Размышляя об авторалли...акрою глаза мелькают километровые столбы, Зснова вьется — и снова неповторимым в своем ненавяздорога по чивом величии отрогам Карпат. Второй раз первенство СССР по авторалли разыгрывается в Закарпатье. На отдельных участках трасса прямо совпадает с той, которую мне довелось проходить в 1961 году. Я сберег свои старые штурманские заметки, но за пять лет они явно устарели: там, где была разбитая дорога, под колеса ложился прекрасный асфальт. Впрочем, кроссовых участков хватало мв этом году: после финиша об этом свидетельствовали шрамы и вмятины на передней подвеске, днище кузова, дисках колес. Что и говорить, местами дорога оказалась совсем не легкой. Выла ночь. Был туман. А вот указателей на перекрестках зачастую не было. Нам встречались щиты с самой различной информацией. Каждое село приветствовало дисциплинированных водителей при въезде и желало им счастливой дороги на выезде. Бодрые, улыбающиеся молодые люди с поднятой рюмкой многократно призывали не пить за рулем. Нас же, повторяю, больше интересовали дорожные указатели — яркие, видимые издали. И уж если их не доставало раллистам, оснащенным картами и схемами, то нетрудно представить, как они нужны всем остальным водителям. Ралли — соревнование сложное. Каждое из них врезается в память своими особенностями, случаями, ситуациями. И жи вет в памяти годы. Это — опыт. Это — то, что должно окупать колоссальный труд, затраченный на организацию соревнований. Размышляя о минувшем ралли, я невольно думал о тех больших целях, которые стоят перед этими соревнованиями. Массовое развитие автомобильного спорта диктуется сейчас самой жизнью. Видимо, недалеко уже время, когда умение водить автомобиль станет таким же обязательным и необходимым, как умение читать и писать. Так вот, ралли как раз и нужны для того, чтобы пробуждать в людях сначала интерес, а затем любовь •к автомобилю, к технике. Я участник войны и не забыл еще, что не в каждом взводе, а порой и не в каждой роте находился человек, умеющий пустить двигатель мотоцикла или автомобиля. И усталые люди шли пешком, бросив трофейные машины. Надо всегда помнить о военно-прикладном значении ралли, о том, что оно не просто учит управлять автомобилем, но и вырабатывает умение ориентироваться на местности, водить машину по заданному маршруту и графику в любых условиях. В то же время ралли принадлежит видная роль в демонстрации достижений автомобильной промышленности. Мы участвуем в зарубежных соревнованиях, которые, в отличие от наших, преследуют прежде всего рекламные цели ив которых на первый план выдвигается скоростная подготовка. Но это вовсе не значит, что внутренние и внешние задачи ралли несовместимы. Отрадно было увидеть в минувшем чемпионате пример такого совмещения — коротенькую легенду на отдельные участки. На многих ралли первенства Европы в виде легенды дается описание всей трассы. И хотелось бы пожелать, чтобы в будущих наших первенствах страны легенда распространялась по крайней мере на один из этапов. Сочетая элементы, ставшие у нас традиционными, такие, как движение по маршрутной карте и маршрутной схеме, с движением по легенде, ралли сохранит свое прикладное значение и дополнится столь важным для нас опытом зарубежных соревнований. Популярность ралли растет: в прошедшем первенстве смогли стартовать далеко не все заявленные экипажи, так как по условиям !К ним допускались лишь те, кто показал высокое мастерство на первенствах союзных республик. В этом году стартовало 13 сборных команд республик и городов Москвы и Ленинграда, причем, в соответствии с Положением, в каждой команде был женский экипаж. Спортсменки не ударили лицом в грязь — семь женских экипажей успешно финишировали. Мне особенно приятно отметить успех моих одноклубницНерешенные вопросыП ожалуй, ни одно из мотоциклетных соревнований не вызывает впоследнее время столько толков и критических замечаний, как многоборье. Чаще всего споры возникают в связи с первенствами страны. Последнее из них, одиннадцатое, проходившее на горных трассах Закарпатья, в районе Ужгорода, не стало исключением—вновь было много разговоров, выдвигались вопросы, от решения которых зависит дальнейшее развитие этого интересного и очень важного вида мотоспорта. Итак, Ужгород. Сюда после пятилетнего перерыва съехались участники первенства—187 мотоциклистов из Москвы, Ленинграда и всех союзных республик, за исключением Киргизии. Уже первый день чемпионата показал, что многие спортсмены слабо подготовлены к столь серьезному испытанию, каким является мотоциклетное многоборье. Дистанцию не смогли закончить около пятидесяти участников. Особенно большие потери понесли женщины. Из двадцати четырех спортсменок трассу оставило четырнадцать. Большой сход участников — не диковинка на многодневке. Но на этот раз он был особенно велик. Объясняется это и слабой подготовкой и трудностями трассы. Она была интересной, но сложной, с многообразным горным рельефом; понятно, преодолеть ее могли только те участники, которые обладают незаурядной кроссовой подготовкой. В борьбе команд союзных республик сенсаций не было. Первое место уверенно завоевали гонщики Москвы. Столичные спортсмены Н. Шарапова, В. Пылаев, В. Семин, Б. Иванов, Ю. Пушкин и Ю. Мельхов за три дня получили меньше всех штрафных очков и набрали наибольшую сумму положительных очков в дополнительных соревнованиях. Второе место заняли мотоциклисты РСФСР, третье — Литвы. Среди команд добровольных спортивных обществ и ведомств сильнейшим оказался коллектив сельского ДСО «Немунас» (Литва). Любопытно, что в клубном зачете четвертое место досталось тоже сельским мотоциклистам — из эстонского колхоза имени Кирова. Они уступили только таким сильным коллективам, как Ижевский автомотоклуб, республиканский автомотоклуб Латвии и ЦСКА. В личном зачете исход борьбы за медали складывался по-разному. В классе 350 см 3 успех решала скоростная подготовка спортсменов, а в некоторых других кубатурах надо было просто доехать до финиша, чтобы стать призером.Так, в последний день соревнований на трассе находилось лишь три экипажа на мотоциклах с колясками и два участника на мотороллерах. Чемпионат, как уже было сказано, вызвал много споров. Они возникли в связи с тем, что соревнования проходили по несколько необычной программе, причем спортсмены, тренеры и судьи рассматривали это первенство как генеральную репетицию перед финалом IV летней Спартакиады народов СССР, который пройдет в будущем году на подобной трассе. Что же нового внесли организаторы в чемпионат? По итогам первых трех дней разыгрывалось командное первенство и определялись личные результаты среди женщин. Одновременно остальные участники набирали очки для личного зачета, В оставшиеся три дня окончательно распределялись места в индивидуальном зачете. Это было вызвано тем, что на предыдущих чемпионатах многие команды из-за слабой подготовки не в состоянии были пройти все иять-шесть дней в полном составе и победители определялись в конечном счете по тому, насколько коллективу удавалось сохранить мотоциклы. Таким образом, новшество явилось как бы уступкой слабым командам. Не первый раз уже дебатируется вопрос об участии женщин в мотоциклетном многоборье. Вообще-то говоря, большинство тренеров и специалистов считает неоправданным их участие а•10- спортсменок из Литвы Зоей Загурските и Лидии Носоревой, награжденных специальным призом журнала «За рулем» — «Лучшему женскому экипажу». Именно их удача в значительной мере помогла команде нашей республики занять первое место. Появление традиционного приза на ралли — событие столь же приятное, сколько и редкое. А как бы здорово было увидеть среди награжденных спортсменов обладателей, скажем, специально учрежденных заводами призов: «За лучший результат на автомобиле «Волга», «За лучшую подготовку автомобиля «Москвич». Пока это лишь мечты, такие же, как иже лание узнать от заводских спортсменов и специалистов об опыте подготовки автомобилей к соревнованиям. Обнадеживающим для нас был дебют «Запорожцев»: все три автомобиля этого класса, выступавшие от нашей республики, успешно финишировали, а один из них занял второе место. Маленькие автомобили очень хорошо проявили себя в большом пути,и от души хочется пожелать, чтобы на старте ралли будущего года их было не шесть, а по крайней мере втрое больше. Вероятно, вообще целесообразно одним из требований к командам республик считать обязательное выступление в двух или даже в трех классах. В ралли 1966 года было новшество — отмена основной льготы времени на опережение графика. И это стало роковым для некоторых участников, в том числе для экипажа двукратного чемпиона страны Генриха Заргаряна. Он прибыл на первый пункт контроля времени, опередив график на одну минуту. Но и этого оказалось достаточно, чтобы призовое место стало недосягаемым, ибо результаты экипажей в первой десятке были очень плотными. Не хочется останавливаться на некоторых досадных недочетах, но еще больше не хочется, чтобы они повторились на первенстве СССР будущего года, которое станет частью IV Спартакиады народов СССР, посвященной 50-летию Советской власти. Спортсмены из года в год повышают свое мастерство, а вот судейство не только не прогрессирует, но" в отдельных случаях сползает назад и, что хуже всего, становится необъективным. Вот некоторые факты. На дополнительном состязании № 6 судьи на старте и финише не знали «Общих условий» и Положения о ралли, не имели приборов для засечки времени и, «чтобы никого не 'обижать», всем давали одинаковое время — две минуты.Заметки участника первенства страныiHa дополнительном состязании № 8 участники спешили в кратчайшее время пройти дистанцию специального участка, кое-кто даже поплатился за это, помяв машину, а финиша не было. На пункте контроля времени (КВ-18) нашелся настолько добрый судья, что временем прохождения KB считал время, угодное участникам. Кстати сказать, судейские пункты лишь в редких случаях были обеспечены специальными часами. Это далеко не полный перечень нарушений условий соревнований со стороны судей. К сожалению, они за это не пенализируются и не теряют призовых мест. Давно настала пора серьезно готовить судей к столь ответственным соревнованиям, обеспечивая полную и безуслов- ную объективность их работы. Занятое место должно определяться в спортивной борьбе на равных условиях, и побеждать должны сильнейшие гонщики, а отнюдь не дипломаты, умеющие «находить общий язык» с добряками судьями. И, безусловно, надо обеспечить соревнования достаточным количеством соответствующих приборов, чтобы предотвратить поток протестов и нареканий. Л. ШУВАЛОВ, общественный корреспондент «За рулем», мастер спорта Ужгород — Вильнюс РЕЗУЛЬТАТЫ Командное первенство. С редиреспублик : 1. Литва: 2. Украина; 3. РСФСР. С реди ДСО иведомств : 1. «Спартак»; 2. «Жальгирис» (2-я команда); 3. «Труд» (2-я команда). С рединизовыхколлективов : 1. Львовский совет ДСО «Спартак»; 2. Вильнюсский таксомоторный парк; 3. Спортклуб «Москвич» (2-я команда). Личное первенство. К ласс « В олг » : 1. Е. Крывдик и С. Наймович (Украина); 2. Ю. Сникерис и И. Циммере (Латвия); 3. Л. Потапчик и 3. Паскачимас (Литва). Класс «Москвичей»: 1. Ю. Козлов и В. Ильин; 2. Ю. Лесовский и Н. Шевченко; 3. В. Бубнов и Б. Фалькевич (все — Москва). К ласс « З апорожцев » : 1. Ю. Михайлов и Е. Майоров (Москва); 2. В. Чутеле и С. Малинаускас (Литва); 3. А. Алейников и В. Чернышев (Украина).многодневных состязаниях. Программа многоборья настолько сложна, что лишь немногим спортсменкам удается благополучно закончить дистанцию. В будущем году в финале Спартакиады народов СССР каждая команда по многоборью должна иметь в своем составе двух мотоциклисток. И чтобы их участие не стало чисто формальным, при составлении Положения о чемпионатеследует еще больше облегчить условия состязаний для женщин. Например, сократить трассу каждого дня. Уже не первый год обсуждается целесообразность участия в мотоциклетном многоборье мотоциклов с колясками. В свое время Международная мотоциклетная федерация исключила этот класс машин из шестидневок. На это были веские основания. Трасса для мотоциклов-одиночек, как правило, оказывалась слишком трудной для «колясок», и большая часть их выбывала из борьбы в первые же дни. Подобная картина наблюдается и на наших чемпионатах. В Ужгороде борьба шла только между двумя экипажами. Не слишком ли это малая цифра для всесоюзного первенства? Вообще приближение условий и многих пунктов Положения о наших чемпионатах по многоборью к Положению о шестидневках ФИМ представляется сейчас наиболее важной задачей. Необходимо, например, включать в Положение таблицу пенализации, учитывающую каждое нарушение. Особенно много недоразумений было при оценке дополнительного испытания «разгон и торможение». Поэтому судьи на свой страх и риск (чаще всего по-разному) оценивали выполнение этого упражнения. Минувший чемпионат был примечатеВиталий Горулько — чемпион СССР по мотоциклетному многоборью в классе 250 см'.лен тем, что в нем стартовало семь юношей. Дебют их был успешен. Разве это не доказательство того, что мотоциклетное многоборье вполне под силу юным спортсменам? Именно на трассах многодневки они могут пройти всестороннюю подготовку по разным «наукам» мотоциклетного спорта и стать в будущем настоящими мастерами-многоборцами. В 1967 году наши многоборцы выйдут на финальные соревнования IV летней Спартакиады народов СССР. И чтобы эти состязания стали настоящим смотром достижений советских мотоциклистов, подлинным спортивным праздником, надо уже сейчас решать вопросы, возникшие на закарпатской трассе. Б. ЛОГИНОВ Ужгород РЕЗУЛЬТАТЫ: Личное первенство. К ласс 125 см 3 : 1. А. Сироткин; 2. И. Нестеров (оба Ленинград); 3. И. Бисляускас (Литва). Класс 175 см': 1. В. Динабург (РСФСР); 2. В. Леонов (Ленинград); 3. В. Врунис (Латвия). Класс 250 см': 1. Б. Горудько (РСФСР); 2. Т. Сепп (Эстония); 3. В. Семин (Москва). К ласс 350 см 3 : 1. Р. Решетнике (Латвия); 2. С. Чирцев; 3. Г. Чащипов (оба РСФСР). Мотоциклы сколясками : 1. А. Раутенфельд — А. Портнягин; 2. Ю. Соколов — В. Дрожжин (оба экипажа — Советская Армия); 3. В. Фартушн як — Р. Кац (УССР). 5 Женщины 175 см : 1. В. Писаренко (УССР); 2. Л. Тулл (Эстония); 3. Н. Шарапова (Москва).