30
31
2s sогда молодой нью-йоркский адвокат Ральф Нейдер мерялся домой и оглядел «вою квартиру, ему стало ясно, что в 'ней кто-то побывал. (Книги .на полке разбросаны, ящик (стола 'приоткрыт, впрочем, это не очень удивило Нейдера. Он уже раньше успел почувствовать, что его телефонные разговоры подслушивают, его письма читают, .оловом, за каждым его шагом 'непрерывно следят. Все (началось почти сразу же после выхода .в 1966 году его .книги «Небезопасно на любой (скорости», фраза в (подзаголовке настораживала: «Опасность заложена в конструкции американских автомобилей». Это было серьезное обвинение в адрес автомобильной промышленности США, главным образом относившееся к руководителям «Большой тройки» — так в Америке называют три (крупнейшие автомобильные фирмы: «Дженерал моторе», «Форд» и «Крайслер». Проблема безопасности на американских дорогах, (натолкнувшая Нейдера на создание книги, отнюдь не нова. Многие специалисты .не раз с тревогой отмечали, что 'количество несчастных случаев угрожающе растет. в частности, 'вели в 1964 году в автомобильных (катастрофах пострадало 3 840000 человек, то в 196S году эта цифра увеличилась до 4 100 000. Причем ежегодно число (Смертельных (случаев составляет около 50000. Разумеется, автомобильные катастрофы связаны с многими факторами: скоростью, дорожными условиями, квалификацией (водителей, употреблением (ими спиртных напитков и т. .д. Но Нейдер нашел (совершенно новый угол зрения в проблеме безопасности. С большой тщательностью он подобрал обширный материал, наглядно показывающий, что перечисленные выше причины отнюдь .не являются исчерпывающими и что значительную роль в этой проблеме играют скрытые 'опасные дефекты, заложенные в (конструкции американских автомобилей. -Книга Ральфа (Нейдера произвела настоящую сенсацию. Тщательность и добросовестность, с которой автор провел свои (исследования, 'настолько несомненны, что их не оспаривает даже фирма («Дженерал моторе», которой «досталось» больше всех. Чтобы замять неприятные для «ее разоблачения, «Дженерал моторе» попыталась скомпрометировать автора книги. С этой целью компания поручила частному сыскному агентству за большое вознаграждение основательно «покопаться» в биографии Ральфа .Нейдера, .«прощупать» его политические убеждения. Детективы влезли в личную жизнь Нейдера, коснувшись даже ее интимных сторон, причем пользовались при этом далеко не безупречными методами. Нейдер обратился в Верховный суд США. Дело 'стало предметом специального разбирательства. В результате Джеймс Рош, президентэтим изделием 'при любых обстоятельствах. В каждом дорожном происшествии обязательно «участвуют» три фактора: водитель, дорога .и автомобиль.. По мнению .Нейдера, последний фактор в .наибольшей степени поддается воздействию, то есть при проектировании автомобиля .существует реальная возможность предусмотреть его максимальную безопасность для того, чтобы снизить влияние первыхмшемх«Дженерал моторе», вынужден был публично принести .извинения Ральфу Нейдеру. Разумеется, этот случай не мог не сказаться отрицательно на престиже фирмы. (Книга Нейдера вызвала широкий отклик в США и других .странах. Газета «Нью-Йорк тайме» .иронически отмечала, 'что некоторые круги американской общественности (склонны квалифицировать выводы Нейдера как проявление («опасных политических взглядов». Обозреватель одного английского журнала писал: «Ральф Нейдер — человек, который покачнул престиж Детройта, обвинив автопромышленников is том, что они выпускают и оставляют в эксплуатации автомобили с опасными для жизни человека дефектами конструкции. Он, разумеется, совершенно прав. Более того, если бы Нейдеру пришло в .голову (распространить свое внимание 'на некоторые другие объекты промышленного 'производства, ему хватило бы работы на всю жизнь. Автомобиль — только одна из 'сторон большого (вопроса». Нейдер справедливо считает, что фирма, выпускающая любое 'изделие и, в частности, автомобиль, несет ответственность за все неполадки, возникающие в .процессе эксплуатации этого изделия, а также за тот ущерб, который может быть .нанесен двух факторов. Поэтому при комплексном рассмотрении проблемы безопасности решающую роль он ОТВОДИТ безопасности конструкции как обязательному м необходимому условию. По данным, приведенным автором книги, 75 процентов всех крупных автомобильных аварий, в том числе со <амертелынь«м исходом или тяжелыми ранениями, происходит на скоростях порядка 80 км/час и ниже. Исходя из предпосылки, что на таких, по современным понятиям, небольших скоростях конструкция автомобиля обязана в любом случае обеспечивать безопасность пассажиров, Нейдер утверждает, что если автомобильные фирмы выпускают машины, не удовлетворяющие этому обязательному требованию, значит, они несут ответственность за три четверти всех автомобильных катастроф. (Капиталистические монополии, стремясь любыми средствами добиться все больших прибылей, пытаются .максимально увеличить сбыт своей продукции. Нередко для этой цели они умышленно «закладывают» в конструкцию некоторых деталей и узлов их ускоренную (изнашиваемость. Если (речь идет об автомобиле, то в одном случае его владелец при выходе т строя той или иной детали вынужден покупать у этой же фирмы новую, а (в другом случае, приима прошлого года в Норвегии выдалась на редкость снежной. Метеорологи утверждают, что таких снегов в стране не было 138 лет. На дорогах образовались «пробки» из машин, а некоторые маршруты были и вовсе закрыты. Люди опаздывали на работу, было проблемой вызвать такси, многие автомобили «стали на прикол».ВНЕ КОНКУРЕНЦИИМногие, но не все. Наши «Волги» и «Москвичи», как говорится, не дремали под снежными одеялами. Всю зиму они неустанно трудились, преодолевая сугробы и бездорожье. Особенно отличились популярные у таксистов автомобили «Волга», которые составляют 19 процентов таксомоторного парка Норвегии (западногерманский «Опель» стоит лишь на втором месте). Мне приходилось разговаривать с директорами фирм, которые торгуют советскими автомобилями. Вот что сказал о «Волге» директор фирмы «Ношк дрошеэйер феллескьёп» г-н Мейдель: более серьезных неполадках, — новый автомобиль. Нейдер доказывает, что с целью экономии средств 'автомобильные фирмы сокращают .сроки проектирования и доводки зачастую в ущерб .качеству продукции, а - результате в автомобили имеют скрытые конструктивные дефекты, которые проявляются лишь в процессе эксплуатации. Такие дефекты, естественно, наиболее опасны. Американские автомобили с их мощными двигателями отличаются большими габаритами, в том числе длинными свесами. Поэтому по сравнению с европейскими машинами они обладают худшей маневренностью, а на больших скоростях при очень мягкой подвеске менее эффективной становится управляемость. Специальная .комиссия американского сената проводила .расследование по поводу катастроф с эаднемоторными автомобилями «Шевроле Корвейр» выпуска 1960—1963 годов. Это расследование показало, что при разгоне с ускорением выше 0,6 g машины практически теряли управляемость. Между тем 'американское дорожно-экоплуатационное законодательство (закон № 773) устанавливает верхний предел управляемости для автомобилей такого класса, равный 0,75 g. Фирма «Дженерал моторе», выпускающая эту модель «Шевроле», когда сенатская комиссия привлекла ее к ответственности, была вынуждена срочно провести дальнейшие (исследования (и доводку, в результате него предел управляемости повысили до требуемой законом величины. Таким образом, фирма сама .расписалась в том, что и течение четырех лет она выпускала автомобили, не обеспечивающие безопасности движения на высоких (скоростях. Одно из крупных нарушений требований безопасности, также практикуемое фирмами в целях экономии, — установка шин, то своим характеристикам не [соответствующих мощности, скорости и весу автомобиля. Это зачастую приводит « серьезным авариям. Положение в значительной мере усугубляется порочной практикой, применяемой в настоящее .время многими автомобильными фирмами при обнаружении ими «крытых опасных дефектов .конструкции. Допустим, что выборочные испытания автомобиля, который уже находится в эксплуатации, (показали: конструкция такого-то узла 1или агрегата опасна и 'подлежит срочному изменению,В подобной ситуации фирма может выбрать один из трех путей. Первый — дагь объявление в печати, по радио и телевидению о том, что все владельцы автомобилей должны немедленно заменить недоброкачественный увел новым на фирменной станции обслуживания. Такая система, кстати, принята сейчас в самолетостроении. Второй путь — это разослать специальные уведомления максимально широкому числу владельцев, о том, что в конструкцию их автомобиля введено «улучшение» и все желающие могут свободно воспользоваться этим «улучшением». Третий путь — секретно сообщить о неисправности > систему фирменных в станций обслуживания и дать указание о том, чтобы, не объясняя причин, делать замену, независимо от того, по какому вопросу владелец обратился на .станцию. При этом, увы, не 'учитывается тот вполне вероятный случай, когда владелец просто не успеет обратиться до того, как его автомобиль потерпит аварию. Факты показывают, что ' автомобильные фирмы в большинстве случаев предпочитают третий путь. Однако после выхода в сеет 'книги Нейдера положение несколько изменилось. Припертая к стене, фирма «Крайслер» вынуждена была отозвать 15 тысяч своих новых автомобилей «Додж». Это были модели «Монако» .и «Лолара», на которых пришлось срочно удлинить тягу акселератора. Фирма «Форд» отозвала 30 тысяч (машин моделей «Форд» и «Меркьюри» выпуска 1966 года для серьезной переделки тормозной системы. • о рекорд поставила «Дженерал Нмоторе». Отделение зтой фирмы «Шевроле» отозвало 500 тысяч автомобилей выпуска 1964—1965 годов для вынужденного .изменения конструкции тяги акселератора и 16 тысяч машин, выпущенных в 1965 году, для срочной переделки дверных замков. Скандал принял слишком широкую огласку, и в дело был вынужден вмешаться конгресс США. Член демократической партии от штата Коннектикут (сенатор Рибиков потребовал от автомобильных фирм, чтобы они представляли отчет о конструктивных дефектах выпускаемых ими машин, начиная с 1960 года. Аналогичные отчеты были затребованы от представителей зарубежных автомобильных фирм, экспортирующих свою продукцию в США. Фирма «Фольксваген» (ФРГ), продающая в США больше всех автомобилей, также подверглась критике со стороны Нейдера, главным образом за недостаточную устойчивость ео автомобилей. Он указал, что автомобили «Фольксваген» представляют, вероятно, наибольшую опасность на дорогах США. Неожиданным защитником фирмы выступил Генри Форд, который, в частности, заявил, что обвинения Нейдера — результат его недостаточной технической компетентности. Может быть, Генри Форд разбирается в автомобилях лучше Ральфа Нейдера. Однако книга молодого нью-йорского юриста, при всех ее недостатках, подняла вопросы такой важности, что они заставляют серьезно задуматься над безопасностью американских автомобилей. Ал. СЕМЕНОВ• вS г• рОдна из многочисленных дорож ных катастроф. результат которой мы воспроизводим из английского журнала «Мотор». Подпись под фото красноречиво вопрощает: мог ли уцелеть водитель этого автомобиля?— W'&ZL•'•'*• т— -^ШЛ,*-* 0,£Л,КаИвк. vQtS^W - tTv^Bsi r ^ ^ &*%ы.ЯГ4«AjfVSJ\ . &S.*>7Я?Ш^#£у£ЁВ£№№Ш^*ч***4^9мет**» подъемы и местами бездорожье. По словам Колрупа «Москвич» блестяще справился с задачей и преодолел такой тяжелый путь, который вряд ли прошла бы любая другая машина подобного класса. Любопытно, что с появлением «Москвичей» многие норвежцы покупают только их и, когда приходит время менять автомобиль, вновь покупают «Москвич». Так же неравнодушны к своим машинам и владельцы folio * иСЛ П. ЗЕМЦОВ (АПН)— «Волга» очень хороша в условиях нашей страны и зимой и летом. А вот характеристика «Москвича», данная директором фирмы «Сирако импорт» Эйнаром Колрупом: — «Москвич» — машина семьи. В наших условиях это самый подходящий автомобиль, у него прочная конструкция, исключительно высокая проходимость, он удобен в эксплуатации. Желая подкрепить слова фактами, директор рассказал мне об одном испытательном пробеге, который фирма предприняла на «Москвиче». Маршрут был выбран трудный — крутые•Я-