «Вечерней Москве» и объявления извещали о том, что в клубе Министерства финансов редакции журналов «За рулем» и «Мотор-ревю» (ЧССР) проводят читательскую конференцию для владельцев чехословацких мотоциклов. Несколько сот «явистов» заполнило большой зал. Многие прямо с работы. В кожанках, со шлемами в руках. А за этими людьми — огромная аудитория в полмиллиона человек. Мы не оговорились. Именно столько мотоциклов, мопедов, мотороллеров, сделанных в ЧССР, продано за последние годы у нас в стране. Импорт изделий чехословацкой мотопромышленности — один из многих компонентов взаимного товарооборота между двумя братскими странами, одно из проявлений крепнущего экономического сотрудничества социалистических государств. В Москве, Ленинграде, Киеве, Риге и других городах хорошо знают эти элегантные машины, обладающие многимидостоинствами. Все больше мотоциклиГерой Советского Союза С, Волкеншстови «юношей во цвете лет» и «бойтейн, Р. Акчурин, В. Ратнер. цов с седою головой» — выбирают себе Встреча читателей вышла за предусв спутники алую «Яву». С момента помотренные регламентом рамки. Почти купки, с момента первого знакомства с пять часов (по настоянию собравшихмашиной у владельца ее, естественно, ся перерывов не делали) шел откровенвозникают разные «отчего?» и «поченый разговор о том, что радует и огорму?». Когда же мотоцикл пробежит чает владельцев «Яв», об ответственнодва-три десятка тысяч километров, эти сти работников торговли и сферы обслувопросы сменяются другими: «где куживания, о нетерпимости ко всему тому, пить?», «как отремонтировать?» Ответы что еще мешает мотоциклистам. Именно на них водитель «Явы» ищет не только в этой связи участники оценивали и сона страницах «За рулем» и «Мотор-редержание журналов. вю», но ив ремонтных мастерских, в Большинство выступавших — £ . ВОЛавтомотоклубах, у работников торговКОВ, В. ГУЛЫНИН, В. ЛОВЯГИН и ли. Представители всех этих заинтередругие — критиковали журналы за несованных организаций были приглашены внимание к вопросам ремонта. На эту на конференцию. тему, говорили они, надо публиковать Вместе с сотрудниками журналов — обстоятельные статьи с учетом условиинаших коллег из «Мотор-ревю» предэксплуатации, нужны чертежи съемных ставляла редактор М. Визенбергероваприспособлений, специального инструка встречу с мотолюбителями пришли мента. работники чехословацкого внешнеторго«Нам хотелось бы видеть в журналах вого объединения Мотоков К. Касл и больше материалов по туристическому Ф. Кропачек, пресс-аташе чехословацоснащению мотоциклов, — сказал в кого посольства М. Мотл, инженер засвоем выступлении председатель мотовода ПАЛ Я. Пан, ответственный работсекции Московского клуба автомототуник Министерства торговли СССР ристов И. АШКИНАЗИ.—Как бы помогИ. Козлов, начальник гарантийной мало путешественникам описание лучших стерской «Ява» в Москве С. Смирнов и образцов багажников, щитков, инструруководители столичных мототуристов ментальных сумок!»Э. АМЕТИСОВ (г. Москва) Какой цепью можно заменить цепь задней передачи мотоцикла «Ява230x1 Цепь, имеющая такие же размеры звена, что и на «Яве», устанавливается на мотоциклах К-175, «Ковровец-175», мотороллере «Тула». Ее обозначение: М-3, ГОСТ 3609-52. Следует иметь в виду, что на «Яве-250» цепь состоит из 120 звеньев, а, например, на «Ковровце» из 110. В инструкции к мотоциклу «Ява» сказано, что при обкатке топливо составляют из масла и бензина, смешивая их в соотношении 1 : 2S, а в журнала «Мотор-ревю» (Не 2 за 1966 г.) указано другое соотношение — 1 :16. Чему верить! В инструкции допущена неточность Обкатывать мотоцикл до 1500—2000 ки ­ лометров пробега надо на смеси масла с бензином в соотношении 1:16, д о 3000—4000 км — 1 : 20, а далее — 1 : 25. А. МИЩУК (г. Москва) * Как устранить течь парадней вилки! Подтяните сальниковые гайки, и течь прекратится (подробнее об этом читайте в № 7 «За рулем», 1964 г.).Что делать, если амортизаторы передней вилки посла пробега 1500 км не возвращаются в исходно* положение, хотя в них залита амортизационная жидкость) Причину надо искать в ослаблении пружин. Тогда их надо заменить. В жаркую погоду такое явление мо ­ жет произойти из-за разжижения амортизационной жидкости. В этом случае ее сливают и заливают более густую. Кстати, ее нетрудно составить самому: 50 процентов автола, 50 процентов веретенного масла, по 150 смав каждое перо вилки. Какова температура работающего двигателя и гда ее замерять! Порядка 140—160 градусов. На го ­ ловке цилиндра. 1. ВЭЭРМА (г. Таллин) Чте означает маркировка PAL Super 14-7-RZ на чехословацких свечах! Какие свечи следует устанавливать на мотоциклы «Ява-ЧЗ-250» и «Ява-350»! PAL — марка завода-изготовителя, Sup er — тип свечи; 14 — диаметр резьбовой части в мм (шаг .резьбы — 1,25 мм); 7 — условное обозначение «калильного числа»; R — свидетельство о наличии всвече помехоподавляющего сопротивления; Z — назначение свечи для двухтактных двигателей. Цифрам, обозначающим калильное число, соответствуют следующие значения: 5 —калильное число 95—195; 7 — 195—240; 8 — 240—260. 'На «Яву-ЧЗ-250» и «Яву-350» следует устанавливать свечи с калильным числом 225—240, а в период обкатки более «горячие» —195—325. На ранее выпускавшихся мотоциклах применялись свечи без помехоподавляющего сопротивления (в маркировке нет буквы R). 'На них ставили наконечники провода со встроенным сопротивлением. Пользоваться такими наконечниками со свечами R недопустимо: под действием двойного сопротивления катушка зажигания перегревается и может выйти из строя. Наконечники с сопротивлением отличаются от тех, что устанавливаются теперь, большей длиной. Какой из наших бензинов более всего подходит для «Явы-350»! Двигатели мотоциклов «Ява» имеют сравнительно высокую степень сжатия и для бездетонационной работы требуют применения топлива с октановым числом 72—76. Из имеющихся в продаже наиболее пригоден автомобильный А-72.•28- Моголюбители Н. КАЛАШНИКОВ, А. КОНОПЛЕВ (он специально прилетел на конференцию из Томска) и другие считают, что журналы должны больше помещать советов по эксплуатации. Почти десять лет продаются в СССР мотоциклы «Ява», но до сих пор никто Не дал четкого ответа на вопрос, какие отечественные бензины и масла лучше всего подходят для этих машин. Выступавшие справедливо упрекали Главнефтеснабсбыт за невнимание к нуждам мотоциклистов. Создание масел для двухтактных двигателей не представляется задачей технически сложной. Между тем она не решена. Иную проблему, волнующую мото циклистов, затронул в своем выступлении А. МИ ЩУК «Я живу в большом доме, — сказал он, — и каждую зиму вынужден затаскивать мотоцикл на шестой этаж. Где же его еще хранить? Вокруг на десять километров нет ни одной стоянки. Журнал «За рулем» должен отстаивать наши интересы, должен добиваться, чтобы отводились места для стоянок, строились гаражи — несложные, из легких дешевых материалов. Почему бы редакции не объявить конкурс на лучший такой гараж?». Участники конференции просили редакции журналов знакомить с моделями одежды для мотоциклистов, шлемов, мотобот. То, что сегодня предлагают торгующие организации, не устраивает мотолюбителей. Куртки и шлемы непривлекательны и непрактичны. Многие говорили о мытарствах с ремонтом мотоциклов. Не хватает запчастей, мало мастерских. Уйму дорогого времени приходится потратить, чтобы достать копеечную деталь. Важная роль в решении этих проблем принадлежит Автоэкспорту. От работников его требуется инициатива, оперативность. К сожалению, они не пришли на конференцию, и их голоса собравшиеся так и не услышали. Каждый оратор, поднимавшийся натрибуну, давал оценку чехословацким мотоциклам. В этом проявилась высокая техническая культура наших мотолюбителей, их взыскательность. Почти все сходились на том, что «Явы» последних выпусков стали менее надежны. Ухудшилась их сборка. Нет-нет да и дадут о себе знать скрытые дефекты. Предложения по изменению и улучшению конструкции, повышению гарантийного срока были с интересом выслушаны представителями Мотокова. Одной из главных тем конференции был туризм, дальние походы. Председаг тель совета Московского клуба автомототуристов С. ВОЛКЕНШТЕЙН рассказал о туристском ралли «Родина». Главный его маршрут Москва—Братск станет трассой сложных испытаний для чехословацких машин. Группа «явистов» отправляется в этот сверхтрудный поход, который может дать интересный материал для конструкторов и технологов. Двадцать человек выступило на этой конференции. Десятки письменных вопросов и предложений было подано в президиум. Участники встречи получили на них исчерпывающие ответы. Примерно за час до начала конференции над двумя столиками в фойе появились таблички «консультация». И сразуже консультанты журналов оказались в плотном кольце мотолюбителей. Вопросы носили самый различный характер, но в основном касались обслуживания и ремонта. «Консультационный пункт» продолжал работать и во время собрания. Причем под записками, поступавшими из зала на имя консультантов, стояли фамилии не только московских мотоциклистов. Гости столицы — водители «Яв» из Ленинграда, Минска, Киева, Томска и других городов — тоже пришли на эту встречу. «Свой отпуск я решил провести в Прибалтике и вчера прибыл в Москву,— рассказал Д. ГРАЧ из Одессы.—Хотя соблазн побродить по городу был очень велик, как видите, я предпочел конференцию. И очень рад. С большой пользой для себя провел здесь несколько часов». Поскольку вопросы участников встречи и ответы, которые они получили от наших консультантов инженера Б. СИНЕЛЬНИКОВА и начальника гарантийной мастерской С. СМИРНОВА, представляют интерес для всех водителей «Яв», редакция решила ознакомить с ними читателей журнала. # Н афото : в зале (слева) и на улице (справа*) во время конференции.Этилированным А-76 лучше не пользоваться. Если применяемый бензин вызывает детонационное сгорание топлива, следует уменьшить степень сжатия, установив под головку цилиндра прокладку большей толщины. В. ИОНКИН (Московская область) При разборке кривошилно-шатуиного механизма двигателя «Ява-250» на одном из роликов обнаружилась сильная огранка, а на дорожке качения забоины. В чем причина! Вероятно, при хранении в зимнее время мотоцикл не консервировался. При консервации снимают резиновый патрубок, соединяют его с воздухоочистителем и при работающем двигателе постепенно подают через карбюратор автол, пока двигатель не заглохнет или пока в глушителях не появится масло. Н. САЛИН (Ленинград) Каким маслом следует пользоваться при эксплуатации чехословацких мотоциклов! Автолом — зимним (АКЗп-6 и АСп-6 ГОСТ 10541—63) и летним (АКп-40 ГОСТ 1862—63). Можно пользоваться и авиационными МС (20—24) и МК (20—24).Правда, они труднее смешиваются с бензином, зато хорошо смазывают кри вошипно-шатунный механизм. Однако следует помнить, что после длительной стоянки эти масла осаждаются и перед поездкой их необходимо хорошо перемешать. В коробке передач летом следует применять МС и МК, весной и осенью — смесь из 50 процентов автола зимнего и СУ. в холодное время можно заливать одно СУ. Т. ТРАВИН (г. Москва) «Яву-350» обкатал по инструкции, но приемистость плохая. В чем причина! Необходимо отрегулировать карбюратор, проверить угол опережения зажигания. После пуска двигателя в холодное время очень туго включается передача. Как устранить этот дефект! Залейте в картер менее вязкое масло, например, АКЗп-6 или СУ — и передачи станут включаться нормально. Е. ВОЛКОВ (г. Москва) Как отрегулировать карбюратор для езды на высоте 2000—3500 метров над уровнем моря!Плотность воздуха на высоте 25003000 м заметно ниже, чем в обычных условиях, поэтому горючая смесь будет обогащенной. Для сохранения нормального состава смеси пропускную способность главного жиклера можно несколько уменьшить, а иглу дроссельного золотника опустить. Мощность двигателя при этом, естественно, снизится. Д. ГРАЧ (г. Одесса) Можно ли на раму «Ява-250» установить двигатель рабочим объемом 350 емз) Да, можно при условии замены ряда деталей: левой и правой выпускной труб, воздухоочистителя с корпусом, соединительного патрубка карбюратора и воздухоочистителя, облицовки. Кроме того, необходимо установить вторую катушку зажигания. Л. ЗАГЕР (г. Москва) На скорости 80 км/час появляется вибрация двигателя. Отчего это происходит! Иногда работающий двигатель «входит в резонанс», то есть совпадают частота его колебаний и колебаний рамы. При изменении режима работы двигателя вибрация прекращается.•29-