От Москвы-рекиГ"!^^Ангарыловы до пят грязью, ребята вели мотоциклы по обочинам, у леса, по лугам. Всех порадовал Валентин Корепанов, шофер 18-го таксомоторного парка. Еще в Москве многие с сомнением смотрели на его мотороллер «Тула» — единственный среди мотоциклов. Но на самой, казалось бы, слабой машине Валентин показал удивительное мастерство. Там, где безнадежно увязали в грязи мотоциклы, он своим ходом добирался до лучшего участка дороги. г С первых же километров пробега в группе была налажена тесная взаимопомощь. Случилась неисправность, мотоцикл остановился у обочины — и каждый, кто проезжал мимо товарища, спрашивал на языке жестов: нужна ли помощь? Лишь получив сигнал «проезжай дальше», продолжал движение. Наверное, самое дорогое в путешествии не экзотика дальних краев, а встречи с интересными людьми. В Перми нашим экскурсоводом был К. А. Морзо-Морозов. Он воевал в войсках Блюхера, вступил в Коммунистическую партию в боевом восемнадцатом году. Сибирский тракт... С высоты перевалов хорошо видны синие дали Уральских гор. После встречи в Перми мы смотрели на Сибирский тракт совсем другими глазами. Радищев, следуя в ссылку, видел недавно посаженные вдоль дороги молодые березы. Закованные в кандалы декабристы, глядя на них, наверное, прощались здесь со своим прошлым. Белые березы провожали на сибирскую каторгу политкаторжан, народовольцев, большевиков. На Сибирский тракт вывел свои легендарные полки Василий Блюхер. По этой дороге соединения Красной Армии под командованием Михаила Тухачевского преследовали колчаковцев. Наш пробег был третьим этапом ралли «Родина», которое посвящалось двум большим датам: пятидесятилетию Советского государства и двадцатипятилетию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой. Большинство из нас одновременно подало заявки на участие в соревнованиях «Дорогами подвигов и славы» на призы журнала «За рулем». Чтобы завоевать приз в этих соревнованиях ив ралли, надо было не только показать большое водительское мастерство, но и сделать полезное дело в пути. И для нас было серьезной проблемой, как поделить время для дороги, для встреч и митингов, для осмотров памятных мест, сбора материалов, для ремонта машин, для заправки, для еды и сна. Вот один день нашего путешествия. Предстояло пройти около 350 километров от Перми до Свердловска. Часов в 11 мы достигли Кунгура. Погода портилась час от часу, небо затягивали тучи, и уже первые капли дождя падали на дорогу. Впереди — длинный путь, незнакомые перевалы. Надо спешить. Но рядом, в трех километрах от тракта, знаменитая Кунгурская пещера. Проехать мимо? Ни за что на свете. И мы с большим удовольствием осмотрели ледяное диво Урала. На перевалах участников пробега застал холодный проливной дождь. На нашем мотоцикле отказало освещение, и тогда на помощь пришел другой экипаж. Машина, которую вел шофер М. Курочкин, шла все время сзади нас и освещала до рогу. В глухую ночную пору мы проехали мимо столба «ЕвропаАзия». Водители вели машины очень медленно и осторожно. Первые улицы Свердловска мы увидели ужев неясном свете утра...ZuODOcsa/ABcaять часов утра. Хмурое безрадостное небо. Наши экипажи — 28 мотоциклов, автомобили «Москвич», «Победа», ЗИЛ-164 — собрались на пересечении Мо сковской кольцевой с Горьковским шоссе. На каждой машине надпись: «Москва—Братск». Командор пробега инженер столичного почтамта Иосиф Ашкинази подает команду: — Заводи моторы! Иосиф самый молодой в нашей группе, состоящей из 45 человек. Мотоцикл он изучил в школьном техническом круж ке. Ездил по многим дорогам, и самой трудной из них был Памирский тракт. На своей «Яве» он «взял» одиннадцать перевалов, наиболее высокий из которых лишь на сотню-другую метров ниже Монблана. Один за другим стартуют мотоциклы. Наша очередь. Лента шоссе стремительно бросается навстречу... Через два дня на нашем пути кончился асфальт. Началось бездорожье. Над Удмуртией висели затяжные дожди, они превратили тракт в сплошное глиняное месиво. В нем увязали даже грузовики и автобусы. Мотоциклы забивались грязью, буксовали, валились в кюветы. Привыкшие птицей лететь по асфальтовым дорогам «Явы» стали неуклюжими и непослушными. Чтобы увеличить проходимость, водители сняли крылья. Заызганные сго -•14- # До Братска считанные километры.И вот Свердловск остался позади. День, два, три, четыре, пять. Дорога по-прежнему бежит мимо неоглядных полей пшеницы и кукурузы, мимо милых сердцу березовых рощ. Удивительной красоты закаты полыхают в степи, заглядывают в синие блюдца озер. Кажется, нет ни конца ни края сибирской земле. И каждый из нас, быть может, впервые по-настоящему почувствовал, в какой большой и богатой стране он живет. Однажды дорога привела нас к довольно широкой реке Яе, через которую не было моста. Брода тоже не было. Пришлось воспользоваться лодкой. С большими предосторожностями каждую машину перевозили на другой берег. Коляски отсоединили и переправили отдельно. Чтобы уложиться в график, приходилось работать за рулем с темна и дотемна. Дороги встречались с самым разнообразным покрытием. Это требовало от водителей непрестанного внимания. Трудности пути скрашивались встречами с добрыми и щедрыми людьми. Колхозные токари и кузнецы часто помогали нам с ремонтом даже в воскресенье или вечером, когда заканчивалась работа в мастерских. Чайные и столовые распахивали перед нами свои двери даже во время перерыва. Очень понравилось нам гостеприимство омичей. Уже на границе области, у села Крутинского, нас встретил плакат: «Привет вам, дорогие товарищи, на нашей прекрасной омской земле». Через Омск нашу колонну проводила милицейская машина. У дорожного столбика с табличкой «Нижнеомский район» нас ожидала большая группа людей. Грянул духовой оркестр. Белоголовые стеснительные девочки обежали всех и каждому преподнесли цветы, собранные в поле. Девушки постарше напоили водой — холодной колодезной, удивительно вкусной после пыльной дороги на тридцатиградусной жаре. А потом руки трактористов, доярок, шоферов подняли нашего лучшего водителя Наташу Алексееву вместе с ее «Явой». О Наташе — технике Московского государственного университета—следует рассказать особо. Девчонкой она впервые села за руль мотоцикла ис тех пор горячо, безраздельно полюбила машину и дороги. Она объехала Крым и Кавказ, Белоруссию и Закарпатье. Наташа увлекла мотоциклом и мужа, и сына. В ее семье сегодня четыре машины. Нашу колонну привели в село Нижняя Омка. На главной улице собралось почти все село. Слово взяла секретарь райкома партии А. Шахова: — Передайте Москве большой привет от маленькой Нижней Омки. Скажите москвичам, что мы, труженики сельского хозяйства, сделаем все, чтобы поднять производство. В ответном слове мы благодарили как могли. Благодарили за теплоту встречи и за то, что двадцать пять лет назад сибиряки помогли отстоять родную Москву. Говорили, что теперьдоберемся на мотоциклах не только до Братска, но если нужно, то и до Луны... После роскошного обеда в чайной Нижнеомского райпотребсоюза снова двинулись в путь. За пшеничными полями некоторое время еще можно было видеть белые домики Нижней Омки. Хотелось верить, что пути-дороги приведут нас сюда снова... Мотороллер «Тула» все же не выдержал поединка с сибирскими дорогами. В Ишиме он окончательно встал: треснула рама, заклинило поршень. Нужен был капитальный ремонт. Но несколько дней вся группа ждать не могла. Валентин — скромный, спокойный, даже незаметный с первого взгляда парень. О таких вроде бы и писать нечего. Но, оставшись один, он проявил истинное мужество. После ремонта вел мотороллер днем и ночью, пока хватало сил. Остановки — только у бензоколонок и столовых. Сон — два-три часа прямо у обочины дороги, рядом с израненной машиной. За полтора суток Валентин Корепанов прошел 1100 километров. Так он стал истинным героем пробега. Долго мы будем помнить встречи с участниками Великой Отечественной войны. Мы беседовали с защитниками Москвы и героями штурма Берлина, с комсомольцами-добровольцами из Уральского танкового корпуса. ...В Новосибирске, в сквере героев Революции, и в Красноярске, на Красной площади, наши ребята и девушки возложили венки на могилы первых сибирских коммунистов, прославленных партизанских командиров. На длинном пути от Москвы до Братска мы каждый день встречали много интересного. Но, пожалуй, больше всего запомнится нам поездка в Дивногорск. Своими глазами мы увидели огромную бетонную плотину. Смотришь на покоренный Енисей — и охватывает чувство гордости за нашу страну, за советских людей. Ясным утром мы въехали в Братск. Вместе с нами успешно закончили маршрут спортсмены из других городов — Ленинграда, Запорожья, Томска, Иркутска, Омска, поселка Нововоронежского. Мы увидели настоящее сибирское чудо: несказанной красоты море, созданное человеческими руками, гидростанцию на Ангаре, такси, мчащиеся через тайгу по асфальтовым дорогам, заводы-гиганты. А у нового красивого здания телецентра нам показали одного из прежних хозяев здешних мест — ручного медвежонка Димку. Фоторепортеры ловили в объективы счастливую улыбку ленинградской аспирантки Татьяны Матрошилиной. Жители города с уважением рассматривали мотороллер Валентина Корепанова. Иосиф Ашкинази давал интервью журналистам. Братчане видели по телевизору выступление Наташи Алексеевой и других товарищей. На торжественном митинге мы передали комсомольцам города наш подарок — землю с разъезда Дубосеково, где стояли насмерть двадцать восемь бойцов, защищая Москву. Нам аплодировали те, кто покорил Ангару, построил Братск, возвел заводские корпуса в тайге. И это было самой большой наградой за длинный и трудный путь. Ф. ПАТРУНОВ, мастер спорта СССР, спец. корр. «За рулем» Москва — Братск• И снова озарил счастливые лица раллистов огонь Братска. на этот разв Москве.Фото В. Ширшова и В. Бровко•15-